Мастерица

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования швейная студия «Мастерица» имеет
- техническую направленностью.
Программа разработана в соответствии с нормативными актами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
г.№1726-р);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерства образования и
науки РФ;
• СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;

• Устав МБУДО «Центр детского творчества» г. Шумерля.
Одежда – один из способов самовыражения человека. А если она создана
своими руками – это уже творчество. Этот вид художественного творчества
востребован и сегодня, особенно подростками, так как именно здесь можно показать
свое мастерство, фантазию, понимание прекрасного, проявить свою
индивидуальность.
Культура одежды является яркой формой выражения материальной и
духовной культуры народа. В одежде воплощены представления об удобстве,
целесообразности, красоте тела, души и окружающего мира. Благодаря одежде
человек может изменить свой внешний вид, украсить себя, скрыть свои недостатки
и подчеркнуть достоинства своей внешности, продемонстрировать свой вкус.

Актуальность программы:
Актуальность состоит в том, что ее освоение дает обучающимся возможность
идти в ногу с модой и выглядеть индивидуально, а также нацеливает на освоение в
будущем любой из профессий швейного производства. Программа создана по
запросу социума на дополнительные образовательные услуги в области
изготовления одежды своими руками. Реализация программы способствует
успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на
развитие мотивации детей к творчеству и познанию.
Педагогическая целесообразность программы:
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на
общечеловеческие ценности мировой культуры, а с другой – установка на развитее
творческой индивидуальности ребенка. На занятиях по данной программе учащиеся
получают знания и по истории создания одежды. Взаимосвязь прошлого и
настоящего в развитии моды способствует раскрытию творческих способностей
обучающихся. Благодаря сочетанию теоретических и практических занятий
будущие дизайнеры, швеи, закройщики, портные овладевают необходимыми
технологическими умениями и навыками создания одежды. Для лучшего усвоения
материала предусмотрена работа с видеоматериалами, с последующим анализом
увиденного.

Цель программы:
Приобретение начальных профессиональных навыков, в изготовлении одежды
Задачи
Обучающие:
1. Дать детям представление об оборудовании швейного производства
2. Сформировать практические навыки по выполнению технологических операций,
связанных с изготовлением одежды
3. Повысить уровень знаний и умений, обучающихся в области кройки и шитья
4. Сформировать знания о приемах работы на электрических швейных машинах
5. Систематизировать теоретически знания и практические умения детей в вопросах
разнообразия тканей и способов их применения
6. Добиться точности в исполнении приемов работы

Развивающие:
1. Развивать моторные навыки: точность движений, их координацию
2. Развивать продуктивное и творческое воображение
3. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельность в решении
поставленных задач, готовность к активному творческому поиску, индивидуальные
способности
Воспитательные:
1. Воспитывать творческое начало личности каждого ребенка
2. Воспитывать познавательные потребности, интерес и активность детей
3. Формировать у обучающихся духовную культуру и нравственность
4. Приобщать детей к активному участию в выставках, конкурсах и демонстрациях
моделей
5. Способствовать всестороннему раскрытию творческих способностей у детей.

Отличительные особенности программы способствуют
реализации
творческих
возможностей
воспитанников,
самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

раскрытию и
возможному

Программа предназначена для подростков среднего и старшего школьного
возраста с разной степенью подготовленности. Психологический аспект является
главным. При работе с подростками педагогу необходимо выстроить
«положительный микроклимат в коллективе». Характер взаимоотношений влияет на
творческий процесс создания художественного образа в одежде, на комфортность
работы и культуру общения в коллективе.
Обучение предполагает дифференцированный подход в организации учебной
деятельности. В программе предусматривается определенная последовательность
прохождения тем (от простого к сложному). Учитывая специфику программы,
возможно очень тесное переплетение тем. Занятия состоят из теоретической и
практической частей.
На теоретической части занятия обучающиеся знакомятся с видами одежды,
свойствами тканей, видами машинных швов, правилами раскроя, основными
приемами моделирования и конструирования одежды, правилами техники
безопасности при работе.

На практических - учатся работать на швейном оборудовании, выполняют раскрой
ткани и швейные работы и т. д.
Для успешной реализации программы используются различные методические
разработки и наглядные пособия.

Возраст детей 12 и старше
Отбор в группы производится на основе собеседования и просмотра.
Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к выбранному
направлению. При формировании групп второго года обучения учитываются
индивидуальные способности обучающихся, устойчивость интереса к данному виду
деятельности, приобретенные профессиональные знания и умения, личные
творческие достижения. Третий год обучения - направлен на дальнейшее
профессиональное и творческое развитие обучающихся, участие в выставочной и
конкурсной деятельности.
Ученики принимаются в творческое объединение по заявлению родителей.

