Введение Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративноприкладного творчества и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия. Пояснительная записка Программа «Петелька» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком, на побуждение к освоению знаний. Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса. Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на занятиях, на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием. Актуальность образовательной программыопределяется востребованностью и особой популярностью простых техник вязания крючком, доступных для освоения каждому, а также возможностью создавать своими руками неповторимые и уникальные изделия. Новизна программы. Обучение вязанию при работе с детьми предполагается в игровой форме, с использованием игровых технологий. Вывязываются игрушки, сувениры и герои мультфильмов и сказок. Такое построение работыпредполагает развитие интереса к технологии вязания и творческий потенциалучащихся в работе, создание единства труда и творчества. Цель программы:формирование творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения на практике и использовать их в новых социально- экономических условиях при адаптации в современном мире. Требования к приобретаемым знаниям и умениям 1-ый год обучения Учащиеся должны знать: Историю техники вязания крючком; Правила поведения, правила техники безопасности; Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком; Условные обозначения, понятие «раппорт»; Основные приемы набора петель и вязания крючком. Учащиеся должны уметь: соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами; правильно пользоваться крючком, ножницами; правильно читать условные обозначения; подбирать материалы для вязания; выполнять основные узоры; свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту. 2-ой год обучения Учащиеся должны знать: Правила поведения, правила техники безопасности; Особенности вязания продольных и поперечных кружев; Понятие «прошва»; Особенности вязания в технике «Амигуруми». Учащиеся должны уметь: Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе; Вязать продольные и поперечные кружева; Вязать самостоятельно в технике «Амигуруми». Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Формами отслеживания результатов являются: грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, свидетельство (сертификат). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов Аналитическая справка, выставка, готовое изделие, конкурс, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет. Формы и методы обучения. Методы обучения: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) - наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.) - практический (тренировочные упражнения, выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы - групповой – организация работы в группах. - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Технологии обучения: - личностно-ориентированное обучение; - здоровьесберегающие технологии; - технология уровневой дифференциации; - технология развивающего обучения. Формы организации учебного занятия Беседа, практическое занятие, конкурс, лекция, наблюдение, праздник, презентация, творческая мастерская, ярмарка. Дидактические материалы - наглядные пособия; - образцы изделий; - схемы и описания изготовления изделий; - инструкционные и технологические карты; - задания, упражнения; - шаблоны. Краткие возрастные характеристики обучающихся Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-15 человек в возрасте с 7 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком. Группы могут формироваться по возрастному признаку. Программа студии рассчитана на 2 года обучения. Количество занятий в год – 144 ч. (2 раза в неделю по 2 часа). Организация деятельности. В студию вязания «Петелька» принимаются все желающие, без предварительной подготовки, имеющие интерес и мотивации к творчеству. Обучающимся освоившим в полном объеме программу обучения, выдается удостоверение о получении дополнительного образования по пройденной дополнительной общеобразовательной программе. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: Программа рассчитана на 2 года обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 144 часа: Год обучения I 2 – 1 группа Количество часов в год в неделю 144 4 144 4 Количество об- Возраст ся в группе об-ся (лет) 10 – 15 7-15 10-12 7-15 2 – 2 группа 72 2 10-12 10-12 Особенности организации образовательного процесса: 1 и 2 год обучения 2 занятия в неделю по 2 часа Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения сообщаются учащимся, например, в форме игр, познавательных бесед небольшой продолжительности с пояснениями по ходу работы. Практическая работа, закрепляет и углубляет теоретические знания, формирует соответствующие навыки и умения. Продолжительность занятия 45 минут, с обязательным включением в структуру занятия двух физкультминуток, используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09.2023 г. Начало учебных занятий: в группе 1-го года обучения – 15.09.2023 в группах 2 и 3-го года обучения – 02.09.2023 Окончание учебного года – 31.05.2024 Календарь занятий 1 полугодие Группа №1 Группа №2 15.0930.12.2023 02.0930.12.2023 ОП 15,5 недель 16 недель Зимние праздники 31.12.202309.01.2024 31.12.202309.01.2024 2 полугодие 10.0131.05.2024 10.0131.05.2024 ОП 20 недель 20 недель Летние каникулы 01.0631.08.2024 01.0631.08.2024 Всего в год 36 недель 36 недель Учебно - тематическое планирование 1 года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование разделов, тем Всего часов Вводное занятие Основные приемы вязания крючком. Прибавление и убавление петель Новые приемы вязания Кружевное вязание Кукольный гардероб. Игрушки. Итоговое занятие Итого: 2 10 10 6 32 18 64 2 144 Теория Практика 2 3,5 3,5 1,5 8 4,5 16 2 41 6,5 6,5 4,5 24 13,5 48 103 Учебно-тематический план 1 года обучения. Месяц № п/п сентябрь 1 2 Раздел, тема Кол-во часов Вводное занятие. 2 Раздел 1. Основные приемы вязания крючком. 10 2.1 2.2 2.3 2.4 2.4 3 3.1 октябрь 3.1 3.1 4 4.1 4.1 4.1 ноябрь декабрь История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Техника вязания кольца «Амигуруми». Вязание по кругу. Цепочка из воздушных петель. Столбики без накида. Условные обозначения. Столбики с накидом. Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. Просмотр схем образцов вязания. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики). Раздел 2. Прибавление и убавление петель Правила прибавления и убавления петель. Условные обозначения. Разбор схемы. Выполнение образца. Выполнение образца. Контроль качества. Отработка приемов прибавления и убавления петель. Отработка приемов прибавления и убавления петель. Раздел 3. Новые приемы вязания Виды столбиков. Вязание образца из рельефных столбиков Пышные, рельефные столбики, столбики на ножке, пико, столбики с 2 и более накидами. Условные обозначения. Правила вязания. Образцы изделий. Практика. Упражнения в вывязывании новых столбиков. Раздел 4. Кружевное вязание Прихватка «Ягодка». Узор «ягодка» («ананас»), его использование в изготовлении изделий. Демонстрация образцов, фотографий. Подбор нитей. Круглая салфетка. Схема прихватки «Ягодка». Понятие «раппорт». Круговое ажурное вязание. Овальная салфетка. Работа по схеме. качества. Работа по схеме. Контроль качества. Круглая салфетка. Нитки, крючки, применяемые для вязания салфеток. Выбор схемы, ниток, крючка. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий. Раппорт. Разбор и работа по схеме. Правила вязания салфеток. Накрахмаливание салфеток. Работа по схеме. Совершенствование и закрепление умений и навыков вязания по кругу. Овальная салфетка. Выбор схемы, ниток, крючка. Разбор и работа по схеме. Изготовление изделия. Изготовление изделия. Совершенствование и закрепление умений и навыков вязания по кругу. Возможные ошибки и способы их устранения. Изделия из отдельных мотивов. Понятие «мотив», «фрагмент». Работа по схеме. Вязание выбранного варианта. Виды мотивов. Выбор схемы для изделия. Вязание выбранного варианта. Способы соединения мотивов между собой. 