Калинка

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Название программы: Художественная - «Калинка»
2. Вид, тип программы: авторская программа.
3. Продолжительность освоения программы (сколько лет): 3 года
4. Возрастной диапазон учащихся с начала освоения программы: 7-15лет
5. Образовательная область: дополнительное образование детей
6. Уровень освоения: стартовый.
7. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
8. Своеобразие, новизна, ценность предложенного материала: используется инновационная форма и
метод работы с детьми - здоровьесберегающая технология - хореокоррекция. Это азбука и грамматика
безопасного
телодвижения,
своеобразная
форма
ранней
диагностики
способностей,
работоспособности и здоровья в условиях эмоциональной, музыкально-ритмической атмосферы.
9.Характеристика деятельности учащихся: ознакомительная, репродуктивная, учебноисследовательская, творческая.
Аннотация дополнительной общеобразовательной программы «Калинка»
Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического
образования. Обучение по программе «Калинка» осуществляется по 5 дисциплинам. Дисциплина
«Ритмика и танец» является первой ступенью в хореографическом образовании. Её освоение
способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного
общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
Предмет «Ритмика и танец» является базовым для овладения другими хореографическими
дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец», Современный танец».
Кроме этого программа предполагает включение здоровьесберегающих технологий, таких как
хореокоррекция, хореоминутки, подвижные игры, мероприятия спортивно-оздоровительной
направленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец – самое возвышенное,
Самое волнующее и самое прекрасное
из всех искусств.
Хэвлок Эллис
Обоснование авторской позиции в программе. Данная программа является авторским
вариантом планирования образовательной деятельности в объединении и разработана на основе
многолетнего личностного результативного профессионального педагогического опыта автора с
учетом законов и законодательных актов в области российского образования, общегосударственных и
региональных методических требований и рекомендаций к разработке дополнительных программ
согласно п. 5 приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 9 ст. 2 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Новизна авторской программы заключается во включении в программу здоровьесберегающих
технологий, таких как хореокоррекция, хореоминутки.
Актуальность
Большие возможности для формирования творческой личности в школьном возрасте
представляет внеурочная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (кружки,
секции и т.д.). Возможность объединения детей в соответствии с их интересами,

общеобразовательным уровнем и индивидуальными психологическими особенностями позволяет
повысить эффективность занятий и получить более высокие результаты в обучении. Формирования
“рабочих” качеств ребёнка можно достичь в результате какой-либо его целенаправленной
деятельности, как правило, не только достаточно глубокого объёма и содержания, но и не всегда
знакомой ему, а потому и кажущейся сложной на первых порах. В этой ситуации порой остро встаёт
вопрос мотивации действий ребёнка с реальным риском прекращения им (ребёнком) посещения таких
занятий. Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественноэстетического образования. Дисциплина «Ритмика и танец» является первой ступенью в
хореографическом образовании. Её освоение способствует формированию общей культуры детей,
музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления,
фантазии, раскрытию индивидуальности. Предмет «Ритмика и танец» является базовым для овладения
другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный
танец», «Современный танец». Дисциплина «Классический танец» является основой обучения,
фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении
программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено
изучение первоначальных элементов классического танца.
Настоящая программа относится к художественной направленности.
Отличительная особенность:
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях
включает использование здоровьесберегающих технологий, в частности:
введение элементов оздоровительной хореографии (хореокоррекции) (см.
Приложение №1);
o
хореоминуток;
o
подвижных игр;
o
мероприятий спортивно-оздоровительной направленности.
Также своеобразие авторской программы заключается в комплексности, преемственности и
многоуровневости, в освоении практического опыта, выходе на более высокий образовательный
уровень с готовностью детей к профессиональному обучению. В программе предусмотрен
педагогический контроль за усвоением учащимися содержания образовательной программы в форме
психолого-педагогического мониторинга.
o

Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала обучающихся на основе приобретённого ими комплекса знаний,
умений, навыков в области хореографии.
Основные задачи программы:
Обучающие:
• обучать основам хореографии;
• обучать практическим умениям и навыкам в различных видах музыкально-творческой,
танцевальной и исполнительской деятельности.
Развивающие:
• развивать у учащихся выразительность исполнения и формировать художественно-образное
восприятие и мышление;
• развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности;
• развивать личность учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение
основами хореографии;
Воспитательные:
• воспитывать культуру общения учащихся;
• воспитывать волевые качества учащихся: целеустремленность, выдержка, дисциплинированность;

