Пегас

Отдел образования, социальной и молодежной политики администрации города Шумерля
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Шумерля Чувашской Республики

ПРИНЯТО
педагогическим советом

УТВЕРЖДАЮ
директор МБУ ДО «ЦДТ» г. Шумерля

МБУ ДО «ЦДТ» г. Шумерля ЧР
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

__________________Е.Н. Голованова
Приказ № от 31.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы и шашки»
/Название/

Базовый уровень
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Иовлев Сергей Андреевич
Педагог дополнительного образования

г. Шумерля
2023 год
2

Введение
1. Раздел 1 «Нормативно-правовая база»
2. Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, ,
планируемые результаты»
2.1. Пояснительная записка
2.2. Цель и задачи программы
2.3. Ожидаемые результаты
3. Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы, формы аттестации и оценочные
материалы
Список литературы

3

3
5
5
6
8
10
10
11
45

Раздел 1. «Нормативно-правовая база»
Цель,

содержание

общеразвивающей

и

условия

программы

реализации

«Дебют»

дополнительной

определены

в

общеобразовательной

соответствии

со

следующими

нормативными документами:
Нормативно-методические основы разработки программы представлены в следующих
нормативно-правовых документах:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от
25.12.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
-

Приоритетный

проект

«Доступное

дополнительное

образование

для

детей»,

утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07.12.2018 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

№ 474 «О национальных

целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об утверждении
методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5
до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
-

Приказ

Министерства

экономического

развития

РФ

Федеральной

службы

Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении статистического
инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным
образованием детей».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении
порядка

применения

электронного

организациями,

обучения,

осуществляющими

дистанционных

образовательных

образовательную
технологий

при

деятельность,
реализации

образовательных программ».
- Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля
2017 г.
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей
(приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
-

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
4

просвещения

РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и

30.09.2020 г.).

5

Раздел 2 «Комплекс основных характеристик образования: объем, , планируемые
результаты»
2.1. Пояснительная записка
Развитый интеллект является одним из определяющих факторов успешности ребёнка во
взрослой жизни. Г. Каспаров полагает, что «…шахматы развивают в детях множество качеств.
Они учат анализу, то есть приближают юных шахматистов и шашистов к науке. Заставляют
бороться до победы, то есть воспитывают спортивный дух, силу воли. Наконец, учат творчески
мыслить, фантазировать, искать и находить. Может, кто-то из маленьких игроков впоследствии
забросит шахматы или шашки, но творческая инициатива, развитая в нём прежними занятиями
этой игрой, наверняка пригодится ему в любой области, которую он для себя выбрал. А это
значит, что шахматная игра, имеющая многовековую историю, может стать тем инструментом, с
помощью которого можно уже с раннего детства выявлять и раскрывать лучшие качества
человека».
Шахматы и шашки играют огромную роль в воспитании человека. Они вырабатывают умение
вести точные и глубокие расчеты, требуют предприимчивости, смелости, хладнокровия, дерзости,
настойчивости и изобретательности, фантазии, развивают и улучшают память, формируют волю к
победе в направленной спортивной борьбе.
О социальной значимости шахмат и шашек и возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований.
Обоснование и актуальность Программы.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка,
формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Шахматные
игры развивают комплекс наиважнейших качеств. На протяжении всего периода обучения
воспитанники должны усвоить ключевые компетенции: мыслительные, информационные,
коммуникативные, организационные, продуктивные. Это позволит им стать саморазвивающейся
личностью.
Занятия шахматами и шашками в виде игры, решения задач положительно влияют на
совершенствование у детей психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением. Примерно к 6-7 годам ребенок начинает осваивать процесс умственных действий,

6

результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение
совершать действия в уме формируется в 7-12 лет, и шахматы

являются почти идеальной

моделью для успешного развития этих способностей.
Шахматы и шашки – достаточно простые игры с четко определенными правилами, в том числе
и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое
подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному
прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное
отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и
лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Использование программы секции «Пегас» в качестве модели обучения один из подходов к
решению проблемы социальной адаптации детей, так как в шахматах результат определяется
абстрактно-логическим обыгрыванием соперника, без нанесения ущерба здоровью.
Реализация программы осуществляется

на основе принципов гуманности, доступности в

воспитании и обучении, связи теории с практикой.
Учебный материал распределяется по годам обучения на основе принципа постепенного
увеличения трудности, в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Массовое внедрение компьютеров в последнее время позволило широко использовать их при
обучении шахматам и шашкам. Помимо основных функций (программированное обучение,
использование базы партий, игра против машины) это даёт уникальную возможность применять
компьютер в качестве своеобразной «боксёрской груши», на которой юный начинающий
шахматист может отрабатывать приемы.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в
образовательных учреждениях основного и дополнительного образования.
2.2. Цель и задачи программы
Цель программы
Основная цель программы - развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых
компетенций посредством игры в шахматы и интернет - технологий.
Задачи:
•

формирование потребности в регулярных занятиях спортом, воспитание осмысленного
отношения к игре, как к способу самореализации интеллектуальных способностей

7

•

укрепление

здоровья,

повышение

работоспособности,

совершенствование

интеллектуальных и психических качеств, необходимых для овладения секретами
шахматной игры
•

компенсация, отсутствующих в школьных программах знаний, умений и навыков в области
интеллектуального спорта, интернет-спорта

•

создание условий для полезного времяпровождения

•

воспитание силы воли, формирование активной жизненной позиции

•

профилактика асоциального поведения

•

обучение стратегии и тактике игры в шахматы

•

обучение основам компьютерной грамотности

•

подготовка воспитанников для участия в соревнованиях различного уровня

•

патриотическое воспитание

Программа позволяет решать ряд образовательных и воспитательных задач:
•

формировать специальные способности воспитанников: творческие, интеллектуальные,
коммуникативные;

•

развивать

личные

качества:

силу

воли,

твердость

характера,

патриотизм,

самостоятельность, стремление к победе;
•

воспитывать уважение к техническим и спортивным достижениям своей Родины;

•

оказывать помощь подросткам в профессиональном и жизненном самоопределении.

