Веселые косички

Пояснительная записка
Программа «Веселые косички» представляет собой разработанный дополнительный
общеобразовательный курс технической направленности. Программа направлена на
обучение детей основным приемам правильного ухода за своими волосами, а также
простейшим умениям и навыкам парикмахерского искусства.
Основное направление – плетение кос. История плетения кос насчитывает не одно
столетие. В настоящее время косы привлекают внимание и восхищают еще больше, они
стали сложными и замысловатыми. Прически с косами являются универсальными и
подходят для любого возраста. С использованием кос можно создать простую и сложную,
повседневную и торжественную, классическую и романтическую прическу.
Актуальность:
Умение плести современные косы с искусственным волосом актуально на
сегодняшний момент. Такие косы очень популярны и имеют большой спрос у молодёжи.
Умение исполнять данные виды плетения позволит обучающимся создавать красивые
стильные образы, реализовывать свой творческий потенциал в рамках парикмахерского
дела.
Новизна
программы
заключается
в
использовании
практического
экспериментирования в качестве основного метода обучения.
Отличительная особенность программы в том, что она определяет широкий круг
изучения темы плетение кос, предусматривает формирование навыков правильного
ухода за волосами, освоение различных техник плетения.
Целью программы является создания условий для овладения практическими
навыками парикмахерского дела.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Познакомить
•
с историей появления и развития традиций плетения кос в мире, как видом
декоративно – прикладного творчества;
•
с различными базовыми техниками плетения кос и видами причесок из косичек и
кос;
2. Расширить и углубить знания о видах художественной деятельности, понимание их
специфики;
3. Формировать:
•
понимание
общих
правил
создания
предметов
рукотворного
мира
(функциональность, прочность, эстетическую выразительность);
•
восприятие парикмахерского искусства, как специфической формы познания и
преобразования мира;
4. Научить:
•
техникам плетения кос и создания причесок из косичек и кос;
•
под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его, демонстрировать готовый результат;
•
руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в
практической деятельности;
5. Способствовать воспитанию:
•
ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной
жизни;
•
общей культуры, культуры труда, аккуратности и усидчивости;
•
умения видеть проявления прекрасного в произведениях парикмахерского
искусства;
•
потребностей в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и
творческой деятельности.

Направленность, уровень
Направленность – техническая.
Уровень освоения: базовый
Педагогическая целесообразность программы заключается в учете возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Программа предназначена для девочек в
возрасте 8-12 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).
Возрастные особенности детей 8-12 лет
Младший школьный возраст — 8-10 лет. Развитие психики детей этого возраста
осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для
младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит
коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не
только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные
задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и
оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются
произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. Другим
важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно
регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности
ребенка.
Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они
общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев дети обладают
отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность,
упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к
тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел
отказа. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная
фантазия ребёнка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания.
Поскольку в младшем школьном возрасте характер ещё только формируется, важно
предупредить превращение этих часто временных, случайных психических состояний в
черты характера. Дети очень эмоциональны. Те или иные трудности младших подростков
появляются рано или поздно у большинства детей.
Возраст 10-11 лет имеет свои специфические черты, способствующие проявлению
этих проблем: во-первых, возрастает ценность интимно-личностного общения, особенно
со сверстниками; постепенно общение становится ведущей деятельностью детей; вовторых, начинается бурное развитие рефлексии; анализ своего поведения, схожести с
другими и отличий становится обычным делом для ребенка; в связи с этим появляются
определённые барьеры в общении, стеснительность (которая может проявляться как в
скованности, так и в демонстративности и грубости) приходит на смену былой
непосредственности поведения;
в-третьих, острое противоречие между особой
значимостью деятельности общения и новыми сложностями в ее осуществлении является
основной причиной возникновения проблем.
После младшего школьного возраста наступает критический период в 11-12 лет.
Подростковые проблемы типично начинающиеся в этом возрасте, иногда характерны уже
для 10 летних детей. Такие дети необузданны и драчливы, игры более старших
подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими.
Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут и в то же
время, у них нет детского подчинения авторитету.
8-10 лет - ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о
внешности, легко воспринимает жизнь.
11 лет - ребенок импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры
со сверстниками.