Форма обучения
Режим учебных занятий
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2часа.
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
Между занятиями предусмотрены 5минутные перерывы для снятия напряжения и
отдыха.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
•
•
•
•

Личностные и мета предметные результаты:
Оценивать достоинства и недостатки собственной работы
Участвовать в обсуждении возникающих творческих предложений
В процессе работы использовать полученные знания, умения, навыки для
выполнения самостоятельных творческих работ
• Представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах,
олимпиадах
• Оценивать достоинства и недостатки собственной работы

• Отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой,
исследовательской, экспериментальной работы
• Обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту
• Выполнять задания по инструкции педагога
• Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в
пределах программы) и использовать их при выполнении заданий
• Участвовать в выставках декоративно – прикладного творчества
Предметные результаты:
К концу I года обучения, обучающие должны
Знать
• Общую технику безопасности по
работе
• Правила безопасной работы на
швейной машине
• Виды швов
• Терминологию
ручных
и
машинных работ
• Правила снятия мерок
• Виды тканей и их назначение
• Виды отделок в простейших
изделиях
• Последовательность изготовления
швейного изделия
• Основы
технологии
пошива
поясного изделия
• Основы
технологии
пошива
плечевого
изделия
с
использованием готового лекала

Уметь
• Подготовить швейную машину к
работе (заправлять верхнюю и
нижнюю нити)
• Выполнять различные виды швов
• Снимать мерки
• Определять лицевую и
изнаночную стороны ткани.
• Определять направление долевой
нити
• Изготовить простейшие изделия с
элементами отделки (сувениры,
прихватки, сорочка)
• Изготовить поясное изделие (юбка
)
• Изготовить плечевое изделие
(блуза)
• Проводить примерку и вносить
изменения после нее

К концу II года обучения, обучающие должны
•
•
•
•

Знать
Основы материаловедия
Правила создания эскиза и
технического рисунка
Основы конструирования
Основы моделирования

Уметь
• Создать индивидуальный эскиз
изделия
• Построить индивидуальную
конструкции легкого платья на
фигуру

• Технологическую
последовательность обработки
изделия
• Технологическую
последовательность обработки
усложняющих элементов
(карманы, баски, шлицы и т.д.)

• Моделировать конструкцию
соответственно задумке автора
• Самостоятельный раскрой на ткани
• Изготовить изделия в соответствии
с отработанными навыками на
первом году обучения, а так же
приобретение новых
• Обработку различных карманов и
усложняющих элементов

Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация – проводится в течение четверти, и в конце
полугодия. Её результаты позволяют определить уровень развития практических
навыков.
Итоговая аттестация – проводится в конце года обучения. По её результатам
определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время
обучения. Оценка результативности проводится через тематические контрольные
проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся.
В данной программе используются следующие формы контроля:
- демонстрация изделий
- выставки, конкурсы

Программа предполагает дифференцированный подход в организации учебной
деятельности. Детям предлагаются следующие уровни освоения учебного
материала:
1 уровень - минимальный
2 уровень – средний

Условия реализации программы:
Занятия проходят в хорошо освещенном и проветриваемом помещении. Для
каждого ученика есть отдельное рабочее место – стол и стул, швейная машина,
ножницы.

Дидактический материал:
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы.
Оборудование и материалы:
-ножницы, иголки, наперсток;
-магнитная доска
-линейки
-электрический утюг;
-гладильная доска
-швейные машины 6 шт.
-краеобметочные машины (оверлок) 2 шт.

Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Тема

Теория

1

Вводное занятие

2

Практика

Общее
количество
часов
2

Техника безопасности
2

Оборудование швейного
производства

2

4

6

3

Основы швейного мастерства

8

8

16

4

Построение конструкции
поясного изделия (юбка)

3

5

8

5

Изготовление Поясного
изделия, с проведением
примерки

13

37

50

6

Построение конструкции

3

5

8

плечевого изделия (блуза)
7

Изготовление плечевого
изделия, с проведением
примерки

15

8

Итоговое занятие

2

Всего

46

37

52

2
98

144

Содержание программы 1 года обучения
№

тема

содержание

часы

1

Вводное занятие
Техника
Безопасности
Оборудование
швейного
производства

Знакомство с программой. Начальный
контроль знаний.
Инструктаж ТБ
• Виды ручных и машинных швов
• Подготовка швейной машины к
работе. Заправка верхней и нижней
нитей.
• Практическая работа на швейной
машине. Сообщение «История
возникновения швейной машины»
• Виды швов
• Практическое занятие
• Терминология ручных работ
• Терминология машинных работ
• Правила снятия мерок
• Виды тканей и их назначение
• Определение лиц и изнаночной сторон
• Определение направления долевой
нити и рисунка
• Контрольное занятие
• Основы ВТО( влажно – тепловой
обработки)
• Выбор модели, ткани.
• Расчет формул базисной сетки
• Построение конструкции