Во время шахматных и шашечных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять
закономерности. Игровая форма обучения превратит знакомство с шахматами в увлекательный
процесс, а соревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению
новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в дружеских партиях,
турнирах, интернет – турнирах.
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его способности и
возможности,

поэтому

образовательный

процесс

основан

на

технологии

личностно-

ориентированного обучения.
Образовательная часть

программы учитывает и региональный компонент. Это участие в

республиканских соревнованиях,

знакомство и изучение творчества ведущих чувашских

шахматистов, организация и проведение соревнований в честь шахматистов-земляков.
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям
за период обучения, а также организационно-методические указания педагогам по проведению
занятий.

8

Содержание программы предусматривает изучение правил игры, простейших схем достижения
матовых ситуаций и практическую отработку полученных умений и навыков. Она составлена
таким образом, чтобы педагоги, имеющие самое общее представление о шахматах, смогли быстро
пополнить свои знания о шахматах как предмете, после чего могли бы начать его преподавание в
детском саду, школе или в учреждении дополнительного образования.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой

учреждения дополнительного

образования детей, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного и школьного
возраста, договором о сотрудничестве.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность, тестирование).
Для закрепления знаний обучающихся используются компьютерные дидактические задания и
позиции для игровой практики.
Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы
предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний.
В основу образовательной учебной программы секции «Пегас» были заложены нормативноправовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования:
•

закон РФ «Об образовании»

•

закон РФ «О защите прав ребенка»

•

конвенция ООН «О правах ребенка»

•

постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в
ред. От 07.12.2006 № 752)

•

письмо Минобразования России от 11.12. 2006 № 061844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».

Ожидаемые результаты

2.3.

В результате реализации программы секции «Пегас» дети и подростки
Должны знать:
• достижения воспитанников за прошедший сезон и задачи на новый учебный год;
• достижения российских и чувашских шахматистов на всероссийских соревнованиях
Должны уметь:
•

анализировать и подводить итоги (совместно с членами команды) собственных достижений
и промахов за прошедший сезон, намечать (совместно с руководителем) средства и пути
улучшения достигнутых результатов.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях
Должны знать:
9

• основы безопасности при проведении занятий в учебном классе;
• технику безопасности при работе с электроприборами;
• правила пожарной безопасности;
• правила дорожного движения;
• правила эвакуации.
В ходе реализации программы секции «Пегас» обучающиеся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

принимают участие в городских и республиканских турнирах школьников;
обучаются шахматной грамотности, записывают партию и анализируют ее, отмечая грубые
ошибки;
знакомятся с классификацией дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые);
учатся применять тактические приемы в миттельшпиле;
(связка, двойной удар, открытое нападение, перекрытие линии, блокировка)
отрабатывают основные приемы эндшпиля (мат ладьей, мат ферзем, мат двумя слонами,
проведение пешки);
изучают основы судейства по круговой и швейцарской системам;
формируют основные компетенции; мыслительные, информационные, коммуникативные.
формируют чувство ответственности за командный результат;
по возможности выполняют разрядные нормы в квалификационных турнирах, разрядники
направляются на республиканские турниры школьников.

10

Раздел 3 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации»
3.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:

Начало учебного года – 01.09.2023 г.
Начало учебных занятий: в группе 1-го года обучения – 15.09.2023
в группах 2 и 3-го года обучения – 02.09.2023
Окончание учебного года – 31.05.2024

Календарь занятий
1 полугодие
Группа №1 15.0930.12.2023
Группа №2 02.0930.12.2023
Группа №3 02.0930.12.2023
Группа №4 15.0930.12.2023
Группа №5 15.0930.12.2023

ОП
15,5
недель
16,5
недель
16,5
недель
15,5
недель
15,5
недель

Зимние
праздники
31.12.202309.01.2024
31.12.202309.01.2024
31.12.202309.01.2024
31.12.202309.01.2024
31.12.202309.01.2024

11

2
полугодие
10.0131.05.2024
10.0131.05.2024
10.0131.05.2024
10.0131.05.2024
10.0131.05.2024

ОП
20
недель
20
недель
20
недель
20
недель
20
недель

Летние
каникулы
01.0631.08.2024
01.0631.08.2024
01.0631.08.2024
01.0631.08.2024
01.0631.08.2024

Всего
в год
36
недель
36
недель
36
недель
36
недель
36
недель

3.2. Условия реализации программы
Пояснительная записка для группы 1 года обучения шахматам по программе секции
«Пегас»
Первое занятие традиционно отводится истории возникновения и развития шахмат,
подчеркивается мысль, что шахматы игра древняя с богатой историей. Она была известна жителям
не только Индии, но арабам и европейцам. Известны факты широкого распространения шахмат в
городах Древней Руси.
В первые два года обучения дети знакомятся с фигурами, осваивают шахматную доску,
правила игры, основы записи шахматной партии, с основами позиционной игры и стратегии.
Большое значение при изучении шахматной игры имеет игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций, игра с
заданной позиции.
За первые два года обучения дети узнают основные шахматные термины, знакомятся со
всеми фигурами, ходами, усваивают правила игры, обучаются разыгрывать партию из начального
положения. Знакомятся с простейшими тактическими приемами, с элементами стратегии.
При изучении эндшпиля учатся ставить элементарный мат в один ход, мат одинокому королю
двумя ладьями, ферзем. Освоение дебюта в первый год ограничивается изучением основных
законов начала игры, открытыми началами (итальянская партия, защита двух коней и др.)
Конкурсы решения задач позволяют оценить работу ребят.
Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного
материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования
их мастерства, достижения спортивных результатов.
Основные методы работы:
•
словесные
•
наглядные
•
практические
•
поощрение
•
порицание
Воспитательная работа.
Формы:
•
•
•
•
•
•