12 лет - ребенок: вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более
позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о
внешности, растет интерес к противоположному полу.
Условия набора
Запись в студии «Веселые косички» производится, как правило, в начале учебного года
(сентябрь - октябрь), но, в порядке исключения, возможно пополнение в процессе
обучения. В этом случае «новичок» закрепляется за одним из активных учащимся студии
и находится под внимательным наблюдением педагога в продолжение всего времени
выравнивания.
Наполняемость учебной группы:
- I год – 8-10 человек (это предусмотрено Уставом МБУДО «ЦДТ» города Шумерля
Чувашской Республики).
Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность и периодичность учебных занятий устанавливается (в
соответствие с действующими санитарноэпидимиологическими правилами и
нормативами СанПин 2.4.4.1251-03.). Занятия для учебных групп 1 года обучения
проводятся 2 раза в неделю продолжительностью по 2 часа, с перерывом 15 минут, где
один академический час равен 45 минутам.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 01.09.2023 г.
Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
Количество учебных дней – 72.
Календарь занятий

Группа
№1
Группа
№2

1
полугодие

ОП

Зимние
праздники

2
полугодие

ОП

Летние
каникулы

Всего в
год

01.0929.12.2023
01.0929.12.2023

16
недель
16
недель

30.12.202308.01.2024
30.12.202308.01.2024

09.0131.05.2024
09.0131.05.2024

20
недель
20
недель

01.0631.08.2024
01.0631.08.2024

36
недель
36
недель

Формы организации образовательного процесса и методы работы
Основной формой учебной работы является практические занятия с изучением основ
теоретических знаний.
Во время проведения занятия возможна индивидуальная форма работы педагога с
учащимся.
Основные методы работы:
1. Наглядные (иллюстрации, фотоматериалы по технологии и способам плетения кос,
создание причесок и т.д.)
2. Словесные (лекции, беседы)
3. Практические (самостоятельное выполнение причесок обучающимися, демонстрация
моделей)
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на
зачётных занятиях.

Форма подведения итогов:
1. Опрос на знание технологии;
2. Проверка практических умений и навыков после прохождения темы;
3. Зачетное мероприятие в конце года (разработка и создание креативной прически с
помощью различных техник плетения кос).
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса обучающимся даются не
только знания, но и формируется его личность;
- принцип научности - в содержание обучения включены только объективные научные
факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки в области
парикмахерского искусства или направления творческой деятельности;
- принцип связи обучения с практикой;
- принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса
строится в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими
правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет
определенную методику изучения;
б) материал излагается в логике нарастания – от простого к сложному;
- принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не вызывает у
обучающихся интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
- принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все
органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной
информации;
- принцип сознательности и активности – включение воспитанников в индивидуальные
формы учебной работы, стимулировать коллективные формы проведения, дефиле.
Предполагаемые результаты программы
Когнитивный результат (ЗУНы) первого года обучения.
Учащиеся должны:
1)
иметь представление:
о парикмахерском искусстве как виде декоративно – прикладного творчества.
2)
знать:
строение и типы волос;
средства ухода за волосами;
технику плетения кос и приёмы создания причёсок из кос;
приёмы рациональной безопасной работы инструментами;
технологическую последовательность реализации замысла.
3)
уметь:
планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить
коррективы в выполняемые действия;
под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;
отбирать и выполнять доступные технологические приёмы плетения кос и создания
причесок из косичек и кос;
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
прогнозировать конечный практический результат в соответствии с декоративнохудожественной задачей;
вносить в работу элементы фантазии, разнообразия.
4)
применять:

5)
-

общекультурные и общетрудовые компетенции;
основы культуры труда;
технологии плетения кос и изготовления причёсок из кос и косичек;
основы конструирования и моделирования;
иметь опыт:
создания неповторимых и индивидуальных причёсок из косичек и кос.
Учебно-тематическое планирование
(1 год обучения, 144часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа)

№

Разделы

3.

Комплектование группы
Вводное занятие
История парикмахерского
искусства
Основы гигиены

4.

1.
2.

Количество часов
всего
теория
практик
а
8
2
2
4
3
1
10

6

4

Прическа из натуральных волос

38

21

17

5.

Плетение кос и косичек

80

30

50

6.

