Автодело

1. Пояснительная записка.
При разработке программы «Автодело» были использованы требования и положения
следующих нормативных актов:
•
•
•

•

•

•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Выпуск № 2. Часть № 2;
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования";
Приказ Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 701 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
190631.01 Автомеханик»;
Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 "Об утверждении примерных
программ профессионального обучения водителей транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий";
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 28-02484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей».

Направленность – техническая.
Уровень освоения – базовый.
Актуальность. Неизменно высокий интерес детей и подростков к занятиям по вождению,
низкий уровень культуры поведения на дорогах всех участников дорожного движения
(пешеходов, водителей, пассажиров), а также высокий уровень детского дорожнотранспортного травматизма говорит о необходимости создания образовательных программ
такой направленности. Программа направлена на развитие инженерно-конструкторского
мышления обучающихся, формирование навыков культуры поведения и психической
устойчивости в экстремальных ситуациях на дорогах.
Новизна данной программы состоит в профессионально-ориентированном содержании
образовательного процесса. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с
профессиями – водитель и автомеханик, получают знания, умения и навыки безопасного
нахождения на дороге. По окончанию обучения по программе дополнительного образования
«Автодело» обучающимся выдается сертификат установленного образца.
Отличительная особенность программы заключается в том, что по форме организации
образовательного процесса она является модульной.
Программа включает 2 модуля:
1. «Безопасность дорожного движения»;
2. «Устройство и техническое обслуживание автомобильного транспорта».
Адресат программы - Обучающиеся 8-9 классов (14-16) лет, интересующиеся устройством
автомобилей, вождением транспортных средств.
Главная особенность детей данного возраста: они начинают считать себя взрослыми,
постоянно пытаются доказать это окружающим, иногда даже зациклены на этом. Активно
проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают
отстаивать свою точку зрения. Порой любят больше говорить, чем делать. У человека в таком
возрасте обо всем есть свое мнение, поэтому дети хотят, чтобы их пожелания, мнения, доводы
учитывались.
Физических рост и развитие: девочки примерно на 2 году опережают в развитии мальчиков;

завершается рост скелета; изменение сердечно-сосудистой системы, из-за чего повышается
утомляемость; повышенная возбудимость; хорошая координация движений.
Характерные особенности: со взрослыми хотят общаться «на равных»; формирование
собственного мировоззрения; подчиняются группе; иногда нуждаются в необходимости
побыть одному; поиск себя; интерес к противоположному полу; крайности в поведении
(например: ничего не хочу, сам се знаю и т.п.); беспокойство о внешнем виде.
Советы педагогу:
Вы должны быть авторитетом для своих обучающихся. Не допускайте панибратства,
«дешевый авторитет» не поможет при работе с детьми, а наоборот. При работе придется
столкнуться с нарушением правил поведения и дисциплины, необходимо строго реагировать
на это. При планировании занятий и мероприятий учитывайте интерес к противоположному
полу; руководите подростками без излишнего давления со стороны взрослого; учитывайте
интересы и пожелания детей, однако не нужно идти на поводу.
Цель программы - Формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на
дороге на основе технических знаний и практических навыков в обслуживании и управлении
транспортным средством.
Задачи программы
Обучающие:
• обучить основам безопасного управления транспортными средствами в различных условиях;
• сформировать технические знания об устройстве транспортных средств и их техническом
обслуживании;
• обучить правилам дорожного движения;
• обучить начальным навыкам вождения легковым автомобилем.
Развивающие:
• способствовать развитию технических способностей обучающихся;
• способствовать развитию социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
• развивать быстроту реакции, память, внимание;
Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения во время дорожного движения;
• воспитывать ответственность, толерантность;
• воспитывать морально-волевые качеств характера.
Объем и срок реализации программы – 2 года, 216 акад. часов:
1 год обучения – 2 часа в неделю, всего 72 часа;
2 год обучения - 4 часа в неделю, всего 144 часа.
Периодичность проведения занятий:
В группах 1 года обучения – 1 раз в неделю по 2 часа;
в группах 2 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповое занятие.
Группы – одновозрастные.
Состав групп - постоянный
Наполняемость групп - 8 человек.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения

№
п/п

Количество
часов
Название раздела, темы

Форма
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Наблюдение, опрос.

1

Викторина «Дорога без
опасности».

Комплектование группы (8 часов)
1.

Вводное занятие.

МОДУЛЬ 1. «Безопасность дорожного движения» (52 часа)
1

«Основы безопасности дорожного
движения»

2

«Основы управления транспортным
средством».

3

«Получение первичных навыков
вождения автомобиля».

20

19

зачет
18

15

3
зачет

14

1

13

МОДУЛЬ 2. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(14 часов)
1

«Введение в «Автодело»

4

4

0

2

«Устройство автомобильного
транспорта»

6

6

0

3

«Эксплуатация автомобильного
транспорта»

4

4

0

72

54

18

ИТОГО:

контрольное задание
опрос по карточкам

зачет

2 год обучения

№
п/п

Количество
часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Форма
аттестации/контроля
Практика

МОДУЛЬ 1. «Безопасность дорожного движения» (68 часов)
1

«Основы безопасности дорожного
движения»

2

«Основы управления транспортным
средством».

16

13

3

3

«Первичные навыки вождения
автомобиля».

