развитие речи

1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который предъявляет к нему новые
более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В
багаже знаний современного первоклассника при поступлении в школу востребован навык
чтения. Поэтому на базе различных образовательных учреждений (ДОУ, УДО, СОШ и т.д.)
создаются студии, группы подготовки детей к школе. Данная программа предназначена для детей
дошкольного возраста, которые обучаются в учреждении дополнительного образования.
и предполагает включение детей в учебную деятельность путём непосредственного участия в играх,
беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребёнку предоставляется возможность для
самовыражения.
Структура и содержание настоящей программы разработаны в соответствии с основными
базовыми законодательными актами и нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от
18.11.2015г. Министерства образования и науки РФ;
4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется
запросом со стороны родителей дошкольников на программы подготовки детей к поступлению в
первый класс, в частности, программы по обучению грамоте.
Новизна программы в том, что программа содержит два раздела: «Обучение грамоте» и
«Развитие речи». На занятиях по обучению грамоте у детей происходит формирование представлений
о слове и предложении, дети учатся слоговому и звуко-буквенному анализу. По развитию
речи обогащается словарь дошкольника. Раздел включает чтение сказок, рассказов, стихов,
рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания прочитанного.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что
основной акцент ставится на развитие фонематического слуха и восприятия, а также на
формирование навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Педагогическая целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на
пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу,
проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство
уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Программа относится к стартовому уровню, в ходе еѐ освоения у дошкольника формируются
навыки, необходимые для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Направленность программы – социально-педагогическая;
Данная программа является авторской.
Форма обучения – очная. Также возможно обучение с помощью дистанционных технологий.
Адресат программы:
Программа предназначена для дошкольников 6-7 лет.
Психологические особенности обучающихся этого возраста заключаются в том, что дети
впечатлительны и эмоциональны, чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают
определенные трудности с дисциплиной. Поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие
заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры. Но игры, прежде
всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия,

давать новые знания, заставляя его напряженно думать. Также наблюдается потребность в
оцениваемой деятельности. Это период перехода от игры к учению. В этот период происходит
интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной
структурой.
Срок освоения и объем программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Объем программы - 72 часа. В случае пропуска занятий по причине производственной
необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт
корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем).
Формы и режим проведения занятий.
Занятия с детьми проходят два раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1
академического часа составляет 30 минут. Перерыв между занятиями 5 минут.
Формы организации занятий:
-фронтальная (работа со всей группой),
- работа в подгруппах (объединение по два человека и более)
- индивидуальная.
Условия набора обучающихся:
Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных
представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.
Наполняемость группы 12- 15 человек. Численный состав обучающихся в объединении может быть
уменьшен, если в него включены обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дети –
инвалиды.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих предпосылки для
успешного обучения чтению в школе.
Основные задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение);
2. Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные.
3. Обучать звуковому и слоговому анализу слов;
4. Познакомить с буквами на материале алфавита как знаками звуков.
5. Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков.
6. Учить читать открытые и закрытые слоги.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, дикцию;
3. Обогащать активный и пассивный словарь;
4. развивать связную речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Тема
Раздел 1. Обучение грамоте.
1.

Характеристики звуков.

Количество часов
Форма
всего теория практика аттестации/контроля
63
5

2

3

2.
2.1.
2.2.

Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.

2.3.
Двузвучные гласные буквы.
2.4.
Буквы Ь и Ъ.
3.
Повторение.
Раздел 2. Развитие речи
1.
Комплексное занятие «Весна идет».
2.
Небылицы из лукошка (использование

3.
4.
5.
6.
7.
8.

