ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обоснование авторской позиции в программе. Данная программа является авторским вариантом планирования образовательной деятельности в объединении и разработана с учетом законов и законодательных актов в области российского образования, общегосударственных и региональных методических требований и рекомендаций к разработке дополнительных программ согласно п. 5 приказа Мин просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др. Актуальность программы обусловлена тем, что содержание курса направлено на развитие интереса к рукоделию и раскрытие творческих способностей обучающихся, а так же на систематическое формирование умения видеть и понимать прекрасное, что способствует развитию стремления к самостоятельному творчеству и воспитанию эстетического вкуса. Программа содержит материал по изучению простейших техник макраме, вышивки лентами, , работе с кожей и тканью, приемов обработки этих материалов и создания, как утилитарных вещей, так и творческих проектов детей. Новизна программы состоит в том, что она является комплексной: включает блоки обучения нескольким видам художественного творчества: макраме, работу с кожей, вышивку. Программа мобильна – в зависимости от изменения интересов обучающихся к различным объектам творчества очередность выполнения блоков может меняться. Комплектование групп происходит по трем направлениям: 1. Подарки и сувениры 2. Украшения в смешанном стиле, макраме, вышивка лентами, нитками и бисером. 3. Народные куклы, предметы интерьера и аксессуары. Общим направлением является прикладное творчество, работа руками. Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом. В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов. Вышивка лентами как вид художественного творчества, постоянно развиваются. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления вышитых изделий. Изучая искусство работы с кожей и тканью(изготовление украшений), обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, изобразительного искусства, математики. Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками на высоком качественном уровне с учетом возраста детей. Программа имеет направленность прикладное творчество, Уровень программы – стартовый. Цель программы - научить детей самостоятельно создавать изделия из нитей, кожи, ткани, природных материалов, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям. Задачи. Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии прикладного творчества и рукоделия, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техник рукоделия. Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда. Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы рукоделия, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем макраме , вышивки, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала). Форма обучения – очная. Также возможно обучение с помощью дистанционных технологий. Адресат программы: программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста Возрастная характеристика детей 7-10 лет Психологическая характеристика младшего школьного возраста (7-10 лет) В этом возрасте дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Согласно концепции Э. Эриксона, данный возраст рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе – чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста. Психологическая характеристика среднего школьного возраста(7-14 лет). Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Творческая деятельность решает эти все вопросы- здесь можно находить нестандартные решения, удовлетворять тягу к самовыражению и заниматься интересным делом. Прогнозируемый результат. Воспитанники должны знать: как организовывать рабочее место; названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях; приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, дотачивание нити, закрепления нити. Воспитанники должны уметь: подготавливать свое рабочее место; различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями; - использовать несколько видов плетения в одной работе. Календарно-тематическое планирование Срок освоения и объем программы Программа рассчитана на один год обучения. Объем программы - 144 часа. В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем). Формы и режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят 2 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность 1 академического часа составляет 30 минут. Перерыв между занятиями 5 минут. Формы организации занятий: -фронтальная (работа со всей группой), - работа в подгруппах (объединение по два человека и