просмотр видеофильмов о выдающихся шахматистах
просмотр видеофильмов по ОБЖ, ТБ, ПДД
проведение инструктажей по правилам поведения во время занятий,
проведение инструктажей по ОБЖ, ТБ, ПДД
беседы о правилах взаимоотношения в коллективе
беседы о вреде курения, наркомании, о проблемах СПИДа, о
12

подростковой преступности
•
встречи со специалистами, спортсменами города
•
участие в патриотических мероприятиях МБОУ ДОД «ДДТ» г.Шумерля Чувашской
Республики
•
трудовые акции (ремонт инвентаря, оформление пособий)
•
выезды на природу
Цели:
•
•
•
Задачи:

создать условия для освоения детьми основ шахматной грамотности
(названия фигур, выполнение ходов, решение задач-одноходовок, основы
записи партий).
провести начальный этап формирования команды по шахматам.
организовать досуг детей через проведение турниров, встреч.

•
прививать интерес к игре через систему поощрений;
•
развивать
основные
компетенции;
мыслительные,
информационные,
коммуникативные;
•
приучать детей к самостоятельности принятия решения;
•
формировать команды из новичков на турнир «Белая ладья»;
•
помогать детям осваивать основные правила спортивной дисциплины во время
проведения внутренних турниров;
•
прививать потребность в здоровом образе жизни на примерах выдающихся
спортсменов.
•
формировать потребность детей на достижение высоких целей (3-2 разряд,
городские турниры).

13

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. (1 год обучения)
№

ТЕМЫ

Количество часов

п\п
1.

Вводное занятие

2.

История развития шахмат.
Шахматы в нашем городе.

Теория

Практика

Всего

1

1

2

1

1

2

3.

Первоначальные понятия.

6

6

12

4.

Тактика

8

8

16

5.

Стратегия

6

6

12

6.

Дебют

3

3

6

7.

Миттельшпиль.

14

14

28

8.

Эндшпиль

10

10

20

9.

Квалификационные

14

14

28

соревнования.
10.

Конкурсы решения задач.

8

8

16

11.

Заключительное занятие.

1

1

2

72

72

144

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Содержание курса «Дебют».
1.

Вводное занятие. Знакомство с группой.

Рассказ о программе президента в области

шахмат. Правила по технике безопасности. Ознакомление с учебно-тематическим планом на
учебный год.
2.

История развития шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце.

Распространение шахмат на Востоке. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в
Киевской Руси. Шахматы и торговые связи русских купцов с Востоком. Археологические
находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Запрет шахмат византийской церковью.
Шахматы в русском государстве. Изготовление шахмат, как вид ремесла. Шахматы, как
придворная игра. Шахматы на петровских ассамблеях. Шахматы в нашем городе.
3.

Первоначальные понятия. Нотация. Запись партии. Правила превращения пешки, взятия на

проходе, рокировка. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Относительная ценность фигур. Тяжелые и

14

легкие фигуры. Мат различными фигурами. Понятие о центре и флангах. Понятие о дебюте,
миттельшпиле, эндшпиле.
Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой».
Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичной). Упражнения на
усвоение шахматных правил. Упражнения на мат различными фигурами.
4.

Тактика. Понятия о тактике и комбинации. Основные тактические приемы; связка,

двойной удар, открытое нападение, вскрытый шах,

двойной шах, отвлечение, завлечение.

Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали,
разрушения пешечного прикрытия, освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки,
превращения пешки, уничтожение защиты. Сложные комбинации на сочетание идей.
Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями
посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.
5.

Стратегия. Определение стратегии. Принципы реализации материального преимущества.

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие фигур,
мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи, создание
слабостей в лагере противника). Централизация.
Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих
простейшие способы ведения середины партии.
6.

Дебют.

Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. Влияние

дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов.
7.

Миттельшпиль. Определение миттельшпиля как, основной части партии когда закончено

развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача
миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку на
позицию короля. Создание слабостей в стане соперника. Размены. Эквивалентный размен.
8.

Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в

эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция.
Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная пешка. Защищенная
проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и
крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья сзади пешки). Позиция Филидора.
«Мостик».
Практические занятия: упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами
посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных
примерах.
9.

Квалификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие

юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с педагогом.
15

10.

Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Понятие о шахматной

композиции. Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения комбинаций.
Практические занятия: Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по
своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».
11.

Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников.

Рекомендации на период летних каникул.

16

Способы отслеживания и контроля результатов.
Знать:
• названия фигур и ходы;
• основные правила игры в дебюте;
• основные правила турнирного поведения.
Уметь:
• ставить мат ладьей одинокому королю;
• правильно разыгрывать первые ходы дебюта;
• правильно обороняться в простом эндшпиле.
Навык:
•
•

частичной записи партии;
игры с часами.

17

Календарно-учебный план (1-2 год обучения)
№
занятия
1.

№
Раздел, тема занятия
темы
раздела
1
Вводное занятие.