крылатых выражений, устойчивых
словосочетаний, прямое и переносное
значение слов)
Рассказывание русской народной сказки
«Царевна-лягушка»
Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Творчество В. Бианки. Сказка «Сова»
Чтение сказки В. Катаева «Цветиксемицветик»
Комплексное занятие «Лето на пороге».
Творчество Н. Носова. Рассказ «Огурцы».
Итоговое занятие

58
12
38

6
19

6
19

4
2
2
8
1
1

2
1
0,5

2
1
1,5

опрос
Опрос,
практ.задания
опрос
опрос
Наблюдение, опрос

0,5
0,5

0,5
0,5

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Наблюдение
Наблюдение

1
1

0,5
0,5
-

0,5
0,5
1

Наблюдение
Наблюдение
тестирование

1

Содержание образовательной программы
Раздел 1. Обучение грамоте.
Занятие № 1.
Тема: Слова и слоги. Предложение.
Теория: определения «слово», «предложение», «слог». Графическое изображение слова
(прямоугольник).
Практика: деление предложения на слова, слов на слоги; определение количества слов в
предложении, слогов в слове; составление схемы предложения; составление предложений по
картинке.
Занятие № 2.
Тема: Неречевые звуки.
Теория: Виды неречевых звуков.
Практика: определение источника звука; различение неречевых звуков.
Занятие № 3.
Тема: Речевые звуки. Гласные звуки.
Теория: понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
Практика: определение места гласного звука в слове; придумывание слов на заданный гласный
звук.
Занятие № 4.
Тема: Согласные звуки.
Теория: понятие «согласный звук», его характеристики «звонкий-глухой», «мягкий-твердый»;
графическое изображение согласных звуков - зеленый квадрат, синий квадрат;

Практика: определение места согласного звука в слове; придумывание слов на заданный согласный
звук; характеристика согласных звуков в заданных словах..
Занятие № 5.
Тема: Закрепление. Гласные и согласные звуки.
Теория: различия между гласными и согласными звуками.
Практика: упражнения в различении на слух длинных и коротких слов; различения гласных и
согласных звуков; штриховка в тетради.
Занятие № 6.
Тема: Гласные звуки. Звук А.
Теория: Знакомство со звуком А.
Практика: выделение звука А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
подбор слов, начинающихся на звук А.
Занятие № 7.
Тема: Звук А. Буква А.
Теория: представление о букве, ее отличии от звука; знакомство с буквой А.
Практика: анализ звукового ряд из 2, 3 гласных звуков; определение места звука А в словах;
соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.
Занятие № 8.
Тема: Гласные звуки. Звук У.
Теория: Знакомство со звуком У.
Практика: четкое произношение звука У, сочетания гласных звуков; выделение звука У в ряду
звуков, слогов, односложных слов; составление предложений по картинке.
Занятие № 9.
Тема: Звук У. Буква У.
Теория: знакомство с буквой У.
Практика: определение места звука У в словах; подбор слов, в которых есть звук У; письмо буквы
У, чтение и письмо слов уа, ау.
Занятие № 10.
Тема: Гласные звуки. Звук И.
Теория: Повторение отличий между гласными и согласными звуками. Знакомство со звуком И.
Практика: выделение звука И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И; подбор
слов со звуком И; анализ ряда из 2, 3, 4 гласных звуков, отбор картинок на звук И.
Занятие № 11.
Тема: Звук И. Буква И.
Теория: Знакомство с буквой И.
Практика: угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции; деление слов на слоги письмо
буквы И, слов иа, уиа;
Занятие № 12.
Тема: Звук О.
Теория: знакомство со звуком О;
Практика: выделение а О в ряду других гласных звуков, слога со звуком О; подбор слов со звуком
О (в начале, середине и конце слова); составление предложений по сюжетным картинкам.
Занятие № 13.
Тема: Звук О. Буква О.
Теория: знакомство с буквой О;
Практика: определение места звука О в словах; упражнение в составлении и чтении слогов и слов