Итоговое занятие
Итого:

2
144
часа

1
63

1
73

Формы аттестации
(контроля)

Входная диагностика.
Беседа, практическая
работа
Беседа, практическая
работа, наблюдение
Беседа, практическая
работа, наблюдение
Беседа, практическая
работа, наблюдение
Итоговая диагностика

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Знакомство с коллективом. Ознакомление обучающихся с программой и планом
работы студии. Правила по охране труда. Правила поведения на занятиях и режим работы.
Раздел 2. История парикмахерского искусства (4 часа)
Теория. 1. История прически. Прически народов средневековой Европы (V- XIV вв.).
Прически эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Европейские прически периода барокко
(конец XVII – середина XVIII в.).
2. Европейские прически периода рококо (первая половина XVIII в.). Европейские
прически XIX в. Прически XX в.
Практика. Карточки – задания (индивидуальная работа). Обучающиеся получают
карточки – задания «Установление соответствия вида и стиля прически» с 3-мя заданными
стилями и 10 рисунков с прическами разных исторических периодов и стилей.
Раздел 3. Основы гигиены (10 часов)
1. Строение, рост и цвет волос. Типы волос. Виды шампуней. Косметика для волос.
Теория.
- Беседа о строение волос. Видимые и невидимые части волос. Понятие: фолликул,
волосяная луковица, волосяной сосочек, сальная железа. Строение волос.

- Беседа о росте волос. Понятие: анагеновая фаза, катагеновая фаза, телогеновая фаза.
Скорость роста волос, норма выпадения, качество и количество волос. Причина
выпадения волос.
- Беседа о цвете волос. Понятие о цвете волос. Ознакомление с таблицей о пигментах,
преобладающих в натуральных волосах.
- Беседа о типе волос. Понятие « нормальные волосы», «жирные волосы», «сухие волосы»,
«волосы
смешенного
типа».
Понятие:
текстура,
упругость,
прочность,
электростатичность.
- Беседа о видах шампуней и косметики для волос.
Практика. Учащиеся определяют конец и начало волос, цвет, тип своих волос; делают
вывод о состоянии своих волос.
2. Виды мытья головы. Сушка волос феном.
Теория. Виды мытья головы: гигиеническое мытье, лечебное и сухое. Технология
гигиенического мытья головы: подготовительные работы мастера перед мытьем головы,
последовательность мытья головы, заключительные работы. Понятие: сушка волос.
Практика. Учащиеся выбирают оптимальную температуру воды для мытья головы и
выполняют мытье головы. Сушат волосы феном.
3. Массаж головы.
Теория. Показания и противопоказания к массажу. Общие правила массажа. Технология
массажа.
Практика. Выполнение массажа головы.
4. Сухое мытье головы.
Теория. Чем полезно сухое мытье головы? Сухое мытье в домашних условиях. Рецепты.
5. Маски для волос.
Теория. Маски для волос - как правильно наносить. Основные ошибки в использовании
масок для волос.
Практика. Приготовление маски для волос.
Раздел 4. Прическа из натуральных волос (38 часов)
Теория.
1. Инструменты парикмахера. Классификация причесок и их особенности. Основные
стили причесок. Моделирование. Типы лица и их коррекция с помощью прически.
2. Понятие «композиция прически». Основные законы композиции. Компоненты
композиции. Оформление лицевой части прически. Силуэт прически анфас и в профиль.
3. Моделирование причесок. Подбор прически для определенного типа лица.
Теория. Моделирование прически – основные принципы. Беседа об основных типах лиц.
Практика. Учащиеся определяют свой тип (форму) лица. Выполняют задания «Типы
лиц» и «Форма прически».
4. Коррекция лица с помощью прически.
Теория. Рекомендации по коррекции лица с помощь прически.
Практика. «Сама себе стилист».
5. Холодная волна на пальцах. Элементы холодной укладки.
Теория. Технология укладки волос холодным способом. Приспособление для холодной
укладки волос.
Практика. Выполнение холодной укладки волос.

6. Горячие виды укладки. Техника безопасности при работе с горячими инструментами.
Теория. Технология укладки волос горячим способом. Инструкция по завивке локонов с
помощью плойки.
Практика. Выполнение горячей укладки волос.
7-8. Укладка волос на бигуди. Разбор схемы. Моделирование прически после снятия
бигуди.
Теория. Технология накрутки волос на бигуди. Схемы накрутки волос на бигуди.
Практика. Накручивание волос на бигуди. Моделирование прически после снятия
бигуди.
9. Повседневные (бытовые) прически.
Теория. Беседа «Какая должна быть повседневная женская прическа?».
Практика. Выполнение повседневной прически.
10. Уравновешивание причесок. Прически на каждый день.
Теория. Беседа «Как быстро делать красивые прически».
Практика. Выполнение причесок.
11. Прически для выпускного бала.
Теория. Беседа «Варианты причесок для выпускного бала».
Практика. Выполнение прически.
12. Спортивный стиль в прическах.
Теория. Прически для спорта. Особенности аксессуаров.
Практика. Выполнение спортивной прически.
13. Свадебные прически.
Теория. Прически для свадьбы. Особенности аксессуаров. Цветовое решение.
Практика. Выполнение свадебной прически.
14. Вечерние прически.
Теория. Беседа «Вечерние прически, которые легко повторить».
Практика. Выполнение вечерней прически.
15.Авангардный и экстравагантный стиль в прическах.
Теория. Мода в стиле авангард. Особенности авангардного и экстравагантного стилей в
прическах.
Практика. Создание авангардной и экстравагантной прически.
16. Прическа на «хвостах».
Теория. Беседа «Как из обычного хвоста сделать шикарную прическу».
Практика. Выполнение прически.
17. Прическа «Бант» из волос.
Теория. Необходимые инструменты для создания прически. Последовательность
оформления «банта».
Практика. Выполнение прически «Бант».
18. Варианты причесок с объемным плетением. Использование электрощипцов. Техника
безопасности при работе с электрощипцами.