более) - индивидуальная. Условия набора обучающихся:Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 10 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Формы работы с детьми: эксперименты, опыты, эвристические беседы, наблюдение, экологические игры, экскурсии в музей, чтение познавательной и художественной литературы. Учебно – тематический план группы по направлению «Подарки и сувениры» теория практика общее Комплектование группы 4 4 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 1 1 Работа с бумагой Сувенирная открытка «ZaПобеду» Сувенирный конверт «ZaПобеду» Итого по разделу 1 1 7 2 2 4 3 3 11 Изучение шва «Вперед иголку» 1 1 2 Брелок «Тепло сердца» 1 3 4 Брелок «Звезда» 1 3 4 Брелок «Ангел-хранитель» 1 3 4 Итого по разделу 4 10 14 Работа с фетром Работа с кожей Техника безопасности 1 Изучение «шорного» шва 1 2 3 Непромокаемый чехол для спичек 1 4 5 Брелок «Конь-огонь» 1 4 5 Ладанка 1 4 5 Итого по разделу 5 14 19 1 Работа с тканью Вышитый платок солдату «Воинский оберег» 1 1 История оберегов и их значение Цвета, узоры и их значение. Составление пробного узора на бумаге 1 1 2 Работа с тканью и канвой основы и методы 1 3 4 6 6 3 10 13 Изготовление блокнота для записей, постройка чертежа 1 1 2 Изготовление блоков и сборка 1 2 3 Прошивка блоков и их проклеивание 1 2 3 Формирование обложки и сборка изделия. 1 3 4 2 2 10 14 2 2 49 72 Вышивка платка и оформление платка Итого по разделу Работа в смешанной технике Украшаем и оформляем обложку Итого по разделу 4 .Итоговое анкетирование Итого 23 Учебно-календарный план группы «Подарки и сувениры» Месяц № п/п Кол-во часов Раздел, тема 1 Комплектование группы 2. Вводное занятие. 4 Знакомство с коллективом, проведение инструктажей по технике безопасности. Сентябрь 2.1 4 Работа с бумагой Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Сувенирная открытка «ZaПобеду» Составление макета открытки, подбор материалов. Работа под руководством педагога. Итого: 8 2.2 Сувенирный конверт «ZaПобеду» Составление макета открытки, подбор материалов. Работа под руководством педагога. Самостоятельная работа под наблюдением педагога 3. Работа с фетром. 3.1 Изучение шва «Вперед иголку» 3 2 Просмотр презентации о видах швов. Работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. 3.2 Брелок «Тепло сердца» Подбор материала, составление выкройка, перенос выкройки на ткань. Октябрь Вырезаем детали и сшиваем швом Вперед иголку 4 Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. 3.3 Брелок «Звезда» Подбор материала, составление выкройка, перенос выкройки на ткань. Вырезаем детали и сшиваем швом Вперед иголку 4 Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. Итого: 13 3.4 Ноябрь Посвящение в кружковцы 2 Брелок «Ангел-хранитель» 4 Подбор материала, составление выкройка, перенос выкройки на ткань. Вырезаем детали и сшиваем швом Вперед иголку Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. 4. Работа с кожей 4.1 Техника безопасности при работе с кожей и инструментами , повторение правил 4.2 Изучение «шорного» шва. 1 3 Изучение шва «Шорный» Просмотр презентации о видах швов и о изделиях где применяется этот шов. Работа под руководством педагога- сшивание деталей шорным швом. Самостоятельная работа. 4.3 Непромокаемый чехол для спичек. 4 Построение выкройки изделия, подбор материала, перенос выкройки на кожу, раскрой изделия. Практическая работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. Итого: 12 4.3 Непромокаемый чехол для спичек. 1 Вощение изделия, анализ изделия. 4.4 Брелок «Конь-огонь» 5 Построение выкройки изделия, подбор материала, перенос выкройки на кожу, раскрой изделия. Сшивание деталей шорным швом, набивка изделия, прикрепление замочка под кольцо для брелка. Декабрь Практическая работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. 4.5 Ладанка Построение выкройки изделия, подбор материала, перенос выкройки на кожу, раскрой изделия. 2 Итого: 8 3.2 Январь Ладанка. Сшивание деталей, закрепление замочка, вощение изделия. 3 Практическая работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. 4. Работа с тканью. 4.1 Вышитый платок солдату «Воинский оберег» 1 История оберегов и их значение 4.2 Цвета, узоры и их значение. 2 Знакомство со счетным стежком Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов) Хантăс (Косая стежка по уклону), Хаю(стебельчатый шов) Составление пробного узора на бумаге. 4.3 Работа с тканью и канвой основы и методы 2 Просмотр презентации о способах крепления канвы на ткань. Определение более оптимального метода закрепления канвы на ткань Итого: 8 4.3 Работа с тканью и канвой основы и методы 2 Прикрепление канвы к основной ткани швом «Вперед иголку». Работа с пяльцами- закрепление изделия в них и подготовка к вышивке Февраль 4.4 Практическая работа –вышиваем платок. 