32

12

20

20

12

8

Викторина «Дорога без
опасности».
зачет
зачет

МОДУЛЬ 2. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(76 часов)
1

«Устройство автомобильного

67

43

24

опрос по карточкам

транспорта»
2

«Эксплуатация автомобильного
транспорта»

ИТОГО:

9

7

2

144

87

57

зачет

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
Блок 1.1. «Основы безопасности дорожного движения».
№
Наименование темы
п/п

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
2

3

2
2
Система безопасности дорожного движения
Правила дорожного движения.
18
17
1
2.1 Дорожные термины и понятия.
1
1
2.2 Регулирование дорожного движения.
1
1
2.3 Сигналы светофора.
1
1
2.4 Дорожные знаки
1
1
2.5 Участники дорожного движения.Обязанности пешехода.
1
1
2.6 Дорога и ее элементы.
1
1
2.7 Элементы дорожной разметки.
1
1
2.8 Тормозной путь, понятие безопасной дистанции.
1
0,5
0,5
Пешеходные переходы и их виды. Переход улицы по
2.9
1
1
пешеходному переходу, вне пешеходного перехода.
2.10 Предупреждающие дорожные знаки.
1
1
2.11 Запрещающие дорожные знаки.
1
1
2.12 Дорожные знаки приоритета.
1
1
2.13 Предписывающие дорожные знаки.
1
1
2.14 Дорожные знаки особых предписаний.
1
1
Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки
2.15
1
1
дополнительной информации.
2.16 Дорожные знаки сервиса.
1
1
2.17 Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
1
0,5
0,5
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО:
19
44
1
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Система безопасности
дорожного движения
Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Основы
безопасности дорожного движения». Вводный инструктаж по технике безопасности.
Как появились дорожные знаки. Первое дорожно-транспортное происшествие. Введение
дорожных знаков. Первая международная конвенция по регулированию дорожного движения.
Родословная светофора. Первый в мире светофор. Изобретение современного светофора.
Первый светофор в России.
История появления Правил дорожного движения. Первые указы по регулированию движения
на дорогах. Инструкция городовым Московской полиции. Инструкция по организации Рабочекрестьянской милиции. Декрет СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. «Об автодвижении по г.

Москве и ее окрестностям(правила)». «Правила движения по улицам городов, населенных
пунктов и дорогам СССР».
Государственная инспекция безопасности дорожного движения. История создания
Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Задачи, которые решает
ГИБДД. Сотрудники ГИБДД и безопасность дорожного движения.
2. Дорожные термины и понятия.
Велосипед. Дорога. Дорожное движение. Маршрутное транспортное средство. Обочина.
Пассажир. Пешеход. Пешеходный переход. Полоса движения. Проезжая часть.
Разделительная полоса. Регулировщик. Тротуар. Перекресток. Организованная перевозка
группы детей. Организованная пешая колонна. Участник дорожного движения. Транспортное
средство. Железнодорожный переезд. Дорожно-транспортное происшествие. Автомагистраль.
Водитель. Главная дорога. Мопед. Мотоцикл. Населенный пункт.
3. Регулирование дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения.
4. Сигналы светофора.
Сигналы светофора. Зеленый цвет. Желтый цвет. Красный цвет. Желтый мигающий цвет.
Реверсивные светофоры. Светофоры для рельсовых транспортных средств. Светофоры для
велосипедистов. Светофоры на железнодорожных переездах.
5. Дорожные знаки.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета.
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки
дополнительной информации. Знаки сервиса. Общие сведения.
6. Участники дорожного движения. Обязанности пешехода.
Пешеходы. Велосипедисты. Скутеристы. Мотоциклисты. Легковые автомобили. Грузовые
автомобили. Автобусы. Маршрутные транспортные средства.
Кто такой пешеход. Что запрещается пешеходу. Правила поведения пешехода.
7. Дорога и ее элементы.
Дорога и ее элементы. Проезжая часть. Полоса движения. Разделительная полоса. Тротуар.
Обочина. Виды и типы дорог. Устройство дорог.
8. Элементы дорожной разметки.
Что такое дорожная разметка. Разметка проезжей части. Разметка пешеходных переходов.
Разметка остановок маршрутных транспортных средств.
9. Тормозной путь, понятие безопасной дистанции.
Что такое тормозной путь. Составляющие тормозного пути. Визуальное измерение расстояний
в условиях города. Время торможения. Измерение расстояния в секундах.