Теория. Что нужно для причесок с плетением. Как сделать прически с плетение своими
руками. Плюсы и минусы таких причесок. Укладка волос электрощипщами. Технология
выполнения укладки волос с применением электрических щипцов.
Практика. Выполнение прически с объемным плетением.
19.Прически для Нового года. Подбор прически для себя. Выполнение эскиза.
Теория. Прически для Нового года. От каких факторов зависит выбор прически?
Практика. Подбор прически для себя. Выполнение эскиза.
Раздел 5. Плетение кос и косичек (80 часов)
1. История плетения. Основные техники плетения.
Теория. История косы. Коса на Руси. Основные техники плетения кос.
Практика. Учащиеся плетет на выбор косу.
2. Косички для девочек.
Практика. Учащиеся плетет на выбор косичку.
3.1. Оригинальный колосок. Французская коса. Плетение обычной французской косы из
трех прядей.
3.2. Плетение обратной французской косы из трех прядей.
Теория. Необходимые инструменты и приспособления. Основные правила плетения кос
по голове: постановка рук, толщина подхватов, направление подхвата, расстояние между
пальцами и кожей головы. Схемы плетения обычной и обратной французской косы из
трех прядей.
Практика. Отработка приемов выделения, захвата прядей и постановка рук при плетении.
4. Простая коса в три пряди «Рыбий хвост».
Теория. Схемы плетения косы «рыбий хвост». Моделирование косы.
Практика. Плетение косы «Рыбий хвост» по инструкционным картам.
5.Коса в греческом стиле. Объемная коса.
Теория.
Из истории греческих причесок. Особенности прически. Инструменты,
материалы и аксессуары. Примеры причесок.
Практика. Отработка приемов греческого плетения. Плетение косы в греческом стиле.
6.Коса из четырех прядей.
Теория. Описание прически. Подготовка и рекомендации по плетению. Разнообразные
варианты плетения.
Практика. Плетение кос из 4 прядей по инструкционным картам.
7. Коса из пяти прядей.
Теория. Описание прически. Подготовка и рекомендации по плетению. Разнообразные
варианты плетения.
Практика. Плетение кос из 5 прядей по инструкционным картам.
8. Пучок из косы.
Теория. Прическа пучок с косой: модные варианты на каждый день и на выход. История
прически. Общее описание. Необходимые инструменты.
Практика. Выполнение пучка из косы.
9.Обруч из волос.

Теория. Общее описание. Необходимые инструменты. Разнообразные варианты плетения
и укладки косы. Косичка вокруг головы. Косичка с распущенными волосами.
Практика. Выполнение косички на выбор (вокруг головы или с распущенными
волосами).
10.Коса по краю волос.
Теория. Общее описание. Пошаговая инструкция по плетению. Разнообразные варианты
плетения и укладки косы.
Практика. Выполнение косы по краю волос.
11.Плетение косы «Водопад»
Теория. Французский водопад - прическа со своими особенностями. История прически.
Технология выполнения.
Практика. Выполнение косы «Водопад».
12.Затейливые косы с сеткой из пряди.
Теория. Особенности укладки. Разнообразие вариантов. Техника исполнения.
Практика. Выполнение косы с сеткой.
13.Коса-ирокез.
Теория. Как сделать косу в виде ирокеза. История прически. Общее описание.
Практика. Выполнение косы - ирокез.
14.Коса «Дракончик».
Теория. История и особенности прически. Вариации и схемы плетения.
Практика. Выполнение косы «Дракончик».
15.Хвост в объятиях косы.
Теория. Описание прически. Технология выполнения.
Практика. Выполнение хвоста в объятиях косы.
16.Плетение «Змейка». Коса-змейка.
Теория. Описание прически. Общие рекомендации по выполнению прически. Пошаговая
инструкция.
Практика. Выполнение косы – змейка.
17.Сплетение кос. Косы крест на крест.
Теория. Техника плетения.
Практика. Выполнение косы крест на крест.
18.Плетение косы «Восьмерка».
Теория. Как сделать косы в виде восьмерки.
Практика. Выполнение косы «Восьмерка».
19.1. -19.2. Коса как вечерняя прическа.
Теория. Общее описание причесок. Общие рекомендации по плетению.
Практика. Создание вечерней прически.
20.
Украшение для кос и косичек.
Теория. Украшение для косичек на каждый день. Вплетаемое в косу украшение