из букв разрезной азбуки; письмо буквы О и слияний оау, иоа.
Занятие № 14.
Тема: Звук Ы.
Теория: знакомство со звуком Ы;
Практика: выделение начального и последнего звука в словах; воспроизведение слоговых рядов;
выделение звука Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов; подбор
слов со звуком Ы.
Занятие № 15.
Тема: Звук Ы. Буква Ы.
Теория: знакомство с буквой Ы;
Практика: определение места звука Ы в словах; чтение слогов по таблицам; письмо буквы Ы.
Занятие № 16.
Тема: Звук Э.
Теория: знакомство со звуком Э;
Практика: выделение звука Э в ряду звуков, слогов, слов; подбоа слов со звуком Э; деление слов на
слоги; анализ слогов.
Занятие № 17.
Тема: Звук Э. Буква Э.
Теория: Знакомство с буквой Э;
Практика: упражнения с разрезной азбукой: составление и чтение слогов и слов; письмо буквы Э;
определение места звука Э в словах.
Занятие № 18.
Тема: Звук М.
Теория: Знакомство со звуком М.
Практика: отбор картинок, в названии которых есть звук М, определение места звука М в этих
словах; подбор слов со звуком М.
Занятие № 19.
Тема: Звук М. Буква М.
Теория: Знакомство с буквой М
Практика: Анализ, составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама.
Анализ обратного слога АМ, УМ. Упражнения с разрезной азбукой. Печатание букв.
Занятие № 20.
Тема:
Звук Н.
Теория: знакомство со звуком Н;
Практика: различение на слух и в произношении звуков Н, Нь; выделение звука Н в ряду звуков,
слогов, слов; выделение первого и последнего согласного звука в словах, определение гласных
звуков в этих словах.
Занятие № 21.
Тема: Звук Н. Буква Н.
Теория: Знакомство с буквой Н.
Практика: анализ слогов и слов; подбор картинок, названия которых начинаются на звук Н;
письмо буквы Н; Чтение и печатание слогов, коротких слов.
Занятие № 22.
Тема: Звук Р.
Теория: знакомство со звуком Р;
Практика: выделене звуков Р Рь в ряду звуков, слогов, слов; подбора слов со звуком Р; анализ
прямых и обратных слогов, составление и чтение слов из знакомых букв

Занятие № 23.
Тема: Звук Р. Буква Р.
Теория: Знакомство с буквой Р.
Практика: отбор картинки со звуком Р; работа с разрезной азбукой: составление и чтение слогов и
слов; письмо буквы Р и слогов с буквой Р.
Занятие № 24.
Тема: Звук Л.
Теория: знакомство со звуком Л;
Практика: выделение звуков Л, Ль в ряду звуков, в ряду слогов, слов; подбор слов со звуком Л;
анализа слов различной звуковой структуры.
Занятие № 25.
Тема: Звук Л. Буква Л.
Теория: Знакомство с буквой Л.
Практика: определение первого и последнего звука в словах, гласных звуков в этих словах;
составление и чтение слогов и слов с изученными буквами; письмо буквы Л.
Занятие № 26.
Тема: Звук С.
Теория: знакомство со звуком С;
Практика: выделение звуков С, Сь в ряду звуков, в ряду слогов, слов; подбор слов со звуком С;
анализа прямых и обратных слогов, слов.
Занятие № 27.
Тема: Звук С. Буква С.
Теория: Знакомство с буквой С.
Практика: отбор картинок со звуком С; чтение по таблице слогов и слов, письмо буквы Л.
Занятие № 28.
Тема: Звук З.
Теория: знакомство со звуком З;
Практика: выделение звуков З, Зь в ряду звуков, в ряду слогов, слов; подбор слов со звуком З;
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Занятие № 29.
Тема: Звук З. Буква З.
Теория: Знакомство с буквой З.
Практика: Определение позиции звука в слове; деление слов на слоги; составление и чтение
простых слов; письмо буквы З.
Занятие № 30.
Тема: Дифференциация Звуков З-С.
Теория: Звонкие и глухие согласные. Анализ звуков С и 3 в сравнении.
Практика: Упражнения с разрезной азбукой. Составление предложений с заданными словами.
Печатание слогов с буквами С и З.
Занятие № 31.
Тема: Звук Т.
Теория: знакомство со звуком Т;
Практика: выделение звуков Т, Ть в ряду звуков, в ряду слогов, слов; подбор слов со звуком Т;
анализа прямых и обратных слогов.
Занятие № 32.
Тема: Звук Т. Буква Т.