6 Работа под руководством педагога и самостоятельная. Снимаем канву с основы платка. Оформляем низ изделия. Итого: 8 Март 5. Работа в смешанной технике. 5.1 Интеллектуальная разминка на определение понятия «работа в смешанной технике». Просмотр презентации «Книги .История изготовления- от папирусов до современной книги» 2 Изготовление блокнота для записей, постройка чертежа 5.2 Изготовление блоков и сборка. 3 Разрезание листов точно по чертежу , формирование заготовок блока. Сборка листов в блоки, разметка для сшивания 5.3 Прошивка блоков и их проклеивание. 1 Просмотр презентации о способах сшивания, анализ и выбор самого оптимального и простого варианта сшивания изделия. Итого. 5.4 6 . Прошивка блоков и их проклеивание. 2 Выравнивание блоков и склейка. Формирование переплета 5.5 Формирование обложки и сборка изделия. 4 Составляем чертеж обложка. Переносим его на ткань и картон. Апрель Проклеиваем , вырезаем и эстетично оформляем обложку. Вклеиваем блок листов и оставляем для просушивания.. Украшаем и оформляем обложку. 2 Подбираем материал, составляем макет украшения обложки. Переносим макет на обложку и самостоятельно работаем. Итого: 8 Итоговое анкетирование Май 1 Итого Мероприятия в ЦДТ и студии Учебно-тематическое планирование группы 1 4 «Украшения в смешанном стиле, макраме, вышивка лентами, нитками и бисером». № n/n 1. 2 3. 4. Тема Комплектование группы Вводное занятие Макраме Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Условные обозначения, схемы. Выполнение плоских узлов. Выполнение браслета «Смородинка» Выполнение витых цепочек Выполнение браслета Шамбала Выполнение браслета «Пандора» Выполнение узлов фриволите Количество часов теория практика всего 8 8 1 1 1 1 1 2 4 5 5 7 2 2 1 3 4 6 5 5 6 8 6 8 Выполнение браслета «Матрешка» 2 6 8 Выполнение сумочки в смешанной технике Итого по разделу Вышивка нитками Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Условные обозначения, схемы. Простые способы вышивки. Крестик, гладь Вышивка уголка на платок по простой схеме Знакомство с чувашской вышивкой. Производство, виды ниток, натуральные красители, Способы окрашивания Знакомство со счетным стежком Знакомство с узорами чувашской вышивки и их значением. Знакомство с вышивкой бисером: узоры и основные цвета, бисерная бахрома Вышивка обережного браслета нитками и бисером Оформление браслета бисерной бахромой Итого по разделу Кожа Знакомство с видами декоративноприкладного творчества. 1 5 6 24 2 36 2 60 4 2 5 7 1 5 6 1 2 3 1 1 2 1 3 2 1 1 2 4 4 3 3 25 34 2 9 2 5. Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы. Основные приемы работы Изготовление плетеного браслета из кожаных шнуров Изготовление мини колье Аппликация. Изготовление закладок, брелоков, бабочек. Соединение деталей. Работа с клеем. Изготовление заколок. Броши. Подвески. Браслет в смешанной техникекожа, бусины пандора, бисер. Итого по разделу Вышивка лентами. Исторический экскурс в мир рукоделия, зарождения вышивки лентами как отдельного искусства Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Способы переноса ленты на ткань, закрепление ленты в ткани. Полупетля, петля. Выполнение цветка маргаритки Французский узелок. Выполнение цветка гиацинта Ленточный стежок. Выполнение цветка ромашки. Составление выкройки сумочки, перенос ее на ткань и раскрой. Вышивка лентами цветочных мотивов для сумочки-кармана. Сборка сумочки-кармана. Итоговая выставка «Авторские Штучки» Итого по разделу ИТОГО: 1 1 3 3 3 3 3 3 1 4 5 1 5 6 5 18 23 2 1 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 3 2 8 10 1 3 4 15 48 17 96 27 144 2 Учебно-календарный план группы «Украшения в смешанном стиле, макраме, вышивка лентами, нитками и бисером. Месяц № п/п Кол-во часов Раздел, тема Комплектование группы 1 8 Вводное занятие. Знакомство с коллективом, проведение инструктажей по технике безопасности. Макраме Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Условные обозначения, схемы. Сентябрь 2 2 Знакомство с способом выполнения плоского узла. 2.1 Вывязывание правостороннего плоского узла с помощью педагога Вывязывание левостороннего плоского узла с помощью педагога. 4 .Самостоятельная работа под наблюдением педагога. 2.2 . Выполнение браслета «Смородинка». 4 Подбор материалов и чтение схемы браслета. Итого: 2.3 Выполнение плоских узлов в соответствии со схемой браслета «Смородинка». Работа под наблюдением педагога. Самостоятельная работа. 