2

2

3

4

5

Основы швейного
мастерства

Построение
конструкции
поясного изделия
(юбка)
Изготовление

• Снятие лекала с конструкции

2
2

2
2
2
2
1
1
1
2
1
2
2
3
5
2

изделия (юбка), с
проведением
примерки на
индивидуальную
фигуру

6

7

8

Построение
конструкции
плечевого изделия
(блуза)
Изготовление
плечевого изделия
(блуза), с
проведением
примерки

Итоговое занятие

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Раскладка лекала по ткани.
Раскрой изделия
Подготовка к 1 примерке
Примерка
Внесение изменений после примерки
Подготовка к 2 примерке
Проведение 2 примерки
Стачивание швов, выточек
Обметывание швов
Процессная ВТО
Обработка застежки
Обработка пояса
Обработка низа изделия
Чистка изделия
Окончательное ВТО
Выбор модели, ткани.
Расчет формул базисной сетки
Построение конструкции

2
2
4
4
2
2
2
4
2
6
6
6
2
4
2

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Снятие лекала с конструкции
Раскладка лекала по ткани.
Раскрой изделия
Подготовка к 1 примерке
Примерка
Внесение изменений после примерки
Подготовка к 2 примерке
Проведение 2 примерки
Стачивание швов, выточек
Обметывание швов
Процессная ВТО
Обработка застежки
Обработка горловины
Обработка рукавов
Обработка низа изделия
Чистка изделия
Окончательное ВТО

2
1
2
4
4
2
2
2
4
2
6
6
6
2
4

Подведение итогов года

3
5

2
2
2

Методическое обеспечение рабочей программы 1-ого года обучения
Раздел
программы

Тема
программ
ы

Формы
занятий

Приёмы,
Методы
обучения

Оборудование
швейного
производства

Материальное
оснащение.
Дидактический
материал

Формы
подведения
итогов

Вводное
занятие

Теоритич.
занятие

словесные,
наглядные,
инструктаж

Швейные машины
наглядные пособия

взаимопроверка

Основные
виды
ручных и
машинных
швов

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,

наглядные пособия,
раздаточный материал
швейные машины
иглы и нитки

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

творческие
задания, работа
под
руководством
педагога
Основы
швейного
мастерства

Швейная
терминолог
ия ручных и
машинных
работ

Теоритич.
занятие

словесные,
наглядные

наглядные пособия

наблюдение,
взаимопроверка,
опрос

Правила
снятия
мерок

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный

наглядные пособия,
манекен,
сантиметровая лента

наблюдение,
взаимопроверка

Виды
тканей и их
назначение

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,

наглядные пособия,
раздаточный материал

наблюдение,
взаимопроверка,
опрос

творческие
задания, работа
под
руководством

педагога
Построение
конструкции

Изготовление
изделия, с
проведением
примерки на
индивидуальну
ю фигуру

Выбор
модели,
создание
эскиза

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный

наглядные пособия
альбомы карандаши

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

Расчет
формул
базисной
сетки,
построение
конструкци
и

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,техническое
задание, работа
под
руководством
педагога

наглядные пособия
лекала и бумага

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

Раскрой
изделия

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,

наглядные пособия,
раздаточный материал
ткань, ножницы

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

наглядные пособия,
раздаточный материал
ткань, ножницы
швейные машины

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

технические
задания, работа
под
руководством
педагога
Отшивание
изделия

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,
технические
задания, работа
под
руководством
педагога

Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Тема

Теория

1

Вводное занятие

2

Техника безопасности

Практика

Общее
количество
часов
2

2

Материаловедение

2

4

6

3

Основы создания эскиза и
технического рисунка

8

8

16

4

Основы моделирования
одежды

3

5

8

5

Построение конструкции
изделия на индивидуальную
фигуру

13

37

50

6

Изготовление изделия, с
проведением примерки на
индивидуальную фигуру

3

5

8

7

Моделирование конструкции
изделия

13

37

52

8

Изготовление
моделированного изделия, с
проведением примерки на
индивидуальную фигуру