Колво
часов
2

2.

2

История развития шахмат.
Шахматы в городе.

2

3.

3

Первоначальные понятия.
Фигуры.

2

4.

3

Первоначальные понятия.
Позиция.

2

5.

3

Мат ферзём.

2

6.

3

Мат двум ладьями.

2

7.

8

Основы пешечных
окончаний.

2

8.

8

2

9.

8

Практическое
разыгрывание пешечных
окончаний.
Основы слоновых
окончаний.

10.

8

Практическое

2

2

Методы,
формы, приемы

Оборудование
Инструментарий
демонстрационный контроля ЗУН
материал
Тип занятия - Плакаты, буклеты КОС
обобщения
и
систематизации.
Групповая,
Плакаты, буклеты Словесный
словесный
метод
Групповая,
Комплект шахмат, Словесный,
словесный
демонстрационная письменный
метод
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
групповая
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально- Комплект шахмат, Словесный,
18

Дата

Примечание

разыгрывание слоновых
окончаний.
Основы тактики. Создание
угроз.

групповая
2

Индивидуальногрупповая

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуальногрупповая

7

Шахматные приёмы.
Двойной удар.

2

Индивидуальногрупповая

14.

7

Решение задач на тему
«двойной удар».

2

Индивидуальногрупповая

15.

7

Шахматные приёмы.
Связка.

2

Индивидуальногрупповая

16.

7

Решение задач на тему
«связка».

2

Индивидуальногрупповая

17.

7

Шахматные приёмы.
Завлечение.

2

Индивидуальногрупповая

18.

7

Решение задач на тему
«Завлечение».

2

Индивидуальногрупповая

19.

7

Шахматные приёмы.
Отвлечение.

2

Индивидуальногрупповая

20.

7

Решение задач на тему
«Отвлечение».

2

Индивидуальногрупповая

21.

7

Шахматные приёмы.
Промежуточный ход.

2

Индивидуальногрупповая

11.

4

12.

4

13.

19

демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная

письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

22.

7

Решение задач на тему
«Промежуточный ход».

2

23.

4

Основы тактики. Задачи
Мат в 2 хода.

2

24.

4

Основы тактики. Задачи
Мат в 2 хода.

2

25.

8

Основы коневых
окончаний.

2

26.

8

2

27.

8

Практическое
разыгрывание коневых
окончаний.
Ладейные окончания.

28.

8

2

29.

4

Практическое
разыгрывание ладейных
окончаний.
Проверка знаний по
тактике.

30.

4

Проверка знаний по
тактике.

2

31.

8

2

32.

8

Проверка знаний по
принципам разыгрывания
окончаний.
Проверка знаний по
принципам разыгрывания
окончаний.

2

2

2

доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
20

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

33.

9

Квалификационные
соревнования.

2

34.

9

Квалификационные
соревнования.

2

35.

6

Дебют. Развитие.

2

36.

6

Открытые и закрытые
дебюты.

2

37.

5

Ключевые поля.

2

38.

5

Борьба за центр.

2

39.

5

Быстрейшая мобилизация
сил.

2

40.

5

Гармоничное
расположение пешек.

2

41.

5

Открытые линии.

2

42.

6

Дебют. Центр и фланги.

2

43.

5

Проверка знаний по
основам позиционной игры

2

Проведение пешки.

2

44.

4

Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
21

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,

групповая
45.

8

Ферзь против пешки.

2

Индивидуальногрупповая

46.

8

Ладья против пешки.

2

Индивидуальногрупповая

47.

9

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуальногрупповая

48.

9

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуальногрупповая

49.

7

Матовая атака.

2

Индивидуальногрупповая

50.

7

Матовая атака.

2

Индивидуальногрупповая

51.

7

Основы защиты.

2

Индивидуальногрупповая

52.

7

Основы защиты.

2

Индивидуальногрупповая

53.

10

Конкурс решения задач.

2

Индивидуальногрупповая

54.

10

Конкурс решения задач.

2

Индивидуальногрупповая

55.

10

Конкурс решения задач.

2

Индивидуальногрупповая
22

демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная

письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

56.

10

Конкурс решения задач.

2

57.

10

Конкурс решения задач.

2

58.

9

Квалификационные
соревнования.

2

59.

9

Квалификационные
соревнования.

2

60.

9

Квалификационные
соревнования.

2

61.

9

Квалификационные
соревнования.

2

62.

9

Квалификационные
соревнования.

2

63.

3

Основы шахматной
нотации

2

64.

3

Основы шахматной
нотации

2

65.

9

Квалификационные
соревнования.

2

66.

9

Квалификационные
соревнования.

2

доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
23

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

67.

10

Конкурс решения задач.

2

68.

10

Конкурс решения задач.

2

69.

9

Квалификационные
соревнования.

2

70.

10

Конкурс решения задач.

2

71.

9

Квалификационные
соревнования.

2

72.

11

Заключительное занятие.

2

Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Индивидуально- Комплект шахмат,
групповая
демонстрационная
доска
Беседа
Мультимедийный
проектор,
компьютер

24

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
словесные

Контрольно измерительный материал
(1-2 год обучения)
Первое полугодие
• Поставь правильно доску;
• Расставь фигуры;
• Покажи центр;
• Захвати центр пешками;
• Атакуй центр фигурами;
• Спрячь короля.
Второе полугодие
•
•
•
•
•
•

Подключи к атаке тяжёлые фигуры;
Определи фланги;
Разменяй фигуры;
Проведи пешку;
Мат ферзём и королем;
Мат двумя ладьями;

Методы диагностики результатов.
•
•
•

Разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может
показать уровень усвоения любого раздела программы каждым воспитанником, так
как демонстрирует общий уровень игры).
Турниры по техническим позициям эндшпильного типа;
Конкурс "Угадай ход" (Приложение № 1);
Условия реализации программы.

Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее:
Материально – техническое обеспечение:
1.
2.
3.
4.

Шахматы – 1 комплект на двоих обучающихся;
Шахматные часы - 1 комплект на 2 обучающихся;
Демонстрационная доска – 1 штука.
Помещение для общих занятий и турниров – площадь от 20 кв.м.

Организационное обеспечение:
Занятие не менее двух раз в неделю для каждого ребенка;
Учебные внутрисекционные турниры 1 раз в 2 недели;
Турниры городские с периодичностью 1 раз в 2 месяца;
Для победителей участие в окружных и зональных первенствах.
Участие в семинарах тренеров во время соревнований.
Обмен опытом во время товарищеских встреч с победителями республиканских
и российских первенств.
7. Привлечение к проведению занятий шахматистов из числа 1 разрядников.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Учебно-методическое обеспечение программы.

25

Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого
взаимодействия и интереса с использованием компьютерных технологий.
Для поддержания интереса используются дидактические игры, сказки, богатые по
содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на
занятии способствует активизации познавательной активности младших школьников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения среди
обучающихся в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную
атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха, добиваться применения знаний, умений и
навыков не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Методы, используемые на занятиях:
• игровые;
• репродуктивные;
• частично-поисковые;
• словесно-логические.
Основные формы занятий: беседа, разыгрывание типовых позиций, игра.
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование теоретических знаний, практических
умений и выполнение упражнений для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором
будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе
работы над разделом (тестирование теоретических знаний практических умений и выполнение
упражнений для закрепления).
Техническое оснащение занятий:
Учитывая возрастные, индивидуальные и психофизиологические особенности детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна
быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор:
демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или
блокноты, компьютер с набором учебных и игровых шахматных программ.
С целью формирования элементарной ИКТ-культуры обучающихся и повышения интереса к
занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК., развлекательных
шахматных игровых программ.

2-3 год обучения шахматам
Основу второго года обучения составляет знакомство с элементами шахматной тактики, с
простыми шахматными комбинациями.
26

Первое занятие традиционно отводится знакомству с историей шахмат. Педагог знакомит детей
с именами родоначальников российских шахмат: А. Петров, К. Яниш, И.Шумов, С. и Д. Урусовы,
А. Шифферс. С первой шахматной книгой на русском языке И. Бутримова.
Отдельно

можно

провести

беседу

о

достижениях

шумерлинских

шахматистов

на

республиканском и российском уровнях, пригласить на занятия ветерана шахматного спорта.
Курс третьего года заметно сложнее курса первого-второго года обучения, где речь шла о
свойствах и возможностях одной отдельно взятой фигуры, а сейчас – о взаимодействии
нескольких фигур, с учетом их относительной и абсолютной ценности. Для наилучшего усвоения
нового материала нужно решить как можно больше практических заданий разной степени
трудности. Так же вводится комплекс заданий для отработки реализации большого
материального преимущества.
Дети продолжают осваивать шахматную нотацию и могут не только записывать свои
собственные партии, но и читать специализированные шахматные книги и журналы, что важно и
для роста игрового мастерства, и для понимания красоты игры.
Учебные примеры, наглядно иллюстрируют ту или иную учебную тему.
К концу учебного года должны быть сформированы компетенции: мыслительные – ребенок
должен осознавать наличие прямой связи между ошибочной игрой в дебюте и последующим
ходом партии, информационные – умение намеченный план воплощать в практической игре,
коммуникативные - умение выступать в команде.
Группы 3 года обучения - количество детей не менее 10 человек.
Возраст детей 7-16 лет
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Основные методы работы:
• словесные
• наглядные
• практические
• поощрение
• порицание
Воспитательная работа
Формы:
•
•
•
•
•
•
•
•

просмотр видеофильмов о выдающихся шахматистах;
просмотр видеофильмов по ОБЖ, ТБ, ПДД;
проведение инструктажей по правилам поведения во время занятий;
проведение инструктажей по ОБЖ, ТБ, ПДД;
беседы о правилах взаимоотношения в коллективе;
беседы о вреде курения, наркомании, о проблемах СПИДа, о подростковой преступности;
встречи со специалистами УВД, ИДН, спортсменами города;
участие в патриотических мероприятиях МБОУ ДОД «ДТТ» г.Шумерля Чувашской
Республики;
27

•

трудовые акции (ремонт инвентаря, оформление пособий);

Цели:
•
•
•
•

освоить технологию анализа партий.
помочь командам по шахматам выйти на высокий уровень.
научить основам судейства соревнований.
принять участие в интернет – соревнованиях.

Задачи:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

выполнение воспитанниками 1, 2 или 3-го разряда;
подготовить к участию в городском турнире школьников;
продолжить обучение шахматной грамотности, научить записывать партию и
анализировать ее, отмечая грубые ошибки;
познакомить с классификацией дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые);
научить применять тактические приемы в миттельшпиле;
освоить основные тактические приёмы (связка, двойной удар, открытое нападение,
перекрытие линии, блокировка);
отрабатывать основные приемы эндшпиля (мат ладьей, мат ферзем, мат двумя слонами,
проведение пешки);
научить основам судейства соревнований по круговой системе:
развивать основные компетенции: мыслительные, информационные, коммуникативные.
развивать чувство ответственности за командный результат, логическое мышление,
внимательность, выдержку;
помочь выполнить разрядную норму во внутренних квалификационных турнирах;
направлять разрядников в городские турниры школьников.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. (3-ий год обучения)

№
п\п
1.