Теория: Знакомство с буквой Т.
Практика: Определение позиции звука в слове; чтение слогов, с договариванием до полных слов.
Составление коротких слов из букв и слогов.
Занятие № 33.
Тема:
Звук Д.
Теория: знакомство со звуком Д.
Практика: выделение звуков Д, Дь в ряду звуков, в слогах, словах; подбор слов со звуком Д.
Занятие № 34.
Тема: Звук Д. Буква Д.
Теория: Знакомство с буквой Д.
Практика: Звуковой анализ слов, чтение слогов с договариванием до целого слова; упражнение
«Переставь слова в предложении». Письмо буквы Д.
Занятие № 35.
Тема:
Дифференциация звуков Д-Т.
Теория: различия звуков Д и Т на слух и в произношении.
Практика: составление и преобразование слогов и слов: дубы, дубок, домик, Тома, дымит; подбор
слов со звуками Д, Т.
Занятие № 36.
Тема: Звук К. Буква К.
Теория: знакомство с буквой К.
Практика: определение места звука К в словах (по картинкам); составление и чтение слогов ка, ку,
ки, ак, ук, ик; печатание буквы К.
Занятие № 37.
Тема: Звук Г. Буква Г.
Теория: знакомство со звуком Г, с буквой Г.
Практика: определять место звука Г в словах ( по картинкам); чтение слогов и слов по таблицам;
печатание буквы Г.
Занятие № 38.
Тема:
Дифференциация Звуков К-Г.
Теория: различия звуков К и Г на слух и в произношении.
Практика: составление и преобразование слогов и слов: губы, гудок, комок; подбор слов со звуками
К, Г.
Занятие № 39.
Тема:
Звук Х.
Теория: знакомство со звуком Х;
Практика: выделение звука Х в ряду звуков, в слогах, словах; отбор картинок, в названии которых
есть звук Х, определять место звука Х в этих словах; подбор слов со звуком Х.
Занятие № 40.
Тема: Звук Х. Буква Х.
Теория: знакомство с буквой Х.;
Практика: составление и чтение слогов и слов со звуком Х; анализ слов; печатание буквы Х.
Занятие № 41.
Тема:
Звук Б.
Теория: знакомство со звуком Б.
Практика: выделение звука Б в ряду звуков, в слогах, словах;
подбор слов со звуком Б,
составление предложжений с данными словами. Деление слов на слоги.

Занятие № 42.
Тема: Звук Б. Буква Б.
Теория: знакомство с буквой Б.
Практика: определение места звука Б в словах ( по картинкам); чтение слогов и слов по таблицам
печатание буквы Б и слогов с ней.
Занятие № 43.
Тема:
Звук П.
Теория: знакомство со звуком П.
Практика: различение звуков П, Пь, на слух и в произношении; анализ слогов и слов.
Занятие № 44.
Тема: Звук П. Буква П.
Теория: знакомство с буквой П.
Практика: подбор картинок, названия которых начинаются на звук П; составление и чтение слогов
ап, уп, ип; па, пу, пи; печатание буквы П.
Занятие № 45.
Тема:
Дифференциация звуков П-Б.
Теория: различия звуков П и Б на слух и в произношении;
Практика: индивидуальная работа по разрезным Азбукам.
Занятие № 46.
Тема: Звук В. Буква В.
Теория: знакомство со звуком В, с буквой В.
Практика: определение места звука В в словах; составление и чтение слогов и слов; печатание
буквы В и слов с ней.
Занятие № 47.
Тема: Звук Ф. Буква Ф.
Теория: знакомство со звуком Ф, с буквой Ф.
Практика: анализ слогов и слов; определение места звука Ф в словах ( по картинкам); чтение и
печатание слогов и слов.
Занятие № 48.
Тема:
Дифференциация Звуков В-Ф.
Теория: различия звуков В и Ф на слух и в произношении;
Практика:Чтение и печатание слов, подбор их по схеме. Составление предложений по сюжетным
картинкам.
Занятие № 49.
Тема: Звук Ж. Буква Ж.
Теория: знакомство со звуком Ж, с буквой Ж. Правило написания слога – жи -.
Практика: определение места звука Ж в словах; печатание буквы Ж, слов со слогом – жи -; чтение
слогов и слов.
Занятие № 50.
Тема: Звук Ш. Буква Ш.
Теория: знакомство со звуком Ш, с буквой Ш. Правило написания слога – ши -.
Практика: определение места звука Ш в словах; подбор слов к схемам звукового анализа; анализ
слов ШАР, ШУБА; чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.
Занятие № 51.
Тема:
Дифференциация Звуков Ж-Ш.
Теория: различия звуков Ж и Ш на слух и в произношении;