Практика. Выполнение и украшение прически.
21.1.-21.2.Коса для свадебной прически.
Теория. Лучшие свадебные прически с косами. На что нужно обратить внимание при
выборе свадебной прически.
Практика. Создание свадебной прически на выбор.
22.1. Плетение с лентой. Варианты плетения. Приемы фиксации лент.
22.2-22.3. Плетение кос с использованием ленты.
22.4. Плетение кос с использованием цветных лент.
Теория. Варианты причесок с вплетенными лентами. Приемы фиксации лент.
Практика. Плетение кос с использованием лент, цветных нитей.
23.1.Способы создания цветов. Средства для фиксации элементов из волос.
23.2. Создание цветов из кос.
23.3. Цветок из волос.
Теория. История появления. Способы создания цветов из кос. Средства для фиксации
элементов из волос.
Практика. Отработка приемов создание цветов из кос.
24.1. Создание причесок на основе узлов.
24.2. Пучок из узлов.
Теория. Прическа узел – учимся красиво «завязывать волосы». Вариации причесок с
узелками и техники их создания.
Практика. Создание причесок на основе плетения из узлов.
25.1. Создание причесок на основе жгутов. Плетение жгутов из двух прядей.
25.2. Плетение жгутов из трех и четырех прядей.
Теория. Прическа из жгутов: описание, пошаговая инструкция выполнения укладки.
Техники плетения (из двух, трех, четырех прядей). Варианты причесок.
Практика. Создание причесок на основе плетения жгутов.
26.1. Создание прически на основе плетения для детей и взрослых. Отработка приемов
афроплетения и создание дредов.
26.2. Афроплетение.
26.3. Дреды.
Теория. Понятие «афроплетение» и «дреды». Уход за прической.
Практика. Отработка приемов афроплетения и создание дредов.
27.1. Быстрые прически из кос для детей.
27.2. Быстрые прически для взрослых.
Практика. Создание разнообразных причесок на основе плетения для детей и взрослых.
Раздел 6. Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Подведение итогов за учебный год.
Практика. Разработка и создание креативной прически с помощью различных техник
плетения кос.

Календарно-тематический план

Месяц

№
п/п

Сентябрь
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
Октябрь

3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2

4.3
4.4
4.5
Ноябрь

4.6
4.7
4.8
4.9.
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14

Декабрь

4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
5.

Раздел, тема
Комплектование группы
Вводное занятие. Знакомство с коллективом
История парикмахерского искусства
История прически. Прически народов средневековой Европы (VXIV вв.). Прически эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Европейские
прически периода барокко (конец XVII – середина XVIII в.).
Европейские прически периода рококо (первая половина XVIII в.).
Европейские прически XIX в. Прически XX в.
Основы гигиены
Строение, рост и цвет волос. Типы волос. Виды шампуней.
Косметика для волос.
Виды мытья головы. Сушка волос феном.
Массаж головы.
Сухое мытье головы.
Маски для волос.
Прическа из натуральных волос.
Инструменты парикмахера. Классификация причесок и их
особенности. Основные стили причесок. Моделирование. Типы лица
и их коррекция с помощью прически
Понятие «композиция прически». Основные законы композиции.
Компоненты композиции. Оформление лицевой части прически.
Силуэт прически анфас и в профиль.
Моделирование причесок. Подбор прически для определенного типа
лица.
Коррекция лица с помощью прически.
Холодная волна на пальцах. Элементы холодной укладки.
Горячие виды укладки. Техника безопасности при работе с горячими
инструментами.
Накручивание на бигуди. Разбор схем.
Укладка волос на бигуди. Моделирование прически после снятия
бигуди.
Повседневные (бытовые) прически.
Уравновешивание причесок. Прически на каждый день.
Прически для выпускного бала.
Спортивный стиль в прическах.
Свадебные прически.
Вечерние прически. Конкурсные прически.
Итого:
Авангардный стиль в прическах. Экстравагантный стиль в
прическах.
Прическа на «хвостах».
Прическа «Бант» из волос.
Варианты причесок с объемным плетением. Использование
электрощипцов. Техника безопасности при работе с электрощипцами.
Прически для Нового года. Подбор прически для себя. Выполнение
эскиза.
Плетение кос и косичек