• воспитывать культуру здорового образа жизни;
• способствовать приобщению подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусства;
• способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
• формировать у учащихся высокий уровень духовно-нравственного развития.
Задачи 1-го года обучения:
• обучать основам хореографии, ее пластически-образной природе, стилевом многообразии;
• познакомить с искусством хореографии и ритмикой, классическим танцем и игровым танцевальным
творчеством, детским танцем;
• развивать у учащихся выразительность исполнения и формировать художественно-образное
восприятие и мышление;
• воспитывать уважение к культуре, традициям и обычаям разных народов.
Задачи 2-го года обучения:
• расширить знания в области «Азбуки классического танца»;
• способствовать закреплению изученного материала: игрового танцевального творчества, партерного
экзерсиса;
• обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой,
танцевальной и исполнительской деятельности;
• развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности;
• воспитывать культуру общения учащихся
Задачи 3-го года обучения:
• познакомить с разнообразием танцевального искусства и «Азбукой классического танца»;
• формировать представление о русском танце и историко-бытовом танце;
• приобщить к основам современного танца;
• развивать личность учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами
хореографии.

Условия набора
Запись в детское объединение хореографической студии «Калинка» производится, как правило, в
начале учебного года (сентябрь - октябрь), но, в порядке исключения, возможно пополнение в
процессе обучения. В этом случае “новичок” закрепляется за одним из активных учащимся студии и
находится под внимательным наблюдением педагога в продолжение всего времени выравнивания.
Наполняемость учебной группы зависит от года обучения
- I год – 12-15 человек,
- II год – 10-12 человек,
- III год – 8-10 человек,
- (это предусмотрено Уставом МБУДО «ЦДТ» города Шумерля Чувашской Республики).
Продолжительность и периодичность учебных занятий устанавливается (в соответствие с
действующими санитарноэпидимиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.4.1251-03.).
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 7-15 лет.
Первый год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 2 часа, 144 часа
в год.
Второй и третий год обучения – 3 раза в неделю продолжительностью по 2 часа, 216 часов в год, с
перерывом 15 минут для всех годов обучения, где один академический час равен 45 минутам.

Особенности организации образовательного процесса

Учащимся старших групп, при необходимости, разрешается приходить на занятия в младшие
группы, где они, являясь примером в работе и поведении, помогают руководителю.
Занятие делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построенные на
простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с
элементами образности.
Вторая, основная часть - изучение элементов классического и народного танцев; основ
музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических
данных; работу над этюдами, композициями.
Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально-ритмического материала в
игре, танцевально-игровые упражнения.
У каждой части занятия свои задачи:
Главная задача подготовительной части - организовать внимание учащихся, подготовить
мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.
Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, ног,
головы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения
тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного их исполнения.
Задача заключительной части - снятие физического и нервного напряжения, подъем
эмоционального тонуса посредством игры.
При проведении занятия необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых
упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за
свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся.
Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за занятие. Важно
добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания занятия.
Экзерсис у станка исполняется в начале занятия и одной из основных его задач является разогрев
мышц, суставов, связок. Упражнения классического экзерсиса изучаются постепенно. Сначала - в
медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т.д., затем - с
ускорением темпа.
Новые упражнения изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях
с другими. Все упражнения исполняются поочерёдно с правой и левой ноги.
На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени занятия,
впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счёт ускорения темпов
исполнения и соединения отдельных движений в комбинации движений.
Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для
чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 2-х или на 1-ой ноге.
На начальных этапах обучения экзерсис на середине зала используется не в полном объёме.
Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка, поэтому
желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетаниях (не более 2-х
движений).
При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:
o постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;
o чередовать упражнения быстрые и медленные;
o темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим
ускорением.
o следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.
С первых занятий важна работа над культурой исполнения движений.

Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность,
последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность, перспективность.
Формы организации образовательного процесса и методы работы
Основной формой учебной работы является занятие (состав группы в среднем 12-15 человек).
Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для
мальчиков допускается до 4-х человек).
Во время проведения занятия возможна индивидуальная форма работы преподавателя с
учащимся.
Важное значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке
учащихся к концертному выступлению.
Основные методы работы:
➢ наглядный - практический качественный показ;
➢ словесный - объяснение, желательно образное;
➢ игровой - учебный материал в игровой форме;
➢ творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально- двигательных образов.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на зачётных занятиях.
Требования к организации и проведению зачетного занятия
- форма и содержание открытого занятия определяется преподавателем;
- зачет должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой
законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий
требованиям группы;
- итоги зачета обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин.
Особенности программы
Требования к музыкальному оформлению занятия
Музыкальное оформление занятия является основой музыкально-ритмического воспитания и
влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть
разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучание
фонограммы.
Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части занятия, определяется его
структура, темп, ритмический рисунок, характер.
Мелодии должны быть простыми, но не
примитивными и не монотонными.
В оформлении занятия можно использовать:
 классическую музыку русских и зарубежных композиторов;
 народную музыку;
 музыку в современных ритмах.
Музыкальный материал должен быть:
 доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего
школьного возраста;
 иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;
 быть близким по содержанию детским интересам.
Музыкальное оформление занятия классического танца