2.4 18 3 Выполнение витых цепочек. Выполнение право и левосторонних цепочек под руководством педагога. 6 Самостоятельная работа и анализ изделий. Октябрь 2.5 Выполнение браслета Шамбала. Знакомство с исторической справкой по браслетам в стиле «шамбала». Подбор материала и чтение схемы одинарного браслета шамбала. Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Подбор материала и чтение схемы двойного браслета 8 шамбала. Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. Итого: 17 2.6 Посвящение в кружковцы 2 Выполнение браслета «Пандора» 6 Знакомство с исторической справкой по браслетам в стиле «Пандора», отличие бусин Пандора от других видов. Подбор материала и чтение схемы браслета Пандора. Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. Ноябрь 2.7 Выполнение узлов фриволите. 3 Знакомство с исторической справкой по узлам фриволите. Презентация изделий с этим узлом. Выполнение узла «фриволите» под руководством педагога. Самостоятельная работа, анализ изделия 2.8 Выполнение браслета «Матрешка» 3 Подбор материалов- нитей, бусин, чтение схемы. Итого: 14 2.9 Плетение браслета «Матрешка» под руководством и с помощью педагога. 5 Самостоятельная практическая работа 2.10 Декабрь Просмотр презентации «Изделия с элементами макраме. Сумочки» Построение выкройки изделия, подбор материала, выбор схемы плетения элементов сумочки. Практическая работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. 1 5 3. 3.1 Вышивка нитками Знакомство с основными приемами вышивки. Основные приемы работы. Условные обозначения, схемы. Самостоятельное составление схемы вышивки. 2 Итого: 14 3.2 Знакомство с самыми простыми способами вышивки. Крестик, гладь. 7 Самостоятельное составление узора, нанесение его на ткань и вышивка. 3.3 Вышивка уголка на платок по простой схеме. 5 Составление схемы, подбор материала. Январь Выбор ткани и ниток для вышивки. Перенесение схемы на ткань. Работа под руководством педагога. Самостоятельная работа. Итого: 12 3.4 Оформление работы и анализ. 1 3.5 Знакомство с чувашской вышивкой. Производство, виды ниток, натуральные красители, Способы окрашивания. 3 Знакомство с натуральными красителями. Самостоятельное окрашивание нитей природными красителями. 3.6 Февраль Знакомство со счетным стежком 3 Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов) Хантăс (Косая стежка по уклону), Хаю(стебельчатый шов) 3.7 Знакомство с узорами чувашской вышивки и их значением. 2 Квест игра «Расшифруй схему и прочитай, что написано» 3.8 Знакомство с вышивкой бисером: узоры и основные цвета, бисерная бахрома. Посещение музея и знакомство с чувашской вышивкой. 2 3.9 Вышивка обережного браслета нитками и бисером. 2 Составление схемы. Подбор материала- ниток и бисера. Итого: 13 3.10 Перенос схемы на ткань и вышивка под руководством педагога. 2 Самостоятельная работа . 3.11 Оформление браслета бисерной бахромой. 3 Бахрома «низание», «чешуя». Работа под руководством педагога Самостоятельная работа. Анализ изделия. 4 4.1 Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества. Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества. 2 Презентация «Что можно сделать из кожи» 4.2 Инструменты и материалы. Основные приемы работы- кручение, плетение. 1 4.3 Изготовление плетеного браслета из кожаных шнуров 3 Март Подбор материала – шнуров и фурнитуры. Работа с помощью педагога-закрепление застежки. Самостоятельная работа- плетение браслета. 4.4 Изготовление мини колье 3 Подбор материала. Изготовление основы колье совместно с педагогом. Закрепление шнуров и застежки. Анализ изделия 4.5 Аппликация. Изготовление закладок, брелоков, бабочек. 3 Подбор материала-кожи, бусин, шнуров. Перенос выкройки на кожу. Вырезаем детали, примеряем их на выкройку и приклеиваем. Самостоятельное нанизывание бусин и плетение шнуров. 4.6 Изготовление заколок. Броши. Подвески. 5 Подбор материала-кожи, бусин, шнуров. Перенос выкройки на кожу. Вырезаем детали, примеряем их на выкройку и приклеиваем. Апрель Самостоятельное нанизывание бусин и плетение шнуров. 4.7 Браслет в смешанной технике- кожа, бусины пандора, бисер. 2 Подбор материала, определение цветовой гаммы изделия. Итого: 24 4.7 Браслет в смешанной технике- кожа, бусины пандора, бисер. 4 Изготавливаем несколько низок бисера самостоятельно. Плетение основы: Плетем на 6 нитях отрезок левосторонней витой цепочки. Вставляем бусину Пандора и низку бисера. Плетем в такой последовательности до нужного размера. отрезков левосторонней витой цепочки, Май 5. 5.1 Вышивка лентами. Исторический экскурс в мир рукоделия, зарождения вышивки лентами как отдельного искусства. 