Колво
часов
8
2
2
2

2
16
2
2
2
2
2
2

2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2

5.1
5.2
5.3

История плетения. Основные техники плетения.
Косички для девочек.
Оригинальный колосок. Французская коса. Плетение обычной
французской косы из трех прядей.

5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8

Плетение обратной французской косы из трех прядей.
Простая коса в три пряди «Рыбий хвост».
Коса в греческом стиле. Объемная коса.
Коса из четырех прядей.
Коса из пяти прядей.
Пучок из косы.

2
2
2
Итого:

Январь

Итого:
Февраль

5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16

Обруч из волос.
Коса по краю волос.
Плетение косы «Водопад».
Затейливые косы с сеткой из пряди.
Коса-ирокез.
Коса «Дракончик».
Хвост в объятиях косы.
Плетение «Змейка». Коса-змейка.
Итого:

Март

5.17
5.18
5.19
5.19
5.20
5.21
5.21
5.22

Апрель

5.22
5.22
5.22
5.23
5.23
5.23
5.24
5.24

Май

5.25
5.25
5.26
5.26
5.26
5.27
5.27
6.

Сплетение кос. Косы крест на крест.
Плетение косы «Восьмерка»
Коса как вечерняя прическа.
Коса как вечерняя прическа.
Украшение для кос и косичек.
Коса для свадебной прически.
Коса для свадебной прически.
Плетение с лентой. Варианты плетения. Приемы фиксации лент.
Итого:
Плетение кос с использованием ленты.
Плетение кос с использованием ленты.
Плетение кос с использованием цветных лент.
Способы создания цветов. Средства для фиксации элементов из волос
Создание цветов из кос.
Цветок из волос.
Создание причесок на основе узлов.
Создание причесок на основе узлов.
Пучок из узлов.
Итого:
Создание причесок на основе жгутов.
Плетение жгутов из двух прядей.
Создание причесок на основе жгутов.
Плетение жгутов из трех, четырех прядей.
Создание прически на основе плетения для детей и взрослых.
Отработка приемов афроплетения и создание дредов.
Афроплетение.
Дреды.
Быстрые прически из кос для детей.
Быстрые прически для взрослых.
Итоговое занятие

16
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2

Итого:

16

Материально-техническое оснащение
Помещение, отводимое для занятий по парикмахерскому искусству, должно
отвечать санитарно-гигиеническим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3.172 для
организации учебного процесса: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом
воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы
8-10 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Специальное оборудование:
1. парикмахерское кресло,
2. зеркала
3. учебная голова с натуральными волосами
Для более успешного усвоения материала детьми и придания занятиям яркости,
насыщенности необходимо использовать:
•
ленты, тесьма, шпильки, резинки, зажимы, невидимки, заколки, крабы;
•
расчёски: с редкими или частыми зубьями, комбинированные, с обычной
ручкой, расчёски с острой ручкой;
•
щётки из натуральной и искусственной щетины различной формы;
•
электрические щипцы: щипцы с треугольной насадкой, щипцы-зигзаг,
щипцы со спиралью;
•
наглядные пособия, раздаточный материал;
•
доступ к информационно-коммуникационным сетям.
Оценка результатов освоения учащимися
дополнительной программы студии «Веселые косички»

Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
у учащегося
оцениваемого качества

Количест
Методы
во баллов диагностик

I. Теоретическая подготовка:
1.Теоретические
знания (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

•

минимальный
уровень (овладел
менее чем 1/2
объема знаний,
предусмотренных
программой);

1

•

средний
уровень (объем
усвоенных
знаний
составляет более

2-5

наблюдение

1/2);
•

2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленност
ьи
правильность
использования
специальной
терминологии

максимальный
уровень (освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой)

•

минимальный
уровень (как
правило, избегает
употреблять
специальные
термины);

•

средний
уровень (сочетает
специальную
терминологию с
бытовой);

•

максимальный
уровень (специал
ьные термины
употребляет
осознанно и в
полном
соответствии с их
содержанием)