Практика: Подбор слов с заданным количеством слогов и позиций звука. Печатание слогов, слов.
Занятие № 52.
Тема: Звук Ц. Буква Ц.
Теория: знакомство со звуком Ц, с буквой Ц.
Практика: определение места звука Ц в словах; чтение слогов и слов; составление предложений по
картинкам.
Занятие № 53.
Тема: Звук Ч. Буква Ч.
Теория: знакомство со звуком Ч, с буквой Ч.
Практика: определение места звука Ч в словах; подбор слов с заданным количеством слогов и
позиций звука Ч; печатание буквы Ч, слов: ручка, пачка. Составление предложений по картинкам.
Занятие № 54.
Тема: Звук Щ. Буква Щ.
Теория: знакомство со звуком Щ, с буквой Щ.
Практика: определение места звука Щ в словах; печатание слов на правило «ща пиши с
буквой а» , «щу пиши с буквой у» (роща; пища; щука); составление предложений с данными
словами; чтение по таблице, индивидуальным карточкам слогов и слов.
Занятие № 55.
Тема: Звук Й. Буква Й.
Теория: знакомство со звуком Й, с буквой Й.
Практика: Звуко-буквенный анализ слов: СВОИ – СВОЙ, ТВОИ — ТВОЙ. Составление
предложений с данными словами; чтение по таблице слогов и слов.
Занятие № 56.
Тема: Буква Е.
Теория: Знакомство с буквой Е, которая может обозначать два звука: "йэ"; или придавать согласным
буквам мягкость при произношении.
Практика: дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам;
чтение и печатание слогов, слов.
Занятие № 57.
Тема: Буква Ё.
Теория: Знакомство с буквой Ё, которая может обозначать два звука: "йо"; или придавать
согласным буквам мягкость при произношении.
Практика: звуковой анализ слов; составление из букв разрезной азбуки слов.
Занятие № 58.
Тема: Буква Я.
Теория: Знакомство с буквой Я, которая может обозначать два звука: "йа"; или придавать
согласным буквам мягкость при произношении.
Практика:
чтение слогов, слов; составление предложений по сюжетным картинкам; печатание
слогов под диктовку.
Занятие № 59.
Тема: Буква Ю.
Теория: Знакомство с буквой Ю, которая может обозначать два звука: "йу"; или придавать
согласным буквам мягкость при произношении.
Практика: дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам;
чтение слогов, слов; деление слов на слоги.
Занятие № 60.

Тема: Буква Ь.
Теория: Знакомство с буквой Ь.
Практика: дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах, по картинкам;
звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове гусь; чтение слогов, слов.
Занятие № 61.
Тема: Буква Ъ
Теория: Знакомство с буквой Ъ; разделительная функция твердого знака.
Практика: чтение слов с тверым и мягким знаками; составление из букв разрезной азбуки слов.
Занятие № 62.
Тема: Алфавит. Повторение пройденного.
Теория: знакомство с Алфавитом.
Практика: слог: деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение:
составить по картинке и зарисовать схему.
Занятие № 63.
Тема: Закрепление.
Теория: Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.
Практика: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать
слова.
Раздел 2. Развитие речи.

Занятие № 64.
Тема: Небылицы из лукошка
Теория: Крылатые выражения. Прямое и переносное значение слов
Практика: использование крылатых выражений, устойчивых словосочетаний в жизни.
Занятие № 65.
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Теория: Народное творчество. Сказки. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Практика: Беседа по содержанию сказки. Работа с иллюстрациями. Рисование иллюстраций к
сказке в тетради.
Занятие № 66.
Тема: Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Теория: Творчество А.С.Пушкина. Рассматривание выставки книг-сказок А.С. Пушкина. Чтение
«Сказки о рыбаке и рыбке».
Практика: Беседа по содержанию сказки.
Занятие № 67.
Тема: Комплексное занятие «Весна идет».
Теория: Чтение рассказов, стихотворений о весне.
Практика: Беседы по содержанию. Рассматривание и описание иллюстраций о весне.
Занятие № 68.
Тема: Творчество В. Бианки. Сказка «Сова»
Теория: Знакомство с творчеством В. Бианки. Чтение сказки В. Бианки «Сова».
Практика: Работа по содержанию сказки. Рисование иллюстраций к сказке.
Занятие № 69.
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Теория: Творчество В.Катаева. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Практика: Беседа по содержанию сказки. Выполнение творческих заданий
Занятие № 70.
Тема: Комплексное занятие «Лето на пороге».
Теория: Чтение рассказов, стихотворений о лете.
Практика: Работа по содержанию. Рассматривание и описание иллюстраций на тему «Лето»
Занятие № 71.
Тема: Творчество Н. Носова. Рассказ «Огурцы».
Теория: Знакомство с творчеством Н. Носова. Чтение Рассказа «Огурцы».
Практика: Работа по содержанию. Рисование иллюстраций.
Занятие № 72.
Тема: Итоговое занятие. Тестирование.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
❖
Различать понятия «звук» и «буква»
❖
Определять место звука в слове
❖
Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой),
доказывая свой ответ грамотным научным языком
❖
Делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
❖
Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
❖
Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов,
делить предложении на слова, называя их по порядку
❖
Правильно читать по слогам
❖
отвечать на вопросы по тексту.
2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09. 2023 г.
Окончание учебного года – 31.05.2024
Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество учебных дней – 72.
Календарь занятий