ТЕМЫ
Вводное занятие

Теория
1

2.

Спорт в России.

1

1

2

3.

Шахматный кодекс

3

3

6

4.

Классификационная система. Правила присвоения
разрядов

1

1

2

5.

Тактика

11

11

22

6.

Стратегия

10

10

20

7.

Дебют

5

5

10

8.

Миттельшпиль.

3

3

6

9.

Эндшпиль

9

9

18

10.

Квалификационные соревнования.

20

20

40

11.

Конкурсы решения задач.

7

7

14

28

Количество часов
Практика
1

Всего
2

12.

Заключительное занятие.

1
72

1
72

2
144

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Содержание курса программы секции «Пегас».
1. Вводное занятие. Рассказ о планах на второй год обучения. Знакомство с правилами
техники безопасности. Второй час блиц-турнир.
2. Физическая культура и спорт в России. Значение физкультуры и спорта в жизни человека.
Основные цели и задачи физвоспитания. Система спортивных соревнований по шахматам.
Русские чемпионы мира. Клуб «Белая ладья». Рассказ о зарождении детских шахмат в
начале 50х годов в Доме пионеров. Рассказ о первых шахматистах города. История
развития шахмат. Шахматы в странах арабского халифата. Чатуранга и шатрандж. Табии.
Мансубы. Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты.
Испанские и итальянские шахматисты 16-17 веков. Ранняя итальянская школа. Калабриец
Греко. Французские и английские шахматисты 18 века-первой половины 19 века. Франсуа
Филидор и его теория. Матч Лабурдоне-Мак-Доннел. Автомат Кемпелена. Кафе «Режанс».
Журнал «Паламед». Немецкие шахматисты середины 19 века. Первый международный
шахматный турнир. Адольф Андерсен. Пол Морфии. Шахматы в культурной жизни
русского общества 18-19 веков. А.А. Петров, К.Я. Яниш, И.С.Шумов, С. и Д. Урусовы, А.С.
Шифферс. Шахматные собрания Петербурга. Первая шахматная книга на русском языке И.
Бутримова. Общество любителей шахматной игры. Журнал «Шахматный листок».
Шахматы и деятели русской культуры, русские шахматисты. Советская шахматная школа.
3. Шахматный кодекс. Рассказ об основных правилах ФИДЕ. Требования, применяемые по
отношению к участникам соревнований. Права участника соревнований. Основы судейства
с помощью компьютерной программы.
4. Классификационные

соревнования.

Требования

к

участникам

квалификационных

соревнований. Нормы выполнения разрядов.
5. Тактика.

Основные тактические приемы; связка,

двойной удар, открытое нападение,

вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом «спертого
мата», использование слабости последней горизонтали, разрушения пешечного прикрытия,
освобождения поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение
защиты. Сложные комбинации на сочетание идей.
Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями
посредством расчета и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных
примерах.
29

6. Стратегия. Определение стратегии. План игры. Оценка позиции. Преимущество в
пространстве. Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижной
пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечнофигурный центр. Центр и фланги. Захват центра с флангов. Роль центра при фланговых
операциях. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и
полуоткрытых линиях. Форпост на открытой и полуоткрытой линиях. Вторжение на 7/2
горизонталь. Концентрация сил на важных участках борьбы. Обеспечение взаимодействия
между фигурами. Принципы разыгрывания середины партии (целесообразное развитие
фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи,
создание слабостей в лагере противника). Централизация. Практические занятия: разбор
специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения
середины партии.
7. Дебют. Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры. Влияние
дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания
дебютов. Основные идеи дебютов.
8. Миттельшпиль. Определение миттельшпиля, как основной части партии, когда закончено
развитие фигур и соперники готовы начать штурм неприятельской крепости. Задача
миттельшпиля - выбор плана действий пешечная или фигурная атака. Как готовить атаку
на позицию короля. Атака короля противника. Классическая жертва слона. Понятие темпа.
Атака не рокированного короля. Атака короля при односторонних рокировках. Контрудар в
центре в ответ на фланговую атаку. Практические занятия: Разыгрывание с партнером
тематических позиций с примерным контролем времени – 1 час на 15 ходов. Упражнения
на нахождение способов ведения атаки на короля в специально подобранных примерах.
9. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в
эндшпиле. Пешечные окончания: король и пешка против короля. Правило квадрата.
Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная
пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные
окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Тарраша (ладья
сзади пешки). Позиция Филидора. «Мостик». Практические занятия: упражнения на
овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения
типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах.
10. Квалификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие
юных шахматистов в классификационных соревнованиях.
педагогом.

30

Разбор сыгранных партий с

11. Конкурс решений задач, этюдов и нахождения комбинаций. Понятие о шахматной
композиции. Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения
комбинаций.
Практические занятия: Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по
своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».
12. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Награждение лучших воспитанников.
Рекомендации на период летних каникул.
Способы отслеживания и контроля результатов.
После третьего года обучения спортсмен может выполнить норму 3-1 разряда
Знать:
•

основные законы шахматной игры;

•

основные дебюты и правила турнирного поведения.

Уметь:
•

вести борьбу в каждой из трех стадий партии;

•

правильно разыгрывать открытый дебют;

•

правильно выстраивать игру в миттельшпиле;

•

правильно разыгрывать окончание партии.

Навык:
• полной и краткой записи партии;
• игры с часами в блиц.

31

Календарный план (3-й год обучения).
№
№
Раздел, тема занятия
занятия темы
раздела
1.
1
Вводное занятие.