•

минимальный
уровень (овладел
менее чем 1/2
предусмотренных
умений и
навыков);

•

средний
уровень (объем
усвоенных
умений и
навыков
составляет более
1/2);

6-10

1

наблюдение

2-5

6-10

II. Практическая подготовка:
1.Учебные
умения,
предусмотренны
е
программой (по
основным
разделам
учебного плана
программы)

Соответствие
учебных
умений
программным
требованиям

•

максимальный
уровень (овладел
практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренны
ми программой)

1

2-5

6-10

наблюдение

2.Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

3.Творческие
навыки

Уровень
использования
специального
оборудования
и оснащения

Креативность в
выполнении
практических
заданий

•

минимальный
уровень умений
(испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
оборудованием);

•

средний
уровень (работает
с оборудованием
с помощью
педагога);

•

максимальный
уровень (работает
с оборудованием
самостоятельно,
не испытывает
особых
трудностей)

1

наблюдение

2-5

6-10

•

начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности (в
состоянии
выполнять лишь
простейшие
задания
педагога);

1

•

репродуктивный
уровень (выполня
ет задания в
основном на
основе образца);

2-5

•

творческий
уровень (выполня
ет задания с
элементами
творчества)

наблюдение

6-10

III. Общеучебные умения:
1. Учебно-интеллектуальные умения:
1.1 Умение
использовать
дополнительну
ю литературу

Самостоятельн
ость в
использовании
дополнительно
й литературы

•

минимальный
уровень
умений (испытыв
ает серьезные
затруднения при
работе с
дополнительной

1

наблюдение

литературой,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога);
•

•

1.2. Умение
давать
доказательные
ответы на
вопросы
основных
разделов
учебного плана
программы

Самостоятельн
ость в
подготовке
доказательных
ответов на
вопросы
основных
разделов
учебнотематического
плана
программы

средний
уровень (работает
с дополнительной
литературой с
помощью
педагога или
родителей)
максимальный
уровень (работает
с дополнительной
литературой
самостоятельно,
не испытывает
особых
трудностей)

•

минимальный
уровень
умений (испытыв
ает серьезные
затруднения в
самостоятельной
подготовке
доказательных
ответов на
вопросы
основных
разделов учебнотематического
плана
программы,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога);

•

средний
уровень (подготов
ку доказательных
ответов на
вопросы
основных
разделов учебнотематического
плана программы

2-5

6-10

1

2-5

наблюдение

выполняет в
основном
самостоятельно с
помощью
педагога или
родителей)
•

максимальный
уровень (подготов
ку доказательных
ответов на
вопросы
основных
разделов учебнотематического
плана программы
выполняет
самостоятельно,
не испытывает
особых
трудностей)

6–10

2. Учебно-коммуникативные умения:
2.1.Умение
слушать и
слышать
педагога

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога

•

минимальный
уровень
умений (испытыв
ает серьезные
затруднения при
восприятии
идущей от
педагога
информации,
нуждается в
постоянной
помощи
педагога);

•

средний
уровень (восприн
имает идущую от
педагога
информацию с
помощью
педагога или
родителей)

•

максимальный
уровень (адекватн
о воспринимает
идущую от
педагога
информацию, не
испытывает
особых

1

2-5

6–10

наблюдение

трудностей)
2.2.Умение
выступать перед
аудиторией

Свобода
владения и
подачи
учащимся
подготовленно
й информации

•

минимальный
уровень
умений (испытыв
ает серьезные
затруднения при
подаче учащимся
информации,
нуждается в
постоянной
помощи
педагога);

•

средний
уровень (подачу
учащимся
информации
осуществляет с
помощью
педагога или
родителей)

•

максимальный
уровень (подачу
учащимся
информации
осуществляет
самостоятельно,
не испытывает
особых
трудностей)

•

минимальный
уровень
умений (готовит
свое рабочее
место к
деятельности и
убирает его за
собой при
постоянной
помощи и
контроле
педагога);

•

средний
уровень (готовит
свое рабочее
место к
деятельности и
убирает его за
собой с помощью

1

наблюдение

2-5

6–10

3. Учебно-организационные умения:
3.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место

Способность
самостоятельн
о готовить
свое рабочее
место к
деятельности и
убирать его за
собой

1

2-5

наблюдение

педагога)
•

3.2. Умение
соблюдать в
процессе
деятельности
правила
безопасности

3.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу

Соответствие
реальных
умений
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

Аккуратность
и
ответственност
ь в работе

максимальный
уровень (самостоя
тельно готовит
свое рабочее
место к
деятельности и
убирает его за
собой)