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 6 2 2 2 32 8 (2) 2 2 2 8 (2) 2 2 2 8 (2) 2 2 2 8 (2) 2 январь февраль март Технология соединения мотивов. Вязание выбранного варианта. Раздел 5. Кукольный гардероб. Вязание прямого полотна. Шарфик для кукол. Демонстрация готовых изделий, специальной литературы. Схема обвязки края. Сочетание основного цвета и отделочной нити. Вязание шарфика для куклы. Работа над «почерком» вязальщицы. Юбка для куклы. Образцы готовых изделий. Выбор формы, цвета, схемы юбки. Вязание юбки. Элементы украшения. Вязание юбки для куклы под руководством педагога. Шляпка для куклы. Вязание круглого полотна. Прибавление петель. Вязание шляпки. Оформление изделия. Кофточка для куклы. Образцы готовых изделий. Выбор изделия, технология выполнения. Выбор ниток, крючка. Вязание изделия (под руководством педагога). Совершенствование и закрепление полученных умений и навыков. Оформление готового изделия. Контроль качества исполнения. Выставка готовых работ. Раздел 6. Игрушки. Правила вязания деталей игрушки. Демонстрация готовых изделий, фотографий, журналов с вязаными игрушками. Технология вязания игрушек (общее знакомство). Выбор модели, ниток, крючка. Цветовое решение. Разбор описания (с помощью педагога). Вязание совы-брелка. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки. Материалы для набивки игрушек. Вязания деталей игрушки. Вязание совы. Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов. Вязание совы. Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов. Вязание птички. Демонстрация готовых изделий. Отделочные элементы. Правила сборки деталей игрушки. Вязание деталей игрушки. Вязание и сшивание деталей игрушки Оформление мордочки игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). Окончательное оформление изделия. Обсуждение готовых работ. Вязание мишки. Выбор игрушки для вязания. Подбор пряжи. Изучение описания. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по схемам и описанию. 2 2 18 4 (2) 2 4 (2) 2 4 (2) 2 6 (2) 2 2 64 6 (2) 2 2 8 (2) 2 2 2 10 (2) 2 2 2 2 8 (2) 2 2 апрель май Соединение деталей, оформление изделия. Контроль качества. Пасхальная курочка. История сувенира. Пасхальные сувениры. Изготовление изделия. Совершенствование навыков вязания. Изготовление изделия. Консультация. Пасхальное яйцо. Красное яйцо как символ Пасхи. Разбор описания. Вязание яйца, украшение. Вязание яйца, украшение. Кукла-ангел. Выбор игрушки для вязания. Куклыобереги. Подбор пряжи. Изучение описания. Вязание игрушки. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Вязание игрушки. Работа учащихся по схемам и описанию. Вязание игрушки. Контроль качества. Соединение деталей, оформление изделия. Контроль качества. Подвеска «Веселая медуза». Разбор описания. Подбор пряжи. Вязание подвески. Вязание щупалец - спиралек. Подушка «Солнышко». Презентация «Подушки крючком». Разбор описания. Подбор пряжи. Вязание подушки. Различные виды лучей солнца. Вязание подушки. Вязание подушки. Оформление изделия. Вязание подушки. Оформление изделия. Итоговое занятие. 2 6 (2) 2 2 4 (2) 2 10 (2) 2 2 2 2 4 (2) 2 8 (2) 2 2 2 2 Содержание учебного плана 1 года обучения. Вводное занятие. Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий Раздел I. Основные приемы вязания крючком. Тема: История возникновения вязания. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель. Теория. Из истории вязания крючком. Знакомство с различными видами нитей. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Правильный подбор крючка. Как держать крючок. Первая петля и цепочка из воздушных петель. Практика. Правильная постановка рук при вязании. Техника вязания кольца «Амигуруми». Вязание по кругу. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Тема: Столбики без накида. Условные обозначения. Теория. Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда. Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания. Тема: Столбики с накидом. Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов. Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Начало работы с «почерком». Тема: Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом. Теория. Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы. Практика. Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом. Закрепление последней петли. Наращивание закончившейся нити. Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики). Раздел 2. Прибавление и убавление петель. Тема: Правила прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без накида и с накидом. Теория. Правила прибавления и убавления петель при вязании круга столбиками без накида и с накидом. Начало и окончание ряда. Условные обозначения. Практика. Разбор схемы. Выполнение образца. Контроль качества. Отработка приемов прибавления и убавления петель. Раздел 3. Новые приемы вязания. Тема: Виды столбиков. Теория. Пышные, рельефные столбики, столбики на ножке, пико, столбики с 2 и более накидами. Условные обозначения. Правила вязания. Образцы изделий. Практика. Упражнения в вывязывании новых столбиков. Тема: Практическая работа. Вязание образца из рельефных столбиков. Теория. Использование рельефных столбиков в вязании. Демонстрация изделий, схем, рисунков. Условные обозначения. Практика. Упражнение в вязании рельефных столбиков. Анализ работ. Раздел 4. Кружевное вязание. Тема: Прихватка «Ягодка». Теория. Узор «ягодка» («ананас»), его использование в изготовлении изделий. Демонстрация образцов, фотографий. Схема прихватки «Ягодка». Понятие «раппорт». Круговое ажурное вязание. Практика. Подбор нитей. Работа по схеме. Контроль качества. Тема: Круглая салфетка. Теория. Нитки, крючки, применяемые для вязания салфеток. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий. Раппорт. Правила вязания салфеток. Накрахмаливание салфеток. Практика. Выбор схемы, ниток, крючка. Разбор и работа по схеме. Совершенствование и закрепление умений и навыков вязания по кругу. Изготовление изделия. ВТО. Контроль качества. Возможные ошибки и способы их устранения. Тема: Овальная салфетка. Теория. Нитки, крючки, применяемые для вязания салфеток. Демонстрация иллюстраций, готовых изделий. Раппорт. Правила вязания салфеток. Накрахмаливание салфеток. Практика. Выбор схемы, ниток, крючка. Разбор и работа по схеме. Совершенствование и закрепление умений и навыков вязания по кругу. Изготовление изделия. ВТО. Контроль качества. Возможные ошибки и способы их устранения. Тема: Изделия из отдельных мотивов. Теория. Демонстрация готовых изделий, журналов по вязанию. Понятие «мотив», «фрагмент». Виды мотивов. Выбор схемы для изделия. Способы соединения мотивов между собой. Практика. Технология соединения мотивов. Работа по схеме. Вязание выбранного варианта. Консультации. ВТО. Контроль качества. Раздел 5. Кукольный гардероб. Тема: Вязание прямого полотна. Шарфик для кукол. Теория. Демонстрация готовых изделий, специальной литературы. Сочетание основного цвета и отделочной нити. Схема обвязки края. Практика. Выбор нитей и крючка. Вязание шарфика для куклы. Присоединение другой нити. Оформление готового изделия. Работа над «почерком» вязальщицы. Тема: Юбка для куклы. Теория. Образцы готовых изделий. Выбор формы, цвета, схемы юбки. Элементы украшения. Практика. Вязание юбки для куклы под руководством педагога. Совершенствование и закрепление полученных навыков. Подбор элементов украшения. Оформление изделия. Тема: Вязание круглого полотна. Прибавление петель. Шляпка для куклы. Теория. Виды головных уборов. Демонстрация готовых изделий, специальной литературы. Прибавление петель при вязании круглого полотна. Технология вязания шляпки (общее ознакомление). Элементы оформления шляпки. Практика. Выбор модели, подбор ниток, крючка. Вязание шляпки для куклы. Оформление изделия. Совершенствование умений и навыков вязания круглого полотна. Тема: Кофточка для куклы. Теория. Образцы готовых изделий. Выбор изделия, технология выполнения. Практика. Выбор ниток, крючка. Вязание изделия (под руководством педагога). Совершенствование и закрепление полученных умений и навыков. Оформление готового изделия. Контроль качества исполнения. Выставка готовых работ. Раздел 6: Игрушки. Тема: Правила вязания деталей игрушки. Теория. Демонстрация готовых изделий, фотографий, журналов с вязаными игрушками. Технология вязания игрушек (общее знакомство). Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Цветовое решение. Разбор описания (с помощью педагога). Тема6 Вязание совы-брелка. Теория. История возникновения игрушки. Анализ изделия. Порядок вязания деталей игрушки. Материалы для набивки игрушек. Практика. Вязание совы. Совершенствование и закрепление умений и навыков по вязанию изученных приемов. Тема: Вязание птички. Теория. Демонстрация готовых изделий. Правила сборки деталей игрушки. Отделочные элементы. Оформление мордочки игрушки. Практика. Вязание и сшивание деталей игрушки. Изготовление отделочных элементов (глаз, носа и т.д.). Окончательное оформление изделия. Обсуждение готовых работ. Тема: Вязание мишки. Сшивание деталей. Теория. Выбор игрушки для вязания. Подбор пряжи. Изучение описания. Практика. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по схемам и описанию. Контроль качества. Тема: Пасхальная курочка. Теория. История сувенира. Пасхальные сувениры. Практика. Изготовление изделия. Совершенствование навыков вязания. Консультация. Тема: Пасхальное яйцо. Теория. Красное яйцо как символ Пасхи. Разбор описания. Практика. Вязание яйца, украшение. Тема: Кукла-ангел. Теория. Выбор игрушки для вязания. Куклы-обереги. Подбор пряжи. Изучение описания. Практика. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по схемам и описанию. Контроль качества. Тема: Подвеска «Веселая медуза». Теория. Разбор описания. Как вязать щупальца-спиральки. Практика. Подбор пряжи. Вязание подвески. Тема: Подушка «Солнышко». Теория. Презентация «Подушки крючком». Разбор описания. Различные виды лучей солнца. Практика. Подбор пряжи. Вязание подушки. Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов. Учебно - тематическое планирование 2 года обучения (1 группа) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов, тем Всего часов Вводное занятие. Повторение. Простые вещи. Мягкая игрушка «Амигуруми». Оценка и контроль результатов. Итоговое занятие. Итого: 2 6 6 106 2 2 144 Теория Практика 2 1,5 1,5 26,5 2 2 41 4,5 4,5 79,5 103 Учебно-тематический план 2 года обучения (1 группа). Месяц № п/п сентябрь 1 2 2.1 2.1 2.1 3 2.2 2.2 2.2 2.3 октябрь 2.3 2.4 2.4 2.4 2.5 2.5 2.6 2.6 Раздел, тема Кол-во часов Вводное занятие. Раздел 1. Повторение. Виды столбиков. Вязание образца из рельефных столбиков Пышные, рельефные столбики, столбики на ножке, пико, столбики с 2 и более накидами. Условные обозначения. Правила вязания. Образцы изделий. Практика. Упражнения в вывязывании новых столбиков. Раздел 2. Простые вещи. Круглая прихватка. Цветовые сочетания. Ассортимент прихваток на основе круглого полотна. Возможные цветовые сочетания. Технология вязания круглой прихватки. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия. Вязание изделия. Как украсить прихватку. Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика и цветка. Брошь «Мороженое». Обзор «Броши крючком». Разбор описания. Подбор пряжи. Вязание броши. Вязание броши. Вязание броши. Украшение бисером. Квадрат от середины. Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Функциональные изделия на основе квадрата от середины. «Бабушкин квадрат» Подбор цвета. Работа по схеме. Вязание образца «квадрат от середины». Подставка под горячее «Подсолнух». Варианты подставок под горячее. Подбор пряжи и крючка. Вязание подставки под горячее. 2 6 2 2 2 6 2 2 2 4 (2) 2 6 (2) 2 2 4 (2) 2 6 (2) 2 ноябрь декабрь январь февраль март апрель 2.6 4 3.1 3.1 3.1 3.1 3.1 3.1 3.1 3.2 3.2 3.2 3.2 3.2 3.3 3.3 3.3 3.3 3.3 3.3 3.3 3.4 3.4 3.4 3.4 3.4 3.4 3.4 3.4 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.7 3.7 3.7 3.7 Вязание подставки под горячее. Влажно-тепловая обработка, стирка. Раздел 3. Мягкая игрушка «Амигуруми». Единорог. Вязание тела. Вязание тела. Вязание тела. Вязание ушей. Вязание лап, хвоста. Вязание мордочки. Сборка и оформление. Пупс. Вязание тела.Схемы, описания, используемые для изготовления игрушки. Вязание тела. Вязание тела. Вязание тела.Понятие «раппорт». Сборка и оформление Покимон Пикачу. Вязание тела. Вязание тела. Вязание тела. Вязание ушей. Вязание ушей. Вязание мордочки. Сборка и оформление Радужный кот. Вязание ушей. Вязание лап. Вязание лап. Вязание хвоста, глаз. Вязание усиков, шапки, воротника. Вязание тела и головы Вязание тела и головы Сборка и оформление Кошечка Карамелька. Вязание ушей. Вязание ушей. Вязание лап, хвоста. Вязание глаз, усиков, бантика. Вязание тела и головы Вязание тела и головы Сборка и оформление Кукла Анни.Вязание ног и рук. Вязаниеног и рук. Вязание ног и рук. Вязание тела и платья. Вязание тела и платья. Вязание тела и платья. Вязание головы. Вязание головы. Вязание причёски и шляпы. Вязание причёски и шляпы. Сборка и оформление. Собачонок «чихуахуа». Вязание ушей. Вязание хвоста, лап. Вязание хвоста, лап. Вязаниемордочки. 2 106 (14) 2 2 2 2 2 2 2 (10)2 2 2 2 2 (14) 2 2 2 2 2 2 2 (16 ) 2 2 2 2 2 2 2 2 (14) 2 2 2 2 2 2 2 (22) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 (16) 2 2 2 2 май 3.7 3.7 3.7 3.7 3.8 3.8 5 6 Вязание мордочки. Вязание головы и тела. Вязание головы и тела. Сборка и оформление. Оформление и участие в выставки. Оформление и участие в выставки Оценка и контроль результатов. Проверка теоретических знаний. Беседа «Моя лучшая работа». Тестирование. Итоговое занятие. Итого: 2 2 2 2 2 2 2 2 144 Содержание программы 2 года обучения (1 группа) Вводное занятие. Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Демонстрация образцов изделий. Раздел I. Повторение. Тема: Практическая работа. Вязание образца из рельефных столбиков. Теория. Использование рельефных столбиков в вязании. Демонстрация изделий, схем, рисунков. Условные обозначения. Практика. Упражнение в вязании рельефных столбиков. Анализ работ. Раздел 2. Простые вещи. Тема: Круглая прихватка. Цветовые сочетания. Теория. Ассортимент прихваток на основе круглого полотна. Возможные цветовые сочетания. Технология вязания круглой прихватки. Практика. Выбор модели, ниток, крючка. Разбор схемы изделия. Тема: Как украсить прихватку. Теория. Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др. Практика. Вязание отделочных элементов. Схема вязания листика и цветка Тема: Брошь «Мороженое». Теория. Обзор «Броши крючком». Разбор описания. Практика. Подбор пряжи. Вязание броши. Украшение бисером. Тема: Квадрат от середины. Теория. Демонстрация готовых изделий, образцов, схем. Функциональные изделия на основе квадрата от середины. «Бабушкин квадрат» Практика. Подбор цвета. Работа по схеме. Вязание образца «квадрат от середины». Тема: Подставка под горячее «Подсолнух». Теория. Варианты подставок под горячее. Подбор пряжи и крючка. Практика. Вязание подставки под горячее. Влажно-тепловая обработка, стирка. Раздел 3. Мягкая игрушка «Амигуруми». Тема 3.1 - 3.8 Единорог, Пупс, Пикачу, Радужный кот, Кошечка Карамелька Кукла Анни, Собачонок чихуахуа, Жираф Вязаная игрушка. Теория. Схемы, описания, используемые для изготовления игрушки. Демонстрация готовых изделий, схем, описаний. Понятие «раппорт». Практика. Технология вязания игрушки. Работа со схемами и описаниями. Прибавление и убавление петель. Практическая работа. Вязание игрушки. Теория. Образцы готовых изделий. Выбор игрушки. Цветовое решение. Авторские игрушки. Порядок вязания деталей игрушки. Практика. Разбор схем, описаний. Подбор пряжи. Изготовление деталей игрушки. Консультации. Контроль качества. Сборки и оформление изделия. Теория. Материалы для набивки деталей. Порядок сшивания деталей. Способы укрепления конечностей. «Лицо» игрушки. Варианты оформления. Практика. Набивка и сшивание деталей. Оформление «лица» игрушки. Обсуждение работ. 4. Оценка и контроль результатов. Проверка теоретических знаний. Беседа «Моя лучшая работа». Тестирование. 5. Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов. Учебно - тематическое планирование 2 года обучения (2 группа) № п/п 1. 2. 3. Наименование разделов, тем Всего часов Вводное занятие. Подарки. Итоговое занятие. Итого: Теория 2 68 2 72 Практика 2 17 2 21 51 51 Учебно-тематический план 2 года обучения (2 группа). 72 Месяц № п/п сентябрь 1 2 2.1 2.1 2.1 октябрь 2.2 2.2 2.2 2.2 ноябрь 2.3 2.3 декабрь 2.3 2.3 2.4 2.4 2.4 2.4 Раздел, тема Кол-во часов Вводное занятие. Раздел 1. Подарки. Жираф. Вязание ушей, хвоста, лап, мордочки Вязание головы и тела Сборка и оформление Веселый лягушонок. Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления. Разработка эскиза изделия. Подбор пряжи нужного цвета для выполнения. Изготовление изделия. Изготовление изделия. Декорирование изделия лентами, кружевом, бантом, искусственными цветами. Любимый зайчонок. Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления. 2 Разработка эскиза изделия. Подбор пряжи нужного цвета для выполнения. Изготовление изделия. Изготовление изделия. Изготовление изделия. Декорирование изделия. Символ года. Выбор игрушки для вязания. Подбор пряжи. Изучение описания. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по схемам и описанию. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Вязание игрушки. Контроль качества. 