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции,
так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.
В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать
музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» занятия, т.к. это
приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал
должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому
рисунку, темпу.
Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного
построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли
музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения
движений.
Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении
упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа
тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального
сопровождения.
На первоначальных этапах изучения упражнений необходимо использовать музыкальное
сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движения,
ритмический рисунок может быть более разнообразным.
При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь
ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане
для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, т.к.
грамотная, разнообразная импровизация в своей идеальной форме строго подчиняется заданной
педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы.
В каждой группе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное
сопровождение занятия классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку,
динамической окраске.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебных занятий:
для I года обучения – с 15.09.2023г.
для II и III года обучения – с 01.09.2023г.
Окончание учебных занятий – 31.05.2024г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
1 полугодие

ОП

Календарь занятий
Зимние 2 полугодие
праздники

ОП

Летние Кол-во
каникулы учебных
недель/учебных
дней/учебных
часов

Группы №1,2

01.0916 недель 31.12.202309.0120 недель
01.06- 36 недель/72
30.12.2023
08.01.2024 31.05.2024
31.08.2024 дня/144часа

Группа №5

01.0916 недель 31.12.202309.0120 недель
01.06- 36 недель/72
30.12.2023
08.01.2024 31.05.2024
31.08.2024 дня/72часа

Группа №3

01.09-

16 недель 31.12.2023-

09.01-

20 недель

01.06-

36 недель/108
дней/216часов

30.12.2023
Группа № 4

08.01.2024

31.05.2024

31.08.2024

01.0916 недель 31.12.202309.0120 недель
01.06- 36 недель/72
30.12.2023
08.01.2024 31.05.2024
31.08.2024 дня/108 часов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 4 разделов:
1. Хореографическая азбука (включает экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, и направлен на
приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых
движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для
занятий хореографией).
2. Музыка и танец (предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной
грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения,
воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических
упражнений и
музыкальных игр).
3. Танцевальные композиции (изучение разноплановых танцев: образных, классических бальных,
танцев в современных ритмах и массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для
сценической практики).
4. Оздоровительная хореография (хореокоррекция).

1.2.
1.3.

Учебно - тематический план
(1 год обучения, 144часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа)
Наименование разделов, тем
Всего
Теория
часов
Вводное занятие
2
2
Хореографическая азбука
38
8
Развитие
отдельных
групп
мышц
и
10
2
подвижности суставов
Фигурная маршировка
10
2
Элементы классического танца
8
2

1.4.
2.

Элементы народного танца
Музыка и танец

10
10

2
1

8
9

2.1.
2.2.

2
4

1
-

1
4

2.3.
3.

Связь музыки и движения
Темп
музыкального
произведения
танцевальных движениях
Метроритм, специльные упражнения
Танцевальные композиции

4
22

2

4
20

3.1.

Парные композиции

6

-

6

3.2.

Массовые композиции

16

2

14

4.

Оздоровительная хореография

72

12

60

4.1.

Практический раздел

72

12

60

Итого:

144

24

120

№
п/п
1.
1.1.

в

Практика
30
8
8
6

Учебно - тематический план
(2 год обучения, 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа)
№
п/п

Наименование разделов, тем

Всего
часов
2
62
и
10

Теория

Практика

2
4
-

58
10

10
20

2
-

8
20

1.2.
1.3.

Вводное занятие.
Хореографическая азбука.
Развитие
отдельных
групп
подвижности суставов.
Фигурная маршировка.
Элементы классического танца.

1.4.
2.

Элементы народного танца.
Музыка и танец.

22
28

2
12

20
16

2.1.
2.2.

2
6

2
2

4

10

4

6

2.4.

Связь музыки и движения.
Темп
музыкального
произведения
в
танцевальных движениях.
Динамика
и
характер
музыкального
произведения в танцевальных движениях.
Метроритм, специальные упражнения.

10

4

6

3.

Танцевальные композиции.

52

4

48

3.1.

Парные композиции.

10

2

8

3.2.

Массовые композиции.

8

2

8

3.3.
4.
4.1.

Изучение массовых композиций.
Оздоровительная хореография.
Практический раздел.

34
72
72

12
12

32
60
60

Итого:

216

33

183

1.
1.1.

2.3.