•

минимальный
уровень
умений (учащийс
я овладел менее
чем ½ объема
умений,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога);

•

средний
уровень (реальны
е умения
соблюдения
правил
безопасности в
основном
соответствуют
программным
требованиям);

•

максимальный
уровень (реальны
е умения
соблюдения
правил
безопасности
соответствуют
программным
требованиям)

•

минимальный
уровень (учащийс
я овладел менее
чем ½ объема
умений);

•

средний
уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более

6–10

1

наблюдение

2-5

6–10

1

2-5

наблюдение

1/2);
•

максимальный
уровень (учащийс
я освоил
практически весь
объем умений,
предусмотренных
программой)

6-10

Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в
Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Теоретическая подготовка

Список
учащихся

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Практическая подготовка

Осмысленность Соответствие
и правильность
учебных
использования
умений
специальной
программным
терминологии
требованиям

Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Общеучебные умения

Спис
ок
учащ
ихся

Самосто
ятельнос
ть в
использов
ании
дополнит
ельной
литерат
уры

Самосто
ятельнос
ть в
подготов
ке
доказате
льных
ответов
на
вопросы
основных
разделов
учебнотематич
еского
плана
программ
ы

Адеква
тность
восприя
тия
информ
ации,
идущей
от
педагог
а

Свобода
подачи
подготов
ленной
информа
ции

Способн
ость
самост
оятельн
о
готови
ть свое
рабочее
место и
убирать
его за
собой

Соответс
твие
реальных
умений
соблюдени
я правил
безопаснос
ти
программн
ым
требовани
я

Акку
ратност
ьи
отве
тств
еннос
ть в
рабо
те

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся
по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –
из них достигли:
• максимальный уровень (от 61 балла до 120 баллов) –
• средний уровень (от 24 баллов до 60 баллов) –
• минимальный уровень (до 23 баллов включительно) –

Список использованной литературы:

для педагога:
1) Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. [Текст]: Л.Г. Гутыря – Харьков,
1998. – 198с.
2) Кац А.Л. Санитария и гигиена парикмахерского дела. [Текст]: А.Л. Кац –
М.: 1976. – 53с.
3) Константинов А.В. Как стать парикмахером. [Текст]: А.В.Константинов –
М.: Азбука, 1993. – 304с.
4) Константинов А.В. Парикмахерское дело. [Текст]: А.В.Константинов –
М.: Высшая школа, 1987. – 119с.
5) Константинов А.В. Технология парикмахерских работ. [Текст]:
А.В.Константинов – М.: Легкая индустрия, 1978. – 132с., ил.
6) Одинокова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ.
[Текст]: И.Ю. Одинокова, Т.А.Черниченко – М.: 2004. – 176с., ил.
7) Панченко О.А. Элегантные прически. [Текст]: О.А.Панченко – СПб.:
Диля, 2000. – 112с.
8) Савина А.А. Прически для всей семьи. [Текст]: А.А.Савина – СПб.:
Дельта, 1999. – 208с., ил
9) Чулкова О., Александрова Г.В., Романенко И.В.Уроки домашнего
парикмахера. [Текст]: О.Чулкова, Г.В.Александрова, И.В. Романенко. –
СПб.: ТОО «Тригон», 1997. – 192 с., ил.
для учащихся и родителей:
1) Гутыря Л.Г. Парикмахерское искусство. [Текст]: Л.Г. Гутыря – Харьков,
1998. – 198с.
2) Константинов А.В. Как стать парикмахером. [Текст]: А.В.Константинова
– М.: Азбука, 1993. – 304с.
3) Краткая энциклопедия парикмахера. [Текст]: – Ростов Н/Д: Проф-Пресс,
1999. – 512с., ил.
4) Савина А.А. Прически для всей семьи. [Текст]: А.А. Савина – СПб.:
Дельта, 1999. – 208с., ил.
5) Федотова О.В. Азбука парикмахера. [Текст]: О.В.Федотова – М.: Рольф,
2000 – 480с., ил.
Интернет-источники
1) https://skarletta.ru/
2) https://journal.podrygka.ru/
3) https://formulakrasoty.com/1023773388301143009/kosichki-vidy-i-tehnika-ihvypolneniya/
4) https://womenshealth.su/pricheski/pletenie-kos/
5) https://jamadvice.com.ua/shemyi-pleteniya-kos-poshagovyie-foto/
6) https://pletemkosu.ru/kosichki-dlya-devochek/kosichki-dlya-devochek.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».