Колво
часов
2

2.

2

Спорт в России.

2

3.

3

Шахматный кодекс.

2

4.

4

2

5.

8

Классификационная
система. Правила
выполнения разрядов.
Использование ферзя
в матовых атаках.

6.

5

Мат ферзём. Мат
двумя ладьями.

2

7.

6

Позиционные основы
шахматной партии.

2

8.

5

Основы тактики.

2

9.

3

Шахматная нотация.

2

10.

3

Шахматная нотация.

2

11.

10

Квалификационные

2

2

Методы, формы, приемы

Оборудование
Инструментарий Дата
Демонстрационный контроля ЗУН
материал
Тип занятия - обобщения и Плакаты, буклеты
Методика КОС
систематизации.
Групповая,
словесный Плакаты, буклеты
словесный
метод
Групповая,
словесный Правила
ФИДЕ, словесный
метод
комплект шахмат
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
демонстрационная письменный
доска
Индивидуально-групповая
Комплект шахмат, Словесный,
32

Примечание

соревнования.
12.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

13.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

14.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

15.

5

Задачи на простую
тактику.

2

Индивидуально-групповая

16.

9

Пешечные окончания.

2

Индивидуально-групповая

17.

9

Слоновые окончания.

2

Индивидуально-групповая

18.

9

Коневые окончания.

2

Индивидуально-групповая

19.

9

Ладейные окончания.

2

Индивидуально-групповая

20.

9

Ферзевые окончания.

2

Индивидуально-групповая

21.

9

Проверка знаний по
окончаниям.

2

Индивидуально-групповая

22.

9

Проверка знаний по
окончаниям.

2

Индивидуально-групповая

33

демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная

письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

23.

5

Тактика. Двойной
удар.

2

Индивидуально-групповая

24.

5

Тактика. Связка.

2

Индивидуально-групповая

25.

5

Тактика. Завлечение.

2

Индивидуально-групповая

26.

5

Тактика. Отвлечение.

2

Индивидуально-групповая

27.

5

Тактика.
Промежуточный ход.

2

Индивидуально-групповая

28.

5

Практическое занятие
по тактике.

2

Индивидуально-групповая

29.

5

Решение задач на мат.

2

Индивидуально-групповая

30.

5

Решение задач на мат.

2

Индивидуально-групповая

31.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

32.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

33.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

34

доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

34.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

35.

7

Дебют. Основы.

2

Индивидуально-групповая

36.

7

Дебют. Пешечная
структура.

2

Индивидуально-групповая

37.

7

Дебют. Линии.

2

Индивидуально-групповая

38.

7

Дебют. Поля.

2

Индивидуально-групповая

39.

6

Оценка позиции.

2

Индивидуально-групповая

40.

6

Инициатива.

2

Индивидуально-групповая

41.

6

Защита.

2

Индивидуально-групповая

42.

6

Принцип двух
слабостей.

2

Индивидуально-групповая

43.

7

Проверка знаний по
дебюту.

2

Индивидуально-групповая

44.

6

Динамика и статика
шахматной партии.

2

Индивидуально-групповая

45.

8

Проходные пешки.

2

Индивидуально-групповая
35

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,

46.

8

Борьба с проходными
пешками.

2

Индивидуально-групповая

47.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

48.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

49.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

50.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

51.

6

Игра в открытых
позициях.

2

Индивидуально-групповая

52.

6

Игра в закрытых
позициях.

2

Индивидуально-групповая

53.

6

Разноцветные слоны.

2

Индивидуально-групповая

54.

6

Разноцветные слоны.

2

Индивидуально-групповая

55.

9

2

Индивидуально-групповая

56.

9

Разыгрывание
сложных позиций из
ладейных окончаний.
Разыгрывание
сложных позиций из

2

Индивидуально-групповая

36

демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная

письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

57.

10

ладейных окончаний.
Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

58.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

59.

10

Квалификационные
соревнования.

Индивидуально-групповая
2

60.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

61.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

62.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

63.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

64.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

65.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

66.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

67.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

37

доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный

68.

10

Квалификационные
соревнования.

2

Индивидуально-групповая

69.

10

Анализ сыгранных
партий.

2

Индивидуально-групповая

70.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

71.

11

Конкурс решения
задач.

2

Индивидуально-групповая

72.

12

Заключительное
занятие. Подведение
итогов.

2

Беседа

38

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Комплект шахмат,
демонстрационная
доска
Мультимедийный
проектор,
компьютер

Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный,
письменный
Словесный

Контрольно измерительный материал
(2-3 год обучения)
Тестирование воспитанника
Первое полугодие
•
•
•
•
•
•
Второе полугодие
•
•
•
•
•

Назови поле;
Запиши его координаты;
Запиши ходы фигур;
Прочитай запись партии (10 ходов);
Продемонстрируй партию по записи;
Поставь мат ладьёй и королем.
Дебют: 1.е4 е5 продолжить без ошибок (8 ходов);
План игры (определение);
Назови тактические приемы (не менее 3-5);
Определение: слабые, сильные, базовые пешки.
Найди план в позиции