2 Просмотр презентации, 5.2 Инструменты и материалы. Основные приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иголками. 2 Способы переноса ленты на ткань, закрепление ленты в ткани. Практическая работа по закреплению ленты на ткани 5.3 Полупетля, петля. Выполнение цветка маргаритки 3 5.4 Французский узелок. Выполнение цветка гиацинта 3 5.5 Ленточный стежок. Выполнение цветка ромашки. 3 5.6 Подбор ткани для изделия. 10 Составление выкройки сумочки, перенос ее на ткань и раскрой. Подбор материала- лент и бусин. Вышивка лентами цветочных мотивов для сумочкикармана. Сборка сумочки-кармана. 5.7 Итоговая выставка «Авторские Штучки» 4 Итого: 32 Учебно-тематическое планирование группы «Народные куклы». 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Тема занятия теория практика Комплектование группы Вводное занятие 8 1 Кол-во часов 8 1 История Бабы-Яги как сказочного персонажа и прототип ее Техника безопасности История народной куклы Типы кукол: обрядовые; обереговые; игровые 1 1 2 2 Знакомство с методами и способами изготовления кукол Кукла Баба Яга(по технологии куклы купавка) Кукла метлушка «Баба Яга Соломенная» 2 3 5 1 3 4 Изучение видов ниток и плетение тройной простой косы Кукла «Баба Яга Осенняя»(по технологии троица) 1 1 2 1 3 4 2.6 Кукла русалка 2.7 Квест История куклы 3 3.1 3.2 Украшения Бабы Яги. История, материалы и значение Бусы из атласных лент «Осенняя палитра» Текстильное кольцо Бабы Яги «Мухомор» из соленого теста Ожерелье «Грибное» Оформление мини-выставки « Однажды Осенью в лесу» Работа с картоном, методы, способы, инструменты 1 Изготовление чайной коробочки из картона Украшение чайной коробочки в технике аппликация Карнавальный костюм Баба Яга(одежда, парик) 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 1 3 4 2 3 2 33 4 1 5 6 1 1 5 1 6 2 1 1 2 1 5 2 6 6 2 6 4 4 Реквизит для костюма(нос из тестокерамики и бумаги, шарики для бус) Итоговое занятие по костюму, сборка Квест игра «Как пришла к нам Коляда» 1 1 2 6 6.1 6.2 6.3 Изучение основного шва «Вперед иголку» 1 1 2 6 4 6 4 6.4 Знакомство с весенними обрядами народов России Кукла обрядовая «Солнце красное» Кукла Шаманка Севера 1 5 6 1 9 10 7 7.1 7.2 Чайный домик Роспись чайного домика Знакомство с воском, инструменты и изделия из него Восковые свечи 1 7 8 1 1 2 8 8.1 Метод мотанка, знакомство с куклами народов России Кукла мотанка «Баба Яга на метле» 1 5 6 8.2 8.3 9 9.1 Кукла мотанка «Баба Яга на палочке»(восковая кукла) Кукла обрядовая Акань(ханты) Защитные баночки история и материалы Изготовление баночек и украшение их 1 1 4 5 5 4 6 6 10 10.1 10.2 Знакомство с мягкой игрушкой, кто такие сплюшки 1 5.3 6.5 11 12 Мешочки для трав(шитье и украшение) Кукла Травница Шьем мягкую игрушку сплюшку «Подушка волшебных снов» Итоговое занятие тестирование Итоговая выставка «Золотые ручки» 1 8 8 1 2 1 2 27 144 Учебно-календарный план группы «Народные куклы». Месяц № п/п Раздел, тема Кол-во часов Комплектование группы 1 8 Вводное занятие, знакомство с коллективом История Бабы-Яги как сказочного персонажа и прототип ее . 2 Просмотр презентации и мини викторина. 2 Техника безопасности 2.1 История народной куклы 2 Типы кукол: обрядовые; обереговые; игровые. Сентябрь .Самостоятельная работа под наблюдением педагога. 2.2 . Знакомство с методами и способами изготовления кукол Кукла Баба Яга(по технологии куклы купавка). Составление чертежа, раскрой ткани, подготовка к работе. 5 Работа по формированию туловища и рук. Работа по раскрою верхней одежды. Работа по формированию завершенного образа куклы и завершение работы. Итого: 2.2 2.3 Октябрь Анализ Куклы Баба Яга(по технологии куклы купавка). 17 1 Кукла метлушка «Баба Яга Соломенная» Просмотр презентации «О куклах метлушках их разнообразие и виды» Составление чертежа, раскрой ткани, подготовка к работе. Работа по формированию туловища и рук(связывание веничка или соломенного жгута) 6 Работа по раскрою верхней одежды. Работа по формированию завершенного образа куклы и завершение работы. 2.4 Изучение видов ниток и плетение тройной простой косы. Просмотр презентации о видах кос, рассматривание образцов. 2 Подбор материала и цветовой гаммы. Выполнение работы под руководством педагога и самостоятельно. Анализ работы. 2.5 Кукла «Баба Яга Осенняя»(по технологии троица) Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. 