мышц

Учебно - тематический план
(3 год обучения, 216 часов в год, 3 раза в неделю по 2 часа)
№
п/п

Наименование разделов, тем

1.2.
1.3.
1.4.
1.5

Вводное занятие.
Хореографическая азбука.
Развитие
отдельных
групп
подвижности суставов.
Фигурная маршировка.
Элементы классического танца.
Элементы народного танца.
Элементы современного танца.

2.

Народный танец (упражнения у станка).

1.
1.1.

мышц

Всего
часов
2
138
и
10

Теория

Практика

2
22
2

116
8

10
50
48
20

2
6
8
4

8
44
40
16

30

10

20

3.

Танцевальные композиции.

46

4

42

3.1.

Парные композиции.

20

2

18

3.2.

Массовые композиции.

26

2

24

Итого:

216

37

179

Учебно – тематический план
(индивидуальная работа 2 раза в неделю по 2 часа, 96 ч.)

№
п/п
1.1.
1.2.
1.3

Наименование разделов, тем

Всего
часов
10
30
10

Практика

1.4

Танцевальные композиции.

46

46

Итого:

96

96

Элементы классического танца.
Элементы народного танца.
Народный танец (упражнения у станка).

10
30
10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Теория: Представление о хореографии, её многообразии. Цели и задачи курса. Систематичность занятий, дисциплинированность на занятии. Значение специальной одежды для занятий танцем.
Развитие музыкальности, координации и свободы движения, ловкости, выносливости и физической
силы.
Дисциплина «Классический танец» - основа обучения хореографии, фундамент для освоения
любых танцевальных направлений. Целесообразность и жизнеспособность воспитания на основе
классического танца на примерах ведущих профессиональных хореографических коллективах:
ансамбль танцев народов мира под управлением И.Моисеева, театр современного танца «Тодес»
(художественный руководитель А.Духова) и др.
Раздел 1. Хореографическая азбука
Тема 1.1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
Теория: Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы,
шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений, способствующих разогреву мышц,
развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна
соответствовать музыкальному материалу.
Практика: Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:
 наклоны головы вперед, назад и в стороны;
 повороты головы вправо, влево;
 круговые движения головой по полукругу и по целому кругу,
 вытягивание шеи вперед и в стороны;

 подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочередно;
 круговые движения плечами вперед и назад, двумя вместе и поочередно.
Упражнения для рук:
 подъем и опускание вверх-вниз;
 разведение в стороны;
 сгибание рук в локтях;
 круговые движения «мельница»;
 круговые махи одной рукой и двумя вместе;
 отведение согнутых в локтях рук в стороны.
для кистей рук:
 сгибание кистей вниз, вверх;
 отведение вправо, влево;
 вращение кистей наружу, внутрь.
Упражнения для корпуса:
 наклоны вперед, в стороны;
 перегибы назад;
 повороты корпуса «пилка»;
 фуговые движения в поясе;
 смешение корпуса от талии в стороны;
 расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус).
Упражнения для ног:
 Полуприседания;
 подъем на полу- пальцы;
 подъем согнутой в колене ноги;
 разгибание и сгибание ноги в коленном суставе вперед, в сторону;
 то же с приседанием;
 отведение ноги, выпады вперед и в стороны;
 разворот согнутой в колене ноги.
для ступней ног:
 сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе;
 отведение стопы наружу в суставе, внутрь;
 круговые движения стопой.
Прыжки:
 на обеих ногах;
 на одной (по два, четыре, восемь на каждой);
 прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно);
 перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку
вперед и в стороны;
 подскоки;
 легкий бег.
Тема: 1.2. Фигурная маршировка.
Теория: Различные построения рисунков и фигур. Приемы перестроения из одной фигуры в другую.
Развитие ориентировки в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения.
Использование различных видов шагов. Создание музыкально-двигательного образа на основе мелодии.
Практика: Виды рисунков танца:
o змейка;
o цепочка;
o квадрат,