6 (2) 2 2 8 (2) 2 2 2 8 (2) 2 2 2 8 (2) 2 2 2 январь февраль март 2.5 2.5 2.5 2.5 2.6 2.6 2.6 2.7 2.7 2.7 2.8 2.8 апрель 2.8 2.8 2.8 2.9 май 2.9 2.9 2.9 Улитка «Гога». Вязание тела улитки. Вязание панциря. Чередование ниток разных цветов. Рожки, глаза, веки. Соединение деталей. Погремушка. Выбор цвета и ниток. Вязание изделия. Вязание изделия. Вязание изделия. Декорирование. Цветы, которые никогда не завянут. Выбор пряжи. Вязание листьев. Вязание лепестков. Соединение деталей цветов. Сувенир. Подставка для пасхальных яиц. История сувенира. Назначение сувениров. Выбор подставки. Цветовое решение. Вязание подставки. Демонстрация сувениров, связанных крючком. Вязание подставки. Вязание подставки. Вязание подставки. Оформление изделия. Вязание подставки. Оформление изделия. Вязание игрушки «Авокадик». Решение цветовой гаммы изделия. Вязание ореха. Вязание основы передней части. Вязание основы задней части. Соединение изделия. Итоговое занятие. 8 (2) 2 2 2 6 (2) 2 2 6 (2) 2 2 10 (2) 2 2 2 2 8 (2) 2 2 2 2 Содержание программы 2 года обучения (2 группа) 1. Вводное занятие. Теория. Ознакомление учащихся с программой. Общая характеристика учебного процесса. Безопасность труда и правила личной гигиены. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Демонстрация образцов изделий. 2. Раздел I. Подарки. Тема: Жираф, Веселый лягушонок, Любимый зайчонок, улитка «Гога», Погремушка, Авокадик. Теория. Схемы, описания, используемые для изготовления игрушки. Демонстрация готовых изделий, схем, описаний. Понятие «раппорт». Практика. Технология вязания игрушки. Работа со схемами и описаниями. Прибавление и убавление петель. Практическая работа. Вязание игрушки. Теория. Образцы готовых изделий. Выбор игрушки. Цветовое решение. Авторские игрушки. Порядок вязания деталей игрушки. Практика. Разбор схем, описаний. Подбор пряжи. Изготовление деталей игрушки. Консультации. Контроль качества. Сборка и оформление изделия. Теория. Материалы для набивки деталей. Порядок сшивания деталей. Способы укрепления конечностей. «Лицо» игрушки. Варианты оформления. Практика. Набивка и сшивание деталей. Оформление «лица» игрушки. Обсуждение работ. Тема: Цветы, которые никогда не завянут. Теория: Необходимые материалы и инструменты для изготовления изделия. Особенности изготовления. Последовательность изготовления. Практика: Показ образцов вязания. Подбор пряжи и изготовление изделия. Тема: Символ года. Теория. Выбор игрушки для вязания. Подбор пряжи. Изучение описания. Практика. Вязание игрушки. Индивидуальная консультация педагога. Работа учащихся по схемам и описанию. Контроль качества. Тема: Сувенир. Подставка для пасхальных яиц. Теория. История сувенира. Назначение сувениров. Демонстрация сувениров, связанных крючком. Подставки для пасхальных яиц. Практика. Выбор подставки. Цветовое решение. Разбор схемы или описания вязания. Вязание подставки. 3. Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов. Планирование мероприятий на следующий учебный год. Условия реализации программы -Для реализации программы необходимо наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. -Для размещения работ нужны: полки, стенды, шкафы. -Для организации занятий нужны: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер. Информационное и методическое обеспечение программы - учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы, наглядные пособия; - инструкционные карты, тесты, кроссворды; - методические разработки открытых занятий; лекционные материалы; - электронные образовательные ресурсы. Для успешной реализации программы необходимы следующие инструменты: - крючки № 1,5; № 2; №3; - ножницы; - игла ручная. Материалы: пряжа для ручного вязания, отделочные материалы, картон (белый и цветной), клей. Журналы по вязанию. Форма аттестации в доп. образовании - творческая работа, выставка, конкурс. Методы отслеживания результативности: - наблюдение - анкетирование, тестирование, опрос. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, ученические столы и стулья, компьютерный стол, шкафы для материалов и инструментов, стенды и стеллажи для образцов. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (15 комплектов) Пряжа, крючки разных номеров, ножницы, иглы, швейные нитки, пастель, декоративные элементы (глаза, ресницы, тесьма, кружево, бусины и т.п.), клей ТИТАН. Информационное обеспечение Компьютер, интерактивная доска, принтер. Интернет-источники: https://ami.guru/forum/ https://vk.com/igruchkiotvaluchki https://vk.com/viyzanie_kryuchkom https://vk.com/vid_mk Формы аттестации Промежуточная и итоговая аттестация проводится в середине и конце учебного года в форме тестирования. Оценочные материалы «Вязание крючком» 1. Как сокращенно пишется: а) столбик с накидом ______