4 Сборка тела куклы под руководством педагога. Выполнение юбки, подюбника куклы. Сборка куклы. Закрепление волос и заплетение трех кос. 2.6 Кукла русалка 2.7 Мастерим туловище- оборачиваем ткань вокруг березовой веточки натуго и закрепляем. Размечаем тело на талию и голову, делаем голову и перетягиваем ее, отмечаем талию, завязывая нитку. Делаем юбки, и одеваем куклу. Мастерим грудь и руки. Делаем волосы кукле и проводим окончательную сборку куклы. Квест История куклы 3 3.1 4 2 Украшения Бабы Яги. История, материалы и значение Бусы из атласных лент «Осенняя палитра» Просмотр презентации о видах украшений, материалах . Подбор материала и цветовой гаммы для осенней палитры украшений. 4 Работа под руководством педагога- скручивание ленты и разметка бусин. Самостоятельная работа по перетяжке бусин нитками и формировании ожерелья. Итого: 23 3.2 Посвящение в кружковцы 2 Текстильное кольцо Бабы Яги «Мухомор» из соленого теста. 6 Просмотр презентации, знакомство детей с архангельской биокерамикой. Подбор материалов и цветовой гаммы. Лепка. Грунтовка и роспись изделия. Изготовление основы кольца из ткани- составление выкройки, перенос ее на ткань, раскрой. Закрепления грибочка из биокерамики на кольце и оформление изделия. Окончательная сборка украшения. Ноябрь 3.3 Ожерелье «Грибное» 6 Подбор материалов и цветовой гаммы. Лепка. Грунтовка и роспись изделия. Изготовление основы колье из атласных бус. Вырезание листочков из фомиарана. Закрепления грибочков из биокерамики на колье и оформление изделия. Окончательная сборка украшения. 3.4 Оформление мини-выставки « Однажды Осенью в лесу» 2 Итого: 14 Декабрь 4. Работа с картоном, методы, способы, инструменты 4.1 Просмотр презентации, знакомство с видами картона. 2 4.2 Изготовление чайной коробочки из картона. 6 Знакомство с видами коробочек, определение что же такое «Чайная коробочка», для чего она нужна, ее функционал. Составление чертежа и пренос его на картон. Вырезание изделия и формирование коробочки. Грунтовка изделия в выбранной цветовой гамме. 4.3 5. 5.1 5.2 Украшение чайной коробочки в технике аппликация Подбор материала, составление предварительной композиции, фиксация и перенос на коробочку. Приклеивание частей. Дополнительный апгрейд коробочки. 2 Карнавальный костюм Баба Яга(одежда, парик) 6 Выбор вида карнавального костюма- из каких частей он будет состоять. Подбор материала и цветовой гаммы. Составление чертежа-выкройки и перенос ее на ткань .Раскрой. Сшивание частей и оформление изделий. Итого: 16 Реквизит для костюма(нос из тестокерамики и бумаги, шарики для бус) 4 Итоговое занятие по костюму, сборка 5.3 Квест игра «Как пришла к нам Коляда» 2 6. Изучение шва «Вперед иголку» 2 6.1 Просмотр презентации о видах швов. Работа под руководством педагога. Январь Самостоятельная работа. 6.2 Мешочки для трав(шитье и украшение). 6 Составление выкройки, перенос ее на ткань, раскрой и сшивание деталей швом «Вперед иголку» Пришивание завязочек. 6.3 Кукла Травница Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. 2 Сборка тела куклы под руководством педагога. Выполнение юбки, подюбника куклы. Итого: 16 6.3 Кукла Травница 2 Сборка куклы. 6.4 Знакомство с весенними обрядами народов России. 6 Кукла обрядовая «Солнце красное» Просмотр презентации о обрядах народов России. Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. Сборка тела куклы под руководством педагога. Игра «Солнце красное» Февраль 6.5 Кукла Шаманка Севера 8 Мастерим туловище-сворачиваем ткань натуго и закрепляем. Размечаем тело на талию и голову, делаем голову и перетягиваем ее, отмечаем талию, завязывая нитку. Делаем юбки, и одеваем куклу. Мастерим грудь и руки. Раскраиваем верхнюю одежду и сшиваем ее. Одеваем куклу. Делаем бубен- выкраиваем из кожи мембрану и делаем обод из картона. Все детали сначала проклеиваем, потом сшиваем. Делаем колотушку для бубна. Итого: 16 Март 6.5 Кукла Шаманка Севера 2 7. Делаем волосы кукле и проводим окончательную сборку куклы. Закрепляем бубен и колотушку в руках шаманки. Чайный домик 8 7.1 Роспись чайного домика. Составление чертежа и пренос его на картон. Вырезание изделия и формирование коробочки. Грунтовка изделия в выбранной цветовой гамме. Роспись изделия. 7.2 Знакомство с воском, инструменты и изделия из него 2 Восковые свечи. Просмотр презентации о воске и изделиях из него. Самостоятельное изготовление крученой свечи из вощины. 8. 8.1 Метод мотанка, знакомство с куклами народов России 4 Кукла мотанка «Баба Яга на метле» Просмотр презентации о куклах- мотанках. Продумывание образа куклы и подбор материала. Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. Сборка тела куклы под руководством педагога Итого 8.1 Кукла мотанка «Баба Яга на метле» 16 2 Анаклиз куклы. Разыгрывание сценки с участием куклды. 8.2 Кукла мотанка «Баба Яга на палочке»(восковая кукла) 4 Продумывание образа куклы и подбор материала. Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. Апрель Лепка тела куклы из воска, формирование куклы. Пришиваем волосы из ниток и заплетаем косы. Сборка тела куклы под руководством педагога. 8.3 Кукла обрядовая Акань(ханты) Продумывание образа куклы и подбор материала. Составление выкройки и подбор материала. Перенос выкройки на ткань, раскрой. 6 Сборка тела куклы под руководством педагога 9. Защитные баночки история и материалы 9.1 Изготовление баночек и украшение их. 4 Просмотр презентации о защитных оберегах и их видах. Подбор материалов для интерьерных баночек. Итого: 16 9.1 Изготовление баночек и украшение их 2 10. Знакомство с мягкой игрушкой, кто такие сплюшки. 1 10.1 Просмотр презентации о игрушках- сплюшках и их видах. Пробное изготовление простой игрушки сплюшки. 10.2 Май Шьем мягкую игрушку сплюшку «Подушка волшебных снов» 8 Составление выкройки и перенос ее на ткань. Сшивание деталей и оформление игрушки- сплюшки «Подушка волшебных снов» 11. Итоговое занятие тестирование 1 12. Итоговая выставка «Золотые ручки» 2 Итого: 144 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09.2023 г. Начало учебных занятий - 15.09.2023 г. (с 1.09.23 по 14.09.23 – комплектование учебных групп) Окончание учебного года – 31.05.2024 г. Календарь занятий 1 полугодие ОП Зимние 2 ОП Летние Всего Группа №1 Группа №2 Группа №3 15.0930.12.2023 15.0930.12.2023 15.0930.12.2023 15,5 недель 15,5 недель 15,5 недель праздники 31.12.202309.01.2024 31.12.202309.01.2024 31.12.202309.01.2024 полугодие 10.0131.05.2024 10.0131.05.2024 10.0131.05.2024 20 недель 20 недель 20 недель каникулы 01.0631.08.2024 01.0631.08.2024 01.0631.08.2024 в год 36 недель 36 недель 36 недель Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы включает в себя методы обучения: - практические, - наглядные, - словесные Практические- выполнение практических задания, призванных закрепить результат обучения. Это различные занятия на развитие моторики рук и творчества детей- вышивка, плетение, завязывание узлов. Наглядные методы обучения включают в себя: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, Словесные методы включают в себя: рассказ педагога, экскурсия в историкокраеведческий музей города Шумерли. Педагогические технологии. Организация и проведение занятий, формирование мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству невозможно без применения современных образовательных технологий таких как: технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учёт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе. технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. технология развивающего обучения, которая способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника. технология мастерских, при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных знаний обучающихся и способствует эффективному развитию практических умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи воспитанников с разным уровнем обучения. игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы). здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учётом их возрастной динамики). проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь. информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, телевизионные средства обучения. Алгоритм учебного занятия. Основной формой работы в детском объединении является учебно-практическая деятельность (75% - практические занятия, 25% теоретические). Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные этапы занятия: 1) Организационный момент. Приветствие детей, отметка отсутствующих, объявление темы занятия и постановка задач перед детьми. Инструктаж: - вводный – проводится перед началом практической работы; - текущий – проводится во время практической работы; 2) Основной - Практическая работа (75 % урочного времени). - Физкультминутки у детей младшего школьного возраста, динамические паузы у детей среднего. 3) Итоговый - Подведение итогов, анализ и оценка работ. Оно предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка. - Приведение в порядок рабочего места. Контрольно-измерительные материалы Формой подведения итогов реализации программы является аттестация, представляющая собой оценку качества реализации программы 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Формы текущего контроля: . Контроль учета знаний будет осуществляться в форме текущих творческих работ. Формы промежуточной аттестации: - контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде творческих показов,бесед. Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Баллы Критерии оценивания Высокий (3 балла): Средний (2 балла): Низкий (1 балл): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно отвечает на вопросы по курсу. проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. имеет неполные знания по содержанию курса, на вопросы отвечает с затруднением. проявляет интерес к деятельности, проявляет активность только на определенные темы. недостаточны знания по содержанию курса, больше чем на половину вопросов ответа дать не может. присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога Предполагаемые результаты По обучению 1.У ребенка должно быть сформированы знания об истории и развитии прикладного творчества и рукоделия, традициях чувашского и русского народов, по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоены техники рукоделия. 2.У ребенка должно расширяться представление детей о культуре и традициях народов России, и использование этого опыта в своих работах. 3.У ребенка должно быть сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при работе. По развитию. У ребенка разовьются: - моторные навыки - образное мышление - внимание, фантазия, творческие способности -сформируется эстетический и художественный вкус. По воспитанию 1. Появится интерес к изучению истории родины, ее культуры и традиций , к истокам народного творчества 2. Будет воспитано эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Материально-техническая база Учебный класс должен быть полностью оборудован: - столами и стульями, - компьютером и проектором, - доской маркерной белой, - большим экраном. Для успешного прохождения учебной программы необходимы следующие материалы: - Коллекция природных красителей(Натуральные соки, шелуха лука,дубовая кора, чай) - Коллекция тканей, лент и ниток разных фактур и расцветок -Бусины, крупный бисер, кожаные и вощенные шнуры, белая ткань-хлопок или лен, пяльца, иголки с большим ушком, канва, кусочки кожи(экокожи), заготовки для брошей и заколок Также каждому ребенку для успешного освоения программы необходимы: - бусины или крупный бисер - ткань хлопок или лен -мулине -канва -ножницы -пяльца -иголки с большим ушком -подушка для плетения макраме Итоговая аттестация проходит в форме выставки наших достижений ручного творчества «Авторские Штучки». Литература И. Луковски. Изделия из кожи. - М., Легпромбытиздат, 1991 г. Л.И. Лущик. Фантазийные цветы.- М., Эксмо, 2006г. И. Мицель. Кожа. Плетеные и тисненые браслеты. - М., «культура и традиция», 1999г. В.З. Пушкина. Кожа. Практическое руководство. - М., Культура и традиция, 1999 г. Т.А. Селиванова. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. - Москва, Издательский дом МСП, 2000. 6. О.Сивотялова, Р. Андреева Изделия из кожи. - Санкт-Питербург, Издательский дом «Литера», 2000 г. 7. Т.О. Скребцова. Объёмные картины из кожи. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г. 1. 2. 3. 4. 5. 8. Л.М. Струкова. Украшения из кожи. - Воронеж, Издательство Воронежского педагогического университета, 1996 г. 9. Н.Е. Тюрина. Основы художественного ремесла. Чудо-кожа. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998 10. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2009. 11. Энн Кокс. Вышивка лентами. Техника, приемы, модели. Харьков. Белгород: Клуб семейного досуга, 2010 12. Е. Н. Жачева «Чувашская вышивка техника и приёмы» 13. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2006. 14. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил. 15. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл. 16. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с. 17. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. 18. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г. 19. . Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г. 20. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г. 21. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил. 22. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки). 23. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!). 24. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «КарапузДидактика», 2006г. 25. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «КарапузДидактика», 2006г. 26. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 27. Электронные ресурсы . Сайт «Страна мастеров». Техники. Сайт «Рукоделие. Мастер классы.» . Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки.» . Сайт «Мастер-классы по рукоделию.» Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг.» Сайт «Мастера рукоделия». Итого % Стартовый 1 2 3 4 5 Итоговый 1 2 3 Низкий уровень: Низкий уровень: Средний уровень: Средний уровень: Высокий уровень: Высокий уровень: 4 5 Уровень усвоения № Фамилия имя учащегося Уровень усвоения Форма фиксирования результатов контроля учащихся.