o колонна;
o шеренга;
o диагональ;
o зигзаг.
Виды фигур:
o круг в круге;
o «звездочка»;
o «воротца»;
o сужение и расширение круга
Виды шагов и ходов:
o танцевальный шаг с носка;
o шаг с пятки;
o шаг на полупальцах;
o приставной шаг;
o шаги на полуприседании;
o маршевый шаг;
o галоп;
o подскок;
o легкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
o лег «лошадки».
Тема 1.3. Элементы классического танца.
Теория: Элементы классического танца изучаются на середине зала при неполной
выворотности ног. Постановка корпуса, ног, рук, головы.
Практика:
o позиции ног 1,2,3; далее 4,5.6;
o постановка стоп;
o позиции рук: подготовительное положение, постановка кисти, 1, 3, 2 (изучается
последней, как наиболее трудная), музыкальный размер: 4/4 -1 такт; 3/4 - 4 такта;
o battement tendu в 1 и 3 позициях, все направления, музыкальный размер: 4/4 - 2 такта;
o demi - plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 - 2такта;
o battement tendu et demi-plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 - 2такта, (1 такт на каждое движение);
o постановка корпуса, ног у станка (лицом к станку) в полувыворотных позициях;
o preparation для руки у станка (держась одной рукой за станок);
o наклон корпуса вперед, в сторону,
o трамплинные прыжки;
o понятие en face.
o Surlecou-de-pied.
Теория: освоение упражнения классического танца«Surlecou-de-pied» (положение ноги).
Бывает «условное» или «учебное», Surlecou-de-pied «спереди», «сзади». Проучивается из
1 поз.ног. с отведения на вattement у станка. Особенности выполнения упражнения.
Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать формированию
стопы «птички», выворотности. Упражнения «Возьми конфету с пола», «Пятка высоко».
o Battement tendu jete.
Теория: освоение упражнения классического танца«BattementtenduJete» (бросок).
Проучивается из 1 поз.ног.у станка в сторону, далее вперед, назад. Особенности
выполнения упражнения.

o

o

o

o

Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы
ног, нотянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Пятка высоко», «Затяжка», «Бросок
на 30*».
Grand battementjete.
Теория: освоение упражнения классического танца «Grand battement Jete» (большой
бросок, мах) из 1 поз.ног.у станка, лицом к станку. Особенности выполнения
упражнения.
Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы
ног, нотянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Затяжка». «Бросок на 90 *».
Relevelent.
Теория: освоение упражнения классического танца«Relevelent» (медленный подъем
ноги на 30*, 45*, 60*) из 1 поз.ног.у станка, лицом к станку, в сторону. Особенности
выполнения упражнения.
Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать выработке силы
ног, нотянутости стопы. Упражнения «Утюжок», «Пятка высоко», «Затяжка».
Allegro-Jete.
Теория: развитие прыжка - важнейшего элемента в хореографии, который дает
ощущение легкости и воздушности исполнения.
Практика: освоение техники исполнения прыжка Jete.Упражнения на развитие прыжка:
«Relеve», «Demi-plie», «Лужи».
Allegro-Echappe.
Теория: развитие прыжка - важнейшего элемента в хореографии, который дает
ощущение легкости и воздушности исполнения.
Практика: освоение техники исполнения прыжка Echappe (прыжок из 5 поз. во 2 поз.
сзатяжкой в воздухе) Упражнения на развитие прыжка: «Relеve», «Demi-plie».

Тема 1.4. Элементы народного танца.
Русский танец.
Танцы Древней Руси.
Теория: зарождение первых танцев на Руси. Танцевальная культура Древней Руси.
Практика: видео фильм «Русский танец». Разновидности русского танца. Формирование интереса и
уважения к русской культуре и народному творчеству.
Практика:
o положение рук на поясе;
o положения рук в паре (в русском, белорусском танце);
o шаг с приставной;
o шаг с подскоком;
o притоп одинарный, тройной;
o галоп;
o подскок;
o «ковырялочка»;
o гармошка;
o полуприсядка с выносом ноги вперед и в сторону,
o присядка «мячик»;
o хлопки в ладоши;
o полька;
o простейшие хлопушки;
o вращение по точкам класса на месте.
Хоровод.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству.
Практика: освоение хороводных рисунков: «круг», «двойной круг», «звездочка», «карусель».
Разновидности хороводов. Хоровод «Летел кулик». Основной ход «Лебедушка».

Кадриль.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству.
Практика: освоение рисунков кадрили: «квадрат», «звездочка», «шеренги». Кадриль «Городская».
Основной ход: «с удара», элементы кадрили «парные» и фигуры кадрили.
Танец–обряд.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству. Народные языческие праздники.
Практика: обрядовые хороводы: «Иван Купала», «Ярилин день».