10. Пешеходные переходы и их виды. Переход улицы по пешеходному переходу, вне
пешеходного перехода.
Что такое пешеходный переход. Наземный пешеходный переход. Подземный пешеходный
переход. Надземный пешеходный переход.
Правила перехода улицы по наземному пешеходному переходу. Правила перехода проезжей
части вне пешеходного перехода с одной полосой движения, с несколькими полосами
движения.
11. Предупреждающие дорожные знаки.
Назначение. Внешний вид. Принцип схематичной передачи информации. Размещение на
дороге.
12. Запрещающие дорожные знаки.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
13. Дорожные знаки приоритета.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
14. Предписывающие дорожные знаки.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
15. Дорожные знаки особых предписаний.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
16. Информационные дорожные знаки. Дорожные знаки дополнительной информации.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
17. Дорожные знаки сервиса.
Назначение. Внешний вид. Размещение на дороге.
18. Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.
Железнодорожный переезд со шлагбаумом. Железнодорожный переезд без шлагбаума.
Однопутная железная дорога. Многопутная железная дорога. Искусственная неровность.
Въезд запрещен. Движение запрещено. Движение на велосипедах запрещено. Движение
пешеходов запрещено. Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов. Конец
дорожки или полосы для велосипедистов. Пешеходная дорожка. Пешеходная и велосипедная
(велопешеходная) дорожка с совмещенным движением. Конец пешеходной и велосипедной
(велопешеходной) дорожки с совмещенным движением. Пешеходная и велосипедная
(велопешеходная) дорожка с раздельным движением. Конец пешеходной и велосипедной
(велопешеходной) дорожки с раздельным движением. Автомагистраль. Дорога для
автомобилей. Дорога с односторонним движением. Конец дороги с односторонним
движением. Дорога с полосой для велосипедистов. Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса. Место остановки трамвая. Пешеходный переход. Жилая зона. Конец жилой
зоны. Пешеходная зона. Конец пешеходной зоны. Подземный переход. Надземный переход.
Аварийный выход. Направление движения к аварийному выходу. Пункт медицинской

помощи. Больница. Телефон. Пункт питания. Питьевая вода. Гостиница или мотель. Место
для отдыха. Пост дорожно-постовой службы. Полиция. Бассейн или пляж. Туалет.
19.Итоговое занятие.
Блок 1.2. «Основы управления транспортным средством».
№
Наименование темы
п/п
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2 Обязанности участников дорожного движения
3 Дорожные знаки
4 Дорожная разметка
Порядок движения и расположение транспортных средств на
5
проезжей части
6 Остановка и стоянка транспортных средств
7 Проезд перекрестков
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных
8
транспортных средств и железнодорожных переездов
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых
9
сигналов
10 Дорожное движение
11 Дорожные условия и безопасность движения
Итого:

В том числе
Кол-во
часов теорияпрактика
1
2
3
1

1
2
2
1

3

2

1
2

1
2

2

2

1

1

1
1
18

1
15

1
1

1
3

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Основы управления
транспортным средством». Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Обязанности участников дорожного движения.
Общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного
средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности
водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства;
порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и
медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления
транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожнотранспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям;
права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным
проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным
звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного
проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств;
обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Дорожные знаки.
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения;
классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный
знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение
предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной
конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при
приближении
к
опасному
участку
дороги,
обозначенному
соответствующим
предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их
установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение

запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия
запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в
соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков;
название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия
предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в
соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых
предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам
дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков;
название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с
требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и
порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации
(табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом
требований знаков дополнительной информации.
4. Дорожная разметка.
Значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация
разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка;
цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в
соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными
знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной
разметки.
5. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.
Предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов
световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты
направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными
путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу
транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и
торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о
количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных
средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей
части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых
транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева
на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам
и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях
движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных
средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд;
действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен;
опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия;
встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках;
приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне
перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных
транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от
обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и
механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места,
где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов,
гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения
порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части.
6. Остановка и стоянка транспортных средств.
Порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку;
длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места,
где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная
остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка

запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения
аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке
транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного
средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и
стоянки.
7. Проезд перекрестков.
Общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые
перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрестку,
регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки;
правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог;
очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет
направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на
дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность
водителей за нарушения правил проезда перекрестков.
8. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и
железнодорожных переездов.
Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых
пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых
пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия
водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при
посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей,
приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных
переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд;
запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования
условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги;
ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест
остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
9. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов.
Правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения;
действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и
стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях
недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время
суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей;
использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения
звуковых сигналов в различных условиях движения.
10. Дорожное движение.
Дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели
качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии
(ДТП); виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожнотранспортных происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России;
система водитель-автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством;
различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных
соревнованиях и при участии в дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль;
показатели качества управления транспортным средством: эффективность и безопасность;
безаварийность как условие достижения цели управления транспортным средством;
классификация автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность
движения и плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя
скорость и плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности
дороги; причины возникновения заторов.
11.Дорожные условия и безопасность движения.

Динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг
транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства
при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о
тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным
средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости
движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного
покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной
дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением,
дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и
прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и
бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения;
влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной
дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные
условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости
транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности
возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в
транспортном потоке.
Блок 1.3. «Получение первичных навыков вождения автомобиля».
№
Наименование темы
п/п
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2 Посадка, действия органами управления.
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в
3 восходящем порядке, переключение передач в нисходящем
порядке, остановка, выключение двигателя.
Повороты в движении, разворот для движения в обратном
4
направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Итого:

В том числе
Кол-во
часов теорияпрактика
1
1

1
1

2

2

10

10

14

1

13

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Доведение структуры учебного блока, порядка проведения занятий, формы итогового
контроля. Инструктаж по технике безопасности при работе на электронных автомобильных
тренажерах, доведение мер безопасности и правил оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
2. Посадка, действия органами управления.
Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольноизмерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения
сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности;
действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами
управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и
переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением
передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке;
действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами
управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления
сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами;
отработка приемов руления.
3. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке,
переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке,
переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия
при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем
порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке;
действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем
порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.
4. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка
и пешеходного перехода.
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и
пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости,
переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо,
выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой,
снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота,
поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение
по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя
поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего
хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.
Блок 2.1. «Введение в «Автодело».
№

В том числе
Наименование темы

Кол-во часов

п/п
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1
2 История развития транспортных средств.
1
3 Создание двигателя внутреннего сгорания.
1
4 Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания.1
Итого:
4

теорияпрактика
1
1
1
1
4

0

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Введение в
Автодело». Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. История развития транспортных средств.
Появление колеса. Первые колесные транспортные
транспортных средств: повозка, карета, телега.

средства.

Развитие

колесных

3. Создание двигателя внутреннего сгорания.
Жан ЭтьенЛенуар. Август Отто. ГотлибДаймлер. Рудольф Дизель.
4. Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Карл Бенц. ГотлибДаймлер. Ветераны автомобилестроения.
Блок 2.2. «Устройство автомобильного транспорта».
№
Наименование темы
п/п
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2 Двигатель.

Кол-во
часов
1
3

В том числе
ПрактиТеория
ка
1
3

Общее устройство и рабочий цикл двигателя
2
2
внутреннего сгорания.
3.2.Смазочная система.
1
1
3 Рулевое управление.
1
1
4 Общее устройство тормозной системы.
1
1
Итого:
6
6
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Устройство
автомобильного транспорта». Доведение способов текущего контроля знаний и вида итоговой
проверки степени освоения учебного блока. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Общее устройство и рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
Назначение двигателя; классификация двигателей. Общее устройство одноцилиндрового
карбюраторного двигателя. Основные параметры двигателя. Рабочий цикл четырехтактного
карбюраторного двигателя. Понятие о мощности двигателя. Рабочий цикл многоцилиндрового
двигателя. Рабочий цикл 4-х тактного дизельного двигателя.
3. Смазочная система.
Понятие о трении. Назначение смазочной системы. Общая схема системы. Устройство и
работа смазочной системы. Устройство и работа масляных фильтров и масляных насосов.
Система вентиляции картера. Основные сведения о моторных маслах, их физико-химические
свойства, характеристики, маркировка и классификация.
4. Рулевое управление.
Общее устройство и работа рулевого управления. Рулевой механизм. Схема поворота
автомобиля. Типы рулевых механизмов. Значение передаточного числа рулевого механизма
для повышения маневренности автомобиля. Привод рулевого управления изучаемых
автомобилей. Рулевой привод при независимой подвеске передних колес. Травмобезопасное
рулевое управление. Карданный вал рулевого управления. Угловой редуктор. Усилитель
рулевого управления. Насос усилителя, привод насоса, масляный радиатор. Применяемые
масла.
5. Общее устройство тормозной системы.
Тормозные системы, виды, область использования. Тормозные механизмы.
2.1.

Блок 2.3. «Эксплуатация автомобильного транспорта».
№
Наименование темы
п/п

Кол-во
часов

В том числе
теорияпрактика

Вводное занятие. Понятие эксплуатации автомобильного
1
1
транспорта.
2 Топливо и его виды.
1
1
Порядок обращения с горюче-смазочными материалами. Охрана
3
1
1
труда при работе на автомобильном транспорте.
4 Итоговое занятие. Зачет.
1
1
Итого:
4
4
1.Вводное занятие. Понятие эксплуатации автомобильного транспорта
Объяснение целей и задач, решаемых в ходе реализации учебного блока «Эксплуатация
автомобильного транспорта». Вводный инструктаж по технике безопасности. Факторы,
влияющие на эксплуатацию автомобильного транспорта. Качество. Надежность.
Долговечность. Безотказность. Ремонтопригодность. Сохраняемость. Этапы эксплуатации
автомобильного транспорта.
2. Топливо и его виды.
3. Порядок обращения с горюче-смазочными материалами. Охрана труда при работе на
автомобильном транспорте.
Перевозка, хранение и раздача жидкого топлива. Перевозка, хранение и раздача сжиженного и
сжатого газов. Перевозка, хранение и раздача смазочных материалов. Требования к
1

помещениям автотранспортных предприятий и ремонтных мастерских. Требования к
инструменту и приспособлениям. Требования к производству работ.
5. Итоговое занятие. Зачет.
6.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения
Блок 1.1. «Основы безопасности дорожного движения».
№
Наименование темы
п/п
1
2

3.
4.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение
2
изученного в 1 год обучения
Правила дорожного движения.
6
2.1 Виды дорожных знаков
2.2 Сигналы регулировщика
2.3 Требования к движению пешеходов и велосипедистов.
2
Поведение при дорожно-транспортном происшествии.
(Оценка последствий дорожно-транспортного происшествия.
4
Телефоны экстренных служб. Порядок сообщения о дорожнотранспортном происшествии)
Первая доврачебная помощь.
6
Оценка физического состояния пострадавшего в дорожнотранспортном происшествии. Первая помощь при ушибах,
4.1.
2
растяжениях.

4.2.

5

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

Первая помощь при кровотечениях.

4.3.
Первая помощь при переломах
Зачетное занятие.
ИТОГО:

2
4
2
2

2
1 1
1 1

2
2

2

3

3

1

1

2

1

1

2
2
20

1
1
12

1
1
8

Блок 1.2. «Основы управления транспортным средством».
№
Наименование темы
п/п
1

2

3

4

Кол- В том числе
во
практик
теория
часов
а

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2
Законодательство в сфере дорожного движения.
Перевозка людей
(требование к перевозке людей в автомобиле; обязанности водителя
2
перед началом движения; дополнительные требования при перевозке
детей; случаи, когда запрещается перевозка людей)
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных
средств
(Общие требования; порядок прохождения технического осмотра;
неисправности и условия, при наличии которых запрещается
2
эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков,
применяемые для различных групп транспортных средств; требования к
установке государственных регистрационных знаков на транспортных
средствах; опознавательные знаки транспортных средств)
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным
4
средством

2

1

1

1

1

4

5

6

(Влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в
дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем
опыта; условия безопасного управления транспортным средством;
регулирование скорости движения транспортного средства с учетом
плотности
транспортного
потока;
показатели
эффективности
управления транспортным средством; зависимость средней скорости
транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных
потоках различной плотности; снижение эксплуатационного расхода
топлива - действенный способ повышения эффективности управления
транспортным средством; безопасное и эффективное управления
транспортным средством; проблема экологической безопасности;
принципы экономичного управления транспортным средством;
факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива)
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного
движения (Безопасность пассажиров транспортных средств; результаты
исследований, позволяющие утверждать о необходимости и
эффективности использования ремней безопасности; опасные
последствия срабатывания подушек безопасности для не пристегнутых
водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней
безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила
подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость 4
использования детских удерживающих устройств при перевозке детей
до 12-летнего возраста; подушки безопасности для пешеходов и
велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и
эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых
пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений;
обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в
жилых зонах)
Зачет
2
Итого:
16

4

1
13

1
3

Блок 1.3. «Получение первичных навыков вождения автомобиля».
№
Наименование темы
п/п
1

2

3

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Повторение
пройденного в 1-ый год обучения.
Движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с
применением различных способов торможения.

Кол- В том числе
во
теорияпрактика
часов
2

(движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с
применением различных способов торможения: начало движения, разгон
с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с
переключением передач в нисходящем порядке при движении по
6
кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало
движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с
применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение
по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого
торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало
движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с
применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не
оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой)
Движение задним ходом.
2
(Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по

1

1

4

2

1

1

4

5

прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение
передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой,
контролирование траектории и безопасности движения через зеркала
заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой,
остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение
передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и
налево, контролирование траектории и безопасности движения через
зеркала заднего вида, остановка)
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование.
(Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование:
въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги
передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с
поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и
задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по 10
ширине пространстве; движение по наклонному участку, остановка на
подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало
движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом
параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним
ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Вождение на учебной площадке
12
Итого:
32

6

4

12

12
20

Блок 2.1. «Устройство автомобильного транспорта».
№
Наименование темы
п/п
Повторение изученного материала в 1 год обучения. Инструктаж по
технике безопасности.
2 Двигатель.
2.1.Общее устройство двигателя внутреннего сгорания. Повторение
2.2.Смазочная система.
2.3.Система питания и ее разновидности.
3 Электрооборудование.
3.1.Система зажигания.
1

В том числе
Кол-во
Практичасов Теория
ка
1

1

17
1
8
8
18
6

13
1
6
6
12
4

4

3.2.Источники тока.

6

4

2

3.3.Стартер.
4 Трансмиссия.
4.1.Назначение трансмиссии автомобиля.
4.2.Сцепление.
4.3.Коробка передач. Раздаточная коробка.
5 Ходовая часть и рулевое управление.
5.1.Ходовая часть.
5.2.Рулевое управление.
6 Тормозные системы.
6.1.Общее устройство тормозной системы.
Тормозная система с гидравлическим приводом. Уровень тормозной
6.2.
жидкости.
Аккумулятор. Определение уровня зарядки. Порядок подключения
7
Аккумулятора
8 Зачет.
Итого:

6
12
4
4
4
10
6
4
4
2

4
6
2
2
2
6
4
2
2
1

2
6
2
2
2
4
2
2
2
1

2

1

1

4

2

2

1
67

1
43

24

2
2
6
2

Блок 2.2. «Эксплуатация автомобильного транспорта».
№
Наименование темы
п/п
1 Повторение. Особенности эксплуатации автомобиля..
2 Эксплуатационные среды и материалы.
Топливо и его виды.
Смазочные масла. Проверка уровня масла.
3
Разновидность шин. (Зимняя и летняя резина. Бортирование)
4 Итоговое занятие.
Итого:

В том числе
Кол-во
часов теорияпрактика
1
4
2
2
2
2
9

1
2
1
1
2
2
7

2
1
1
0
2

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 1 года обучения обучения обучающиеся будут ЗНАТЬ:
 основные понятия и термины Правил дорожного движения; дорожных знаков; дорожной
разметки; порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части;
- правила остановки и стоянки транспортных средств; регулирования дорожного движения;
- правила проезда перекрестков; проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных
транспортных средств и железнодорожных переездов
- основы обеспечения безопасности дорожного движения;
- основы эффективного и безопасного управления транспортным средством при различных
условиях;
- общее устройство техническое обслуживание транспортных средств;
- основные приемы управления транспортными средствами
- общее устройство и органы управления транспортных средств;
- порядок запуска и выключения двигателя; начала движения и остановки;
УМЕТЬ:
- осуществлять начало движения; переключать передачу;
- производить остановку; выключать двигатель;
- выполнять проезд перекрестка и пешеходного перехода;
- выполнять движение задним ходом;
К концу 2 года обучения обучения обучающиеся будут ЗНАТЬ:
 правила движения по кольцевому маршруту, правила остановки в заданном месте с
применением различных способов торможения;
- правила движения задним ходом; движение в ограниченных проездах,
- Сигналы регулировщика
- Требования к движению пешеходов и велосипедистов
- Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии.
- требования к перевозке людей в автомобиле;
- Назначение сцепления автомобиля;
- Назначение и устройство коробки переключения передач;
- Что такое трансмиссия и из каких узлов и агрегатов она состоит;
- Назначение и состав системы питания карбюраторного двигателя;
- Источники тока автомобиля;
- Назначение и состав системы зажигания автомобиля;
- Назначение стартера автомобиля. Пусковое устройство;
-Назначение и общее устройство тормозной системы автомобиля;
- Назначение и состав рулевого управления автомобиля;
- Смазочные масла;
- Разновидность шин, порядок выполнения бортирования

УМЕТЬ:
- производить остановки в заданном месте с применением различных способов торможения;
- осуществлять движение в ограниченных проездах;
- выполнять движение задним ходом;
- проверять уровень масла;
- определять уровень тормозной жидкости;
- подключать аккумулятор;
- оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях, кровотечениях,
переломах.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09. 2023 г.
Формирование групп 1 года обучения – 01.09.2023-14.09.2023
Начало учебных занятий:
- в группах 1 года обучения – с 15.09.2023
- в группах 2 года обучения – с 01.09.2023.
Окончание учебного года – 31.05.2024
Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество учебных дней:
- в группах 1 года обучения – 72,
- в группах 2 года обучения – 72.
1 полугодие
Группа
№1,2
Группа
№3,4

15.0930.12.2023
01.0930.12.2023

ОП
15
недель
17
недель

Календарь занятий
Зимние
2
праздники
полугодие
31.12.202310.0109.01.2024
31.05.2024
31.12.202310.0109.01.2024
31.05.2024

ОП

Летние
каникулы
01.0631.08.2024
01.0631.08.2024

20
недель
20
недель

Всего
в год
35
недель
37
недель

Календарь реализации содержания учебного плана в группе №1,2 (1 год обучения):
месяц

сентябрь

№п\п

1.
2.

3
октябрь
4
5
6
7
ноябрь

Тема занятия

Кол-во
часов

Комплектование группы
Вводное занятие.
Система безопасности дорожного движения.
История появления Правил дорожного движения.
ГИБДД.
Дорожные термины и понятия. Регулирование
дорожного движения.
Сигналы светофора. Дорожные знаки
Участники дорожного движения.Обязанности
пешехода. Дорога и ее элементы.
Элементы дорожной разметки. Тормозной путь,
понятие безопасной дистанции.
Пешеходные переходы и их виды.
Предупреждающие дорожные знаки.

4
2
2

2
2
2
2
2

Изменения
и
дополнения

8
9
10
11
декабрь
12
13
14
15
январь
16
17

18

февраль

19
20
21

22

март

апрель

23
24
25
26
27
28
29

30

31
май

32
33
34

Запрещающие дорожные знаки. Дорожные знаки
приоритета.
Дорожные знаки особых предписаний.
Дорожные знаки сервиса.
Дорожные знаки для пешеходов и
велосипедистов. Подведение итогов по теме.
Введение в тему «Основы управления
транспортным средством». Дорожная разметка
Обязанности участников дорожного движения
Дорожные знаки
Дорожные знаки. Расположение транспортных
средств на проезжей части
Порядок движения транспортных средств на
проезжей части
Остановка и стоянка транспортных средств.
Порядок использования внешних световых
приборов и звуковых сигналов
Проезд пешеходных переходов, мест остановок
маршрутных транспортных средств и
железнодорожных переездов
Проезд перекрестков
Дорожное движение. Дорожные условия и
безопасность движения
Введение в тему «Получение первичных навыков
вождения автомобиля». Посадка, действия
органами управления.
Пуск двигателя, начало движения, переключение
передач в восходящем порядке, переключение
передач в нисходящем порядке, остановка,
выключение двигателя.
Повороты в движении.
разворот для движения в обратном направлении
проезд перекрестка
Проезд пешеходного перехода
Закрепление.
Введение в «Автодело». История развития
транспортных средств.
Создание двигателя внутреннего сгорания.
Первые автомобили с двигателем внутреннего
сгорания.
Введение в тему «Устройство автомобильного
транспорта». Общее устройство двигателя
внутреннего сгорания.
Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
Смазочная система.
Рулевое управление. Общее устройство
тормозной системы.
Понятие эксплуатации автомобильного
транспорта. Топливо и его виды.
Порядок обращения с горюче-смазочными
материалами. Охрана труда при работе на
автомобильном транспорте. Итоговое занятие.
Зачет.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2

Материально-техническое обеспечение программы
Материальный ресурс:
- кабинет для занятий с тематическим оборудованием,
- тренажер,
- ПК.
Информационный ресурс: (во время занятия используются обучающие и профилактические
видеофильмы и видеоролики по Правилам дорожного движения, основам строения
автомобиля и оказанию первой помощи в экстремальных ситуациях).
Интернет-ресурсы:
1. https://гибдд.рф – официальный сайт ГИБДД МВД России;
2. www.1avtorul.ru/ustrojstvo-avtomobilya.html – учебник по устройству автомобиля;
3. www.unit-car.com/ustroystvo.html – интернет автосправочник.
Учебно-наглядные пособия
- Магнитная доска со схемой населенного пункта
- Магниты (дорожные знаки, пешеходы, ТС)
- комплект «Дорожные знаки»
- плакат «Общее устройство автомобиля»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Автодело» реализуется
в сетевой форме в сотрудничестве с ООО «Авто-Профи им. Л.В. Дунюшкина». Практическая
часть проходит на базе автодрома ООО «Авто-Профи им. Л.В. Дунюшкина», где ребята под
наблюдением опытных инструкторов учатся уверенно управлять автотранспортом.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные методы и приемы обучения:
наглядные методы: показ, демонстрация наглядного материала;

 словесные методы: беседа, рассказ, консультация, инструктирование;
практические методы: выполнение самостоятельная практическая работа, отработка
навыков на практике.
Формы организации детей на занятиях:
Программа включает индивидуальную и коллективную деятельность детей на
занятиях:
 фронтальная и групповая – при изучении теоретического материала и при проведении
практических занятий;
 индивидуальные – при проведении практических занятий по обучению вождению
транспортных средств.
Формы проведения занятий:
 лекция;
 практическое занятие;
 презентация;
 тренинг;
 зачет.
Принципы реализации программы

- комплексная обучающая деятельность по всем основным темам дорожной безопасности;
- вовлечение каждого ребёнка в активную работу на каждом занятии программы;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения;
- связь теории с практическими занятиями.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для оценки планируемых результатов применяется стартовый и итоговый контроль.
— стартовый — в начале учебного года,
— итоговый – в мае.
Формы подведения итогов реализации программы:
Промежуточные итоги реализации программы по темам проходят в форме:
- тестирования
- конкурсов/соревнований.
2. Итог реализации программы проводится в виде сдачи практических и теоретических
экзаменов:
- практика вождения автомобиля - на автотренажерах;
- теория – тестирование
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
▪
Теоретическая подготовка — 1-3 балла
▪
Практическая подготовка — 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
▪
Высокий – 5-6 баллов
▪
Средний – 3-4 балла
▪
Низкий - до 2 баллов

Теоретические
знания (по
основным
разделам учебно
тематического
плана программы)

3 балла
2 балла
Теоретическая подготовка

1 балл

26-30 правильных
ответов на
итоговый тест

Меньше 20
правильных ответов на
итоговый тест

20-25 правильных ответов
на итоговый тест

Практическая подготовка
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (Выполнение

упражнений и маневров на
автотренажере в
соответствии с
требованиями)

Соблюдает
требования
безопасности,
Правильно
выполняет
маневры

Соблюдает требования
безопасности,
допускает не более 2-х
ошибок при
выполнении маневров

допускает более 2-х
ошибок при
выполнении
маневров

Ф.И. обуч.

Форма фиксации образовательных результатов
Стартовый
октябрь
теория

итоговый
май
практика

теория

Общий
балл
практика

Уровень
освоения
программы

Итоговый тест по программе «Автодело»
Фамилия, имя_____________________________
Выбери правильный вариант ответа
1. Что означает термин «Проезжая часть»:
а) элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств +
б) часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения
в) расстояние между зданиями, включая и тротуары
2. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования:
а) не моложе 16 лет
б) не моложе 14 лет
в) не моложе 10 лет
3. Должен ли водитель мопеда пользоваться мотошлемом:
а) в городе да, в поселке нет
б) нет
в) да
4. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде:
а) разрешается перевозка детей до семи лет на специально оборудованном сидении
б) запрещается
в) разрешается перевозить пассажиров старше семи лет на заднем, специально оборудованном
сидении
5. С какого возраста разрешается обучать вождению на легковом автомобиле:
а) с 15 лет
б) с 13 лет
в) с 16 лет
6. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля перед
тем, как открыть его дверь:
а) никаких мер не надо
б) убедиться, что это безопасно для окружающих и не помешает другим участникам движения
в) просто открыть дверь
7. Водитель и пассажир транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности,
обязаны быть пристегнуты:
а) только при движении вне населенных пунктов
б) только при движении по горным дорогам
в) во всех случаях при движении транспортного средства
8. С какого возраста наступает административная ответственность за нарушений правил
дорожного движения:
а) с 16 лет
б) с 14 лет
в) с 18 лет
9. С какого возраста и при каких условиях разрешается управлять мотоциклом:
а) с 16 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных
документов на транспортное средство
б) с 17 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных
документов на транспортное средство

в) с 18 лет, при наличии водительского удостоверения нужной категории и регистрационных
документов на транспортное средство
10. Какую форму и цвет имеет предписывающий дорожный знак “Объезд препятствия слева”:
а) прямоугольник синего цвета
б) круг синего цвета
в) круг с красной каймой
11. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин в населенных пунктах
пешеходы могут идти по проезжей части:
а) в один ряд по краю
б) по желанию пешеходов
в) по два человека в ряд по краю
12. Что должны по возможности предпринять пешеходы при движении в темное время суток и
в условиях недостаточной видимости:
а) идти, придерживаясь правой стороны, по ходу движения транспортных средств
б) надеть светлую одежду, и прикрепить к ней светоотражающий элемент
в) надеть красную нарукавную повязку
13. Переходить дорогу с разделительной полосой и ограждением вне пешеходных переходов и
перекрестков:
а) не разрешается
б) разрешается
в) разрешается только в светлое время суток
14. При пересечении дороги пешеход вправе выходить на проезжую часть, если:
а) он живет рядом с дорогой
б) он убедится, что водитель видит его и увеличивает скорость
в) он убедится, что водитель видит его и снижает скорость
5. Выйдя на проезжую часть, пешеходы:
а) не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением
безопасности движения
б) должны задерживаться или останавливаться
в) могут задерживаться или останавливаться на время до 2-х минут
16. При приближении транспортных средств с включенными синим маячком и специальным
звуковым сигналам пешеходы обязаны:
а) переходить проезжую часть группами из 3 человек
б) воздержаться от перехода проезжей части
в) переходить проезжую часть, так как им уступят дорогу
17. В каком месте пешеходу запрещено переходить через дорогу:
а) на пешеходных переходах
б) в случае, когда хороший обзор
в) на крутых поворотах
18. В каком месте пешеходу запрещено переходить через дорогу:
а) в подземных переходах
б) в местах, где дорога идет на подъем
в) в местах, где дорога хорошо просматривается
19. В каком месте пешеходу запрещено переходить через дорогу:
а) на пешеходных переходах
б) в случае, когда хороший обзор
в) около туннелей и мостов

20. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора:
а) запрещает движение и информирует о предстоящем включении красного сигнала
б) запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала
в) разрешает движение
21. Правая рука регулировщика вытянутая вперед пешеходам:
а) разрешает переходить проезжую часть за спиной регулировщика
б) разрешает переходить проезжую часть со стороны левого бока
в) запрещает переходить проезжую часть
22. В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля
воспринимается:
а) истинные представления о скорости не изменяются
б) выше, чем в действительности
в) ниже, чем в действительности
23. Дорожный знак “Дети” означает:
а) специальное оборудованное место для перехода через проезжую часть
б) организованную пешеходную зону
в) участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно
появление детей
24. При движении автомобиля по мокрой дороге тормозной путь:
а) уменьшается
б) увеличивается
в) остается без изменений
25. Что называется “тормозным путем автомобиля”:
а) расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до
полной остановки
б) тормозной след от шин автомобиля
в) расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия водителем педали тормоза до
полной остановки
26. Один из элементов дороги:
а) улица
б) проезжая часть
в) бордюр
27. Один из элементов дороги:
а) обочина
б) пешеходная дорожка
в) бордюр
28. Один из элементов дороги:
а) пешеходная дорожка
б) улица
в) кювет
29. Как должен следовать пешеход, ведущий велосипед:
а) по ходу движения
б) на встречу движения придерживаясь правой стороны
в) на встречу движения придерживаясь левой стороны
30. Травма головы опасна и нужно, вызвать врача если ребенок:
а) потерял сознание

б) крайне возбужден и активен
в) оба варианта верны
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
1. Власов В.М., Жанказиев С.В. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», 2013,
ОИЦ «Академия».
2. Геленов А.А., Сочевко Т.И., Спиркин В.Г. «Автомобильные эксплуатационные
материалы», 2013, ОИЦ «Академия».
3. Пузанков А.Г. «Автомобили: Устройство автотранспортных средств», 2013, ОИЦ
«Академия».
4. Родичев В.А. «Легковой автомобиль», 2013, ОИЦ «Академия».
5. Майборода Олег Владимирович «Основы управления автомобилем и безопасность
движения», 2008, «За рулем».
6. Федеральный закон от 10 января 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
7. Прозоров А.Д. Практические советы автомобилисту / А.Д.Прозоров. - М.: АСТ, Сова, 2017.
8. Автомобиль. Описательный курс. - М.: Государственное научно-техническое издательство
машиностроительной и судостроительной литературы, 2017.
9. «Азбука спасения при ДТП», Мир Автокниг, Москва 2008 г.
Для обучающихся
1. Медведько Ю. «Самоучитель безопасного вождения автомобиля». Издательство
«Сова», Москва 2007 г.
2. Светлов А.С. «Начинающему водителю». За рулем, Москва 2006 г.
3. Громаковский А. «Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года», Питер,
Москва 2009 г.
4. Цыганков Э.С. «Контраварийное вождение», ЭКСМО, Москва 2010 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».