Группа
№1
Группа
№2
Группа
№3

1
полугодие

ОП

01.0930.12.2023
01.0930.12.2023
01.0930.12.2023

16 недель
16 недель
16 недель

Зимние
праздники

2
полугодие

31.12.202310.0109.01.2024 31.05.2024
31.12.202310.0109.01.2024 31.05.2024
31.12.202310.0109.01.2024 31.05.2024

ОП

20 недель
20 недель
20 недель

Летние
каникулы

Всего в год
учебных
недель/дней/
часов

01.0636/72/72
31.08.2024
01.0636/72/72
31.08.2024
01.0636/72/72
31.08.2024

сентябрь
1
2
3
4
5

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Календарь реализации содержания учебного плана в группах №1,2,3:
1. Обучение грамоте
1.1. Характеристики звуков.
5
Слова и слоги. Предложение.
1ч
Неречевые звуки.
1ч
Речевые звуки. Гласные звуки.
1ч
Согласные звуки: звонкие и глухие, мягкие и твердые.
1ч
Гласные и согласные звуки. Закрепление.
1ч
1.2. Звуки и буквы.
58
1.2.1. Гласные звуки и буквы.
Гласные звуки. Звук [а].
1ч
Звук [а]. Буква А.
1ч
Гласные звуки. Звук [у].
1ч
Звук [у]. Буква У.
1ч
Гласные звуки. Звук [и].
1ч.
Звук [и]. Буква И.
1ч.
Гласные звуки. Звук [о].
1ч.
Звук [о]. Буква О.
1ч.
Гласные звуки. Звук [ы].
1ч.
Звук [ы]. Буква Ы.
1ч.
Гласные звуки. Звук [э].
1ч.
Звук [э]. Буква Э.
1ч.
1.2.2. Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки [м, м,].
1ч.
Согласные звуки [м, м,]. Буква М.
1ч.
,
Согласные звуки [н, н ].
1ч.
Согласные звуки [н, н,]. Буква Н.
1ч.
,
Согласные звуки [р, р ].
1ч.
Согласные звуки [р, р,]. Буква Р.
1ч.
,
Согласные звуки [л, л ].
1ч.
,
Согласные звуки [л, л ]. Буква Л.
1ч.
Согласные звуки [с, с,].
1ч.
,
Согласные звуки [с, с ]. Буква С.
1ч.
Согласные звуки [з, з,].
1ч.
,
Согласные звуки [з, з ]. Буква З.
1ч.
Дифференциация звуков [з], [с]
1ч
Согласные звуки [т, т,].
1ч
,
Согласные звуки [т, т ]. Буква Т.
1ч
Согласные звуки [д, д,].
1ч.
Согласные звуки [д, д,]. Буква Д.
1ч.
Дифференциация звуков [д], [т]
1ч
,
Согласные звуки [к, к ]. Буква К.
1ч
,
Согласные звуки [г, г ]. Буква Г.
1ч
Дифференциация звуков [г], [к]
1ч
,
Согласные звуки [х, х ].
1ч.
Согласные звуки [х, х,]. Буква Х.
1ч.
,
Согласные звуки [б, б ].
1ч.
,
Согласные звуки [б, б ]. Буква Б.
1ч.
,
Согласные звуки [п, п ].
1ч
,
Согласные звуки [п, п ]. Буква П.
1ч
Дифференциация звуков [б], [п]
1ч
,
Согласные звуки [в, в ]. Буква В.
1ч