Раздел 2. Музыка и танец
Тема 2.1. Связь музыки и движения.
Теория: Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и
танцевальной речи (мотив, фраза, предложение). Законченность мелодии и танцевального движения.
Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения
движения после музыкального вступления. Отражение в движениях построения музыкального
произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах: марш - танец - песня. Знакомство с двухчастным
и трехчастным построением музыкального произведения.
Тема 2.2. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях.
Теория: Понятие о музыкальных темпах. Классификация музыкальных темпов: медленный, быстрый,
умеренный (изучается последним).
Практика: Выполнение движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение
и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Использование образных упражнений: «Листопад», «Снегопад» и др.
Музыкальные игры: «Регулировщик движения», «Ищи свой цвет», «Бездомная птичка» и др.
Тема 2.3. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.
Теория: Понятие о динамике (forte, piano) музыкального произведения. Знакомство с динамическими
контрастами в связи со смысловым содержанием музыкального произведения.
Практика: Определение на слух динамических оттенков музыки. Выполнение движений с различной
амплитудой и силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков.
Использование образных упражнений: «Ветер и ветерок», «Волны большие и маленькие», «Лес
шумит» и др.
Музыкальные игры «Пасть акулы», «Медведь и мыши», «На болоте» и др.
Теория: Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.). Ладовая окраска
музыкального произведения (мажор, минор).
Практика: Использование образных упражнений: «Дождь и солнце», «Арлекин и Пьеро», «Несмеяна
и Емеля» и др.
Этюды - импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую
активность учащихся
Тема 2.4. Метроритм, специальные упражнения.
Теория: Понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке.
Практика: Воспроизведение разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши,
притопов ног, позднее в сочетании с простыми танцевальными движениями.
Теория: Понятие сильных и слабых долей. Знакомство с музыкальными размерами: 2/4, 3/4, 4/4;

Практика: Упражнения на акцентирование «сильной» первой доли такта ударом мяча, притопом
ноги, хлопком в ладоши, прыжком, передачей куклы, взмахом платка и т.д. На «слабые» доли исполнение движений менее сильных
Теория: Понятие о длительностях (целые, половинные, четвертные, восьмые).
Практика: Воспроизведение длительностей нот движениями:
o целая нота - полное приседание, круговое движение в поясе и др.;
o половинная нота - полуприседание, круговое движение головой по полукругу и др.;
o четвертная нота - шаг, подскок, прыжок и др.;
o восьмая нота - различные виды беговых шагов и т.д.
Раздел 3. Танцевальные композиции
Тема 3.1. Парные композиции.
Практика: Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:
o приглашение на танец;
o постановка исполнителей в паре:
o положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца,
лицом против линии танца, в повороте парой, и др.
o положения рук;
взявшись за одну руку,
за две руки, «крест-накрест»,
«воротца», «под руки» и др.
o ведущая роль партнёра;
Теория: Воспитание уважительного отношения партнёров друг к другу. Развитие навыков исполнения
парного танца.
Практика: Изучение образных танцев: «Весёлая прогулка», «Мяу», «Дождя не боимся»,
«Пингвины», «Улыбка», «Топотки», «Осы», «Лебёдушка», «Торжественный танец» и др., (по выбору
преподавателя).
Изучение классических бальных танцев:
полька: «Ладошки», «Забава», «Школьная», «Вертушка»,«Встреча», «Непоседы», «Перевертыши»,
«Круговая», «Минутка» и др.;
вальс: «Качели», «Школьный», «Фигурный», «Бабочка» и др.;
марш: «Авангард», «Весёлый марш», «Детский марш» и др. (по выбору преподавателя).
Диско-танцы — «Паровозик», «Чики-рики», «Ёжики», «Буратино», «Стирка», «Кенгуру», «Ква-ква»,
«Элефант», «Мим», «Чарли», «Комарики», «Эврика», «Манго», «Тутси» и др. (по выбору
преподавателя).
Тема 3.2. Массовые композиции.
Теория: Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства.
Обогащение исполнительской выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованном действии
исполнителей.
Практика: Изучение массовых композиций: «Вальс шаров», «Марш друзей», «Валенки»,
«Цирковые лошадки», «Пингвины», «Волшебный цветок», «Танец цыплят», «Летка-енка», «Ах вы,
сени», полька «Шепотки», «Метелица», «Мячики», «Ручеёк», «Русское попурри» и др. (по выбору
преподавателя)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( индивидуальная работа)
Тема 1.1. Элементы классического танца:
o demi – plie;
o battement tendu;
o battement tendu jete;
o surlecou-de-pied;