2

2

Итоговое занятие

2

2

Всего

46

98

144

Содержание программы 2 года обучения
№

тема

1

Вводное занятие
Техника
Безопасности

2

3

Материаловедение

Основы создания
эскиза и
технического рисунка

содержание
Знакомство с программой
Инструктаж ТБ

часы
2

• Виды материалов
• Трикотажные материалы

2
4

• Основы эскиза костюма
• Основы технического рисунка
• Практическая работа по созданию

2
2
2

4

Основы
моделирования
одежды

•
•
•
•
•
•

5

Построение
конструкции изделия
(платье), на
индивидуальную
фигуру

6

Изготовление
изделия (платье), с
проведением
примерки на
индивидуальную
фигуру

7

Моделирование
конструкции изделия

8

Изготовление
моделированного
изделия, с
проведением

эскиза и технического рисунка
будущего изделия
Возможности моделирования одежды
Создание альбома по моделированию
с вариантами схем и практического
использования
Моделирование юбки
Моделирование спинки и полочки
Моделирование рукава
Моделирование воротника

• Выбор модели, ткани
• Создание эскиза и технического
рисунка модели
• Расчет формул базисной сетки
• Построение конструкции
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Снятие лекала с конструкции
Раскладка лекала по ткани.
Раскрой изделия
Подготовка к 1 примерке
Примерка
Внесение изменений после примерки
Подготовка к 2 примерке
Проведение 2 примерки
Стачивание швов, выточек
Обметывание швов
Процессная ВТО
Обработка застежки
Обработка горловины
Обработка рукавов
Обработка низа изделия
Чистка изделия
Окончательное ВТО

• Выбор новой модели
• Создание эскиза и технического
рисунка
• Моделирование конструкции
• Снятие лекала с конструкции
• Раскладка лекала по ткани.
• Раскрой изделия
• Подготовка к 1 примерке

3
5
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
10
16
3
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2

примерки на
индивидуальную
фигуру

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

2
2
2
2
2
2
1
2
2
3
2
2
2
2

Примерка
Внесение изменений после примерки
Подготовка к 2 примерке
Проведение 2 примерки
Стачивание швов, выточек
Обметывание швов
Процессная ВТО
Обработка застежки
Обработка горловины
Обработка рукавов
Обработка низа изделия
Чистка изделия
Окончательное ВТО

Итоговое занятие

Подведение итогов года

2

Методическое обеспечение рабочей программы 2-ого года обучения
Раздел
программы

Тема
программ
ы

Формы
занятий

Приёмы,
Методы
обучения

Материало ведение

Основы
создания
эскиза и
технического
рисунка

Основы
моделирования
одежды

Вводное
занятие

Материальное
оснащение.
Дидактический
материал

Формы
подведения
итогов

Теоритич.
занятие

словесные,
наглядные

наглядные пособия

взаимопроверка
опрос

Теоритич.
занятие

словесные,
наглядные

наглядные пособия

наблюдение,
взаимопроверка,
опрос

Практическа
я работа по
созданию
эскиза и
техническог
о рисунка
будущего
изделия

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный

наглядные пособия,
альбом, карандаши

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

Практическа
я работа

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительно-

наглядные пособия
альбомы карандаши

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

Оновные
правила

репродуктивный

Изготовление
изделия, с
проведением
примерки на
индивидуальну
ю фигуру

Расчет
формул
базисной
сетки,
построение
конструкци
и

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнопродуктивный,т
ехническое
задание, работа
под
руководством
педагога

наглядные пособия
лекала и бумага

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

Раскрой
изделия

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,

наглядные пособия,
раздаточный материал
ткань, ножницы

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

наглядные пособия,
раздаточный материал
ткань, ножницы
швейные машины

наблюдение,
взаимопроверка,
готовое задание

технические
задания, работа
под
руководством
педагога
Отшивание
изделия

Учебные и
практические
занятия

словесные,
наглядный,
Объяснительнорепродуктивный
,
технические
задания, работа
под
руководством
педагога

Список литературы:
Белова И.А ,Екшкурская Т.Н., Юдина Е.Н. «Модное платье», Лениздат, 1992 г.
Евтушенко М.А., Иерусалимская О.А., Юдина Е.Н. «Для тех, кто шьет»,
Лениздат
1982 г. 3. Колгина Л.И., Ульянова О.И. «Детская одежда», Ташкент, 1994 г.
Фефелова Л.И. «Если вы любите шить»
Москва, Ленпромбытиздат, 1993 г.
Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани», Москва, 1998 г.

«Как шить красиво» серия «Современная энциклопедия домашнего хозяйства»,
изд. «Внешсигма», 2000 г. 7
Энциклопедия «Шитье и рукоделие», Москва, 2000 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».