март

47
48
49
50
51
52
53
54
55

Согласные звуки [ф, ф,]. Буква Ф.
Дифференциация звуков [в], [ф]
Согласный звук [ж], буква Ж.
Согласный звук [ш ], буква Ш.
Дифференциация звуков [ж], [ш ]
Согласный звук [ц]. Буква Ц.
Согласный звук [ч,], буква Ч.
Согласный звук [ щ,], буква Щ.
Согласный звук [й], буква Й.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч

1.2.3. Двузвучные гласные буквы.
апрель

56

Гласная двузвучная буква Е.

1ч.

57
58
59

Гласная двузвучная буква Ё.
Гласная двузвучная буква Я.
Гласная двузвучная буква Ю.
1.2.4. Буквы Ь и Ъ.
Буква Ь.
Буква Ъ.
1.2.5. Повторение.
Повторение. Алфавит.
Повторение.
2. Развитие речи.
Комплексное занятие «Весна идет».
Небылицы из лукошка (использование крылатых выражений,
устойчивых словосочетаний, прямое и переносное значение слов)
Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Творчество А.С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1ч.
1ч.
1ч

60
61
62
63

май

64
65
66
67
68
69
70
71
72

1ч
1ч
1ч
1ч.
8
1ч.
1ч.

Творчество Н. Носова. Рассказ «Огурцы».
Итоговое занятие. Тестирование.

1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч.
1ч.

ИТОГО:

72ч.

Творчество В. Бианки. Сказка «Сова»
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Комплексное занятие «Лето на пороге».

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проходят в хорошо освещенном, проветриваемом помещении, в котором имеются:
- учебные столы - 8 шт.,
- стулья – 16 шт.,
- маркерная магнитная доска.
Для проведения занятий необходимы:
Демонстрационный материал:
1. Крупные буквы на магнитиках
2. Предметные картинки
3. Карточки для звукового анализа слов (на магнитиках)
4. Маркеры: синий, зелѐный, красный.
Раздаточный материал:
1. Тетради в крупную клетку

2. Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребѐнка.
3. Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребеѐнка.
4. Цветные карандаши
5. Шариковые ручки

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных
технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные
сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайнплатформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
Методическое обеспечение
1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи»;
2. Методические пособия:
- «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента»
2009г.;
- Методическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия развития». 2009г.;
3. Конспекты занятий;
4. Презентации.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Программой предполагается использование следующих методов отслеживания результативности:
1.
Педагогическое наблюдение.
2.
Мониторинг. тестирование детей с целью выявления уровня сформированности общих и
специализированных умений и навыков
Для отслеживания результативности можно использовать контрольные задания и тесты
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Входной контроль
В начале учебногогода Определение уровня
Тестирование
развития детей
В конце курса
1. Определение
Тестирование
Итоговый контроль
обучения
изменения уровня
развития детей.
2.Определение
результатов обучения.
3. Получение сведений
для совершенствования
образовательной
программы и методов
обучения
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗУН отслеживается по следующим критериям:
№ п/

Фамилия,
Критерииоценивания
имяучащегося
Теоретически
езнания

Уровень
освоения
ДООП
Грамматичес Звуковойанал
кийстройречи
изслов

Фонетика

Критерии и параметры оценки знаний, умений и навыков (ЗУН)
№
1

Критерии
Теоретические знания

2

Грамматический
строй речи

3

Звуковой анализ слов

4

Фонетика

Высокий уровень
Учащийся правильно
ответил на все вопросы
самостоятельно.