39

1-3 год обучения шашкам
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости
шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра
прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как
интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота
комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя
равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.
Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей
существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В
действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не
простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что
во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта.
Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как
альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость,
умение концентрировать внимание и логически мыслить.
И, совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в
учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных
школах, клубах и т.д.
Обучение шашкам ведётся 3 года.
1 год – 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа);
2 год – 72 часов (1 раза в неделю по 2 часа);
3 год – 72 часов (1 раза в неделю по 2 часа).
После I учебного года:
Учащиеся должны знать:
• элементарные основы шашечной игры;
• историю возникновения шашек;
• шашечную нотацию;
• примеры выигрыша двух против одной.
Учащиеся должны уметь:
• играть в шашки;
• записывать партию;
• разыгрывать простейшие комбинации;
• уметь разыгрывать основные дебюты.
После II учебного года:
Учащиеся должны знать:
• различные тактические приемы и
• владеть комбинационными навыками игры;
• технику эндшпиля;
• дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
• основы стратегии.
Учащиеся должны уметь:
• при игре использовать:
отвлечение и т.п.);

тактические приемы (заграждение,

40

• применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
• использовать стратегические приемы.
После III учебного года:
Учащиеся должны знать:
• типовые позиции миттельшпиля;
• углубленное изучение дебюта;
• выдающихся шашистов прошлого и настоящего;
• классические позиции;
• шашечный кодекс;
• элементарные основы судейства.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать партии и позиции;
• составлять и применять план в игре;
• проводить расчет вариантов.
Учебно-тематический план занятий 1-3 года обучения.
N
п/п

1
1.1

1.2

2.

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

Теория

Практика

Наименование темы
История развития шашек.
Различные шашечные системы. Древность
русских шашек.

Общее
кол-во
часов

2

_

2

1

_

1

1

_

1

1

_

1

6

6

12

2

_

2

2

_

2

Понятие о шашечной
позиции,позиционное преимущество важный путь к достижению победы

1

1

2

Сила дамки, значение связок, разменов,
понятие об оппозиции, темпах,
маневренных возможностях

1

1

2

Распространение шашечной игры в
России. Первая книга по шашкам в России,
написанная, в 1827 году,
А.Д. Петровым
Шашечный Кодекс

Первоначальные понятия

Правила игры, шашечная нотация

Основы шашечной игры и её общие
вопросы

41

3.5

3.6

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

5.

5.1

5.2

5.3

6.

6.1

Упражнения на усвоение правил игры,
разбор и решение тематических примеров

_

2

2

_

2

2

10

20

30

4

4

8

Разнообразие тактических приемов и
умение ими пользоваться,
в процессе игры

2

4

6

Простейшие комбинации и тренировка в
их отыскании,
расчет ходов в партии

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

2

2

4

Значение центральных полей игры. Сила и
слабость центра

_

2

2

Тактика – важная часть стратегии, ей
подчиненная

1

_

1

1

_

1

6

4

10

3

1

4

Игры с записью партий

Тактика

Различные способы выигрыша шашек

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды
игры
Комбинационные ловушки

Контрудары

Стратегия

Значение общего плана игры в партии

Эндшпиль

Расчет ходов, ценность времени и
пространства, игровое качество дамки по
сравнению с простой шашкой

42

6.2

6.3

6.4

7.

7.1

7.4

8.

8.1

9.

9.1

9.2

9.3

9.4

Правило оппозиции – противостояние
шашек

1

1

2

1

1

2

1

1

2

2

-

2

1

_

1

1

_

1

1

_

1

1

_

1

3

9

10

1

1

2

_

2

2

1

2

3

1

2

3

33

39

72

Три дамки против одной, «треугольник»

Разбор специальных тематических
примеров. Решение упражнений
Дебют

Определение дебюта, его основные цели

Тематические игры с разбором сыгранных
партий
Композиция

Концовки, задачи и этюды – произведения
композиции (особой области шашечного
творчества), связь композиции с практикой
Международные шашки

Нотация доски, запись ходов и положений

Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные
маневры
Красота игры. Простор для творчества

Упражнения в записи отдельных
положений и записи партий
ИТОГО:

43

Мониторинг сформированности ключевых компетенций в ходе реализации программы:
Для определения влияния реализации программы на уровень сформированности социально
- коммуникативной

компетентности

планируется использовать методику оценки

коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
В процессе реализации программы высокий уровень коммуникативных и организаторских
способностей

способствует

формированию

социально-коммуникативной

компетенции

воспитанников, следовательно, влияет на повышение качества образования в целом.

44

Условия реализации программы.
Для достижения высокого качества обучения необходимо следующее:
Материально – техническое обеспечение:
1.
2.
3.
4.

Шахматы – 1 комплект на двоих обучающихся.
Шахматные часы - 1 комплект на 2 обучающихся.
Демонстрационная доска – 1 штука.
Помещение для общих занятий и турниров – площадью от 20 кв.м.

45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Авербах Ю.Н. Школа Дебюта, Середины игры, Школа Эндшпиля. - М.:2000.
Журавлев Н.М. Шаг за шагом.- М.,1986.
Костров В.В. 626 шахматных задач. -С-П., 2003
Нейштадт Я. М. Шахматный практикум. – М., 1980.
Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний.- Йошкар-Ола., 1997
Панов В.Н., Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Курс дебютов. 7-е изд. - М., 1993.
Сокольский А. В. Ваш первый ход. – М., 1989.
Суэтин А.С. Дебют и миттельшпиль. – Минск., 1980.
Шахматы. Энциклопедический словарь. –М., 1990.

Дополнительная литература
10. Баранов Б.М. Штурм королевской крепости. -М., 1981.
11. Бондаревский И.М. Комбинации в миттельшпиле. –М., 1982.
12. Кобленц А.К. Уроки шахматной стратегии. – М., 1983.
13. Нимцович.А.Н. Как я стал гроссмейстером. –М.,Изд. «ФиС»,:.1984.
14. Раздел Человек и компьютер, 1997-2006гг. \\ «64-шахматное обозрение»
15. Юдович М.А. план в шахматной партии. - М., 1982

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».