o grand battementjete;
o relevelent;
o allegro-Jete;
o allegro-Echappe.
Тема 1.2.Элементы народного танца:
Пляс, перепляс.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству.
Практика: освоение рисунков плясовых переплясов: «шторки», «коробка», «шеренги», «клин».
Разновидности плясовых, переплясов. Манера исполнения. Пляска «Веселуха». Основной ход:
«задорный», «парный». Основные элементы плясок: «дроби», «каблучные», «парные». Перепляс
«Девчата».
Кадриль.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству.
Практика: освоение рисунков кадрили: «квадрат», «звездочка», «шеренги». Кадриль «Городская».
Основной ход: «с удара», элементы кадрили «парные» и фигуры кадрили.
Дроби, переборы.
Теория: русская танцевальная культура. Формирование интереса и уважения к русской культуре и
народному творчеству.
Практика: освоение дробных упражнений. Разновидности дробей, переборов. Похлопывание, потом
протаптывание ритма. Упражнения «Ключ», «Притоп», «Трилистник», «Синкопированная дробь».
Танцевальный этюд «Топотушки».
Тема 1.3. Народный танец (упражнения у станка).
Раздел №1 «Приседания» (полуприседания медленные, с подъёмом на полупальцы и наклоном
корпуса, полуприседания быстрые, полные приседания с поворотом коленей).
Раздел №2 «Упражнения на развитие подвижности стопы» (перевод ноги с носка на пятку и обратно,
с полуприседанием на опорной ноге, с подъёмом пятки опорной ноги).
Раздел №3 «Маленькие броски» ( маленькие «сквозные броски», броски с подскоком на опорной
ноге).
Раздел №4 « Круговые движения ногой по полу или по воздуху» ( круговые движения по полу
пяткой, «восьмёрка», круговые движения по воздуху с вытянутым подъёмом).
Раздел №5 «Каблучные упражнения» ( с поочерёдным переводом ноги с пятки на носок и обратно, с
«ковырялочкой», с перескоками и раскрыванием в прыжке ноги на пятку).
Раздел №6 «Дробные выстукивания» ( каблуком и полупальцами, всей ступнёй).
Тема 1.4. Танцевальные композиции.
Перепляс «Девчата», кадриль «Городская», танцевальный этюд «Топотушки», танец «Калинка» и др.
( по выбору педагога).

Предполагаемые результаты программы

Когнитивный результат (ЗУНы) первого года обучения.
По окончании 1 года обучения, обучающиеся должны:
− иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, корпуса,
ног);
− иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;
− знать простейшие построения (фигуры и рисунки танца), уметь самостоятельно размещаться в
танцевальном зале;
− знать позиции ног (полувыворотные), позиции рук;
− владеть различными танцевальными шагами;
− иметь представление о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и
отражать в движениях;
− знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по
окончании вступления;
− знать понятия: «сильной» и «слабой» доли в такте и уметь выделить их соответствующими
движениями;
− знать понятие метра и ритма;
− иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и
притопов ног.
− иметь представление о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных
танцев;
− уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;
− иметь навыки исполнения движений в различных ракурсах и рисунках танца;
− иметь навыки исполнения танцевальных комбинации и композиций;
− иметь навыки коллективного исполнительства.
Когнитивный результат (ЗУНы) второго года обучения.
По окончании 2 года обучения, обучающиеся должны:
− владеть первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
− иметь навыки комбинирования движений;
− уметь перестраиваться из одной фигуры в другую;
− владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
− иметь представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
− знать понятие лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в художественных
образах;
− знать понятие простых музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4; уметь определять их на слух;
− владеть навыками воспроизведения разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в
ладоши и притопов ног в сочетании с простыми танцевальными движениями;
− иметь представление о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и
культуре исполнения танца;
− уметь ориентироваться на сценической площадке;
− уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
− иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Когнитивный результат (ЗУНы) третьего года обучения.
По окончании 3 года обучения, обучающиеся должны:
− иметь представление о классическом танце, его истоках;
− знать основные требования классического танца, названия движений (французская терминология),
их перевод и значение;
− владеть знаниями по историческому и современному танцу.