Средний уровень
низкий уровень
Учащийся в
Учащийся отвечал
ответах допустил
неуверенно,
незначительные
допустил много
ошибки. Справился
ошибок.
с заданием
Полный безошибочный
частичный
пересказ с
перессказ
пересказ (с
помощью учителя,
пропусками,
отсутствие
ошибками)
пересказа
Полная правильная схема
схема слова с
Отсутствие схемы
слова
пропуском одного
слова
звука или другими
ошибками
Всезвукидифференцирован
один или
неправильно
ыправильно
несколько звуков в дифференцированы
группе
звуки двух групп,
дифференцированы ошибочно названы
неправильно
звуки во всех
группах
Диагностические материалы:

1. Теоретические знания. Вопросы для устного опроса:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Как обозначаются мягкие согласные звуки? Твердые согласные звуки?
2. Грамматический строй речи. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Педагог дает ребёнку сюжетную картинку и предлагает ему составить рассказ по этой картинке. С
помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
3. Звуковой анализ слова.
Составь звуковую схему слов ГУСИ, МАК, КОМ
4.Фонетика (деление слов на слоги)
Соедини схему с предметом, к которому она подходит (мяч, стол, куст - 1 слог, самолет - 3слога,
кружка -2 слога).
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются «от простого к сложному», в соответствии с
познавательными возрастными возможностями детей);
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает индивидуальные особенности дошкольников);
5. Целесообразности (обеспечивает соответствие цели программы и возможностей ее достижения);
Образовательная программа содержит два курса: «Обучение грамоте» и «Развитие речи».

На занятиях по обучению грамоте у детей происходит формирование представлений о слове и
предложении, дети учатся слоговому и звуко-буквенному анализу. В настоящую программу включены
элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной
моторики. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с
карандашом, ручкой, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.
По развитию речи обогащается словарь дошкольника. Раздел включает чтение сказок, рассказов,
стихов, беседы об авторах, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания прочитанного.
Детям предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение,
попробовать себя в разных видах деятельности (чтение по ролям, инсценировка, кукольный спектакль,
совместное чтение и др.)
В процессе обучения дошкольников используются следующие методы:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядные (наблюдение, демонстрация, ИКТ)
- практические (работа в тетради с печатной основой, работа по карточкам, работа с кассой букв,
тестирование, контрольное чтение, самостоятельная работа, составление рассказа по плану-схеме,
работа с раздаточным материалом, составление предложений по схеме, составление рассказа по
картине, составление рассказа по плану, составление диалогов, монологов, пересказ, инсценировка,
чтение стихов наизусть, сочинение сказок, небылиц, рассказов)
- игровые дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, отгадывание загадок,
кроссвордов, ребусов
Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных
заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое
восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности,
внимательность, волевые механизмы.
Педагогические технологии, реализуемые на учебных занятиях:
игровые, здоровьесберегающие и развивающего обучения.
Исходя из особенностей дошкольного возраста, в котором игра является ведущим видом
деятельности, занятия проводятся с использованием речевых игр, упражнений и наглядного
материала, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за
особенностями слов, их использованием в речи. Педагогическая задача, заключенная в игровую
оболочку, решается ребенком на более высоком уровне (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра,
театрализованная игра, подвижные игры и совместные игры-экспериментирования и др.). Основной
мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Учебный материал подаётся в
сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать
собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей
учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут
складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком,
совершенствования речи.
Использование технологии
развивающего
обучения способствует
активизации
интеллектуального потенциала каждого ребенка, развитию познавательных психических процессов.
Здоровьесбережение на занятиях – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития, и активное формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
Методические рекомендации
Подбирая задания необходимо исходить из естественной логики обучения детей грамоте:
звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые
формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком,
сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто
внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также целесообразно использовать загадки при изучении звуков. Они активизируют

мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как
важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала
медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки,
считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает
дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она
похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв,
перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.
Необходимо использовать сказки о приключениях букв, сказочных персонажей,
приносящих занимательный материал.
В структуре занятий выделены следующие составляющие:
1. Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих занятий.
2. Знакомство с новой фонематической темой, звуком.
3. Работа по развитию умений звукового и слогового анализа; развития связной речи; всевозможные
речевые игры, динамические паузы.
4. Знакомство с буквой.
5. Пальчиковая гимнастика. Письмо буквы.
6. Подведение итогов.
Литература
Для педагога:
❖ Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
❖ Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
❖ Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
❖ Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
❖ Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
Для родителей:
❖ Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М.,
2000
❖ Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся,
играем» Ярославль, 1997


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».