Компетентности, приобретаемые воспитанниками, в результате освоения образовательной
программы:
Учебно-познавательная компетентность:
- умеют самостоятельно использовать учебные пособия по хореографии, знают французскую
терминологию движений классического танца (их перевод и значение);
- умеют синтезировать знания, приобретаемые в рамках программы и применять их на практике;
- участвуют в учебно - исследовательской деятельности, умеют ее организовать, планировать и
проектировать.
Коммуникативная компетентность:
- умеют организовать совместную групповую деятельность при постановке танцевальных этюдов,
композиций и нести личную ответственность;
- умеют проводить публичные выступления в группе, на мероприятиях.
Информационная компетентность:
- умеют самостоятельно искать, систематизировать, использовать информацию;
- умеют подбирать информацию из разных источников: интернета, справочной литературы.
Общекультурная компетентность:
- следят за развитием современной хореографии;
- знают и уважают талантливых хореографов, танцоров.
Социально-трудовая:
- организуют социально-полезную деятельность в студии (уборка, коллективные мероприятия и др.);
- принимают участие в профориентационной работе (знакомятся с представителями ведущих
профессиональных хореографических коллективов: ансамбль танцев народов мира под управлением
И.Моисеева, театр современного танца «Тодес» (художественный руководитель А.Духова) и др.;
- участвуют в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.
Ценностно-смысловая:
- усваивают базовые ценности «труд», «ответственность»;
- учатся уважать свой труд, труд товарищей и педагогов.
Компетенция личностного саморазвития:
- умеют ставить перед собой цели, планировать и прогнозировать свою деятельность;
- стремятся к самостоятельности в принятии решений, в выборе профессии и сферы самореализации;
- владеют навыками самообразования, стремятся повышать свой общекультурный уровень.
Контрольно-измерительные материалы
Система оценки качества реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы является аттестация, представляющая собой
оценку качества реализации программы "Калинка".
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся:
Формы текущего контроля:
- устный опрос, просмотры.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде творческих показов. Программа предусматривает
проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения
В – высокий уровень
С - средний уровень
Н - низкий уровень
Баллы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно - осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в
техническом плане, так и в художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и
невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать своё исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Светлый просторный зал, оснащённый зеркалами, хореографическим станком, техническими
средствами (музыкальный центр, компьютер);
- раздевалка;
- шкаф для хранения необходимого реквизита для занятий, методической литературы, дисков с
записями и др.;
- сценические костюмы, концертная обувь;

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. http://www.ddt-gshum.edu21.cap.ru/?t=hry&eduid=4975&hry=./18357/89061/314212,
2. https://cdt-shum.chuvashiaschool.ru/org-info/education-program?id=3
3. Публикация «Музыка и танец как средство оздоровления» в сборнике материалов
республиканского практико-ориентированного семинара «Маршруты формирования
культуры здоровья в условиях дополнительного образования», 2018 год, стр.8-9 - сборник
4. https://konkurs-vospitat-cheloveka.fedcdo.ru/varzhina-natalya-anatolevna/
5. https://konkurs-vospitat-cheloveka.fedcdo.ru/varzhina-natalya-anatolevna/
6. Образовательный проект ARTCOMPASS - myartcompass@gmail.com.

Рекомендуемая литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца - Л..: Искусство, 1983.
Барышникова Т. Азбука хореографии. (Внимание: дети). - М.: Ральф, 2000.
Бекина С. И др. Музыка и движение - М.: Просвещение, 1984.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство.1980.
Зацепина
К.,
Климов
А.
и
др.
Народно-сценический
танец. Учебнометодическое пособие. - М.: Искусство, 1976.

6. Ивашковский А.А. Хореокоррекция: теоретические и практические основы. Калуга: 2006
7. Пинаева
Е.
Массовые
композиции
для детей. Учебно-методическое пособие. Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
8. Пинаева
Е.
Польки,
вальсы,
марши
для
детей.
Учебно-методическое
пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
9. Пинаева
Е.
Образные
танцы
для
детей.
Учебно-методическое пособие. Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
10. Пинаева
Е.
Танцы
современных
ритмов
для детей. Учебно-методическое
пособие. - Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
11. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. - М.: ПБОЮЛ
Монастырская М.В., 2003.
12. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления занятия классического танца. М.:
Искусство, 1968.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей
1. Барышникова, Т.А, Азбука хореографии [Текст]: учеб.- метод. пособие /Т.А. Барышникова.Санкт-Петербург: ВЛАДОС, 2013.-128с.,21 см.-2000экз.
2. Бурмистрова, И., Силаева К. Школа танца для юных. [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.
Бурмистрова, К. Силаева.- Москва: Искусство, 2016г.- 210с.;21см.3. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб.- метод. пособие /Т.К.Васильева. – СанктПетербург: Диамант, 2016-180с.; 21см.- 1000экз.
4. Козлов, В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования:
Акробатика. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Козлов В.В. –М.: ВЛАДОС 2013.-64с.; 21 см.10 000 экз. ISBN 5-691-00798-Х
5. Корнеева, Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. [Текст]: учеб. – метод. пособие / Т.Ф. Корнеева. – М: ВЛАДОС
2015. – 136с., 149с.; 28см.-10000 экз. 1,2 часть.
6. Миллер, Э., Блэкмэн, К. Упражнения на растяжку. [Текст]: учеб.- метод. пособие / Э. Миллер,
К. Блэкмэн – М: Москва, 2016.-100.; 21 см.-2000экз.
7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]:
учеб. – метод. пособие / М.А. Михайлова, Н.В. Воронина – М: Ярославль, 2017.-340с.;21см.2000экз.

Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Конвенция ООН о правах ребенка
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Закон Чувашской Республики «Об образовании»
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №
1008)
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом
Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

8. Письмо МО и Н РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)
9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»)
10. Инструкция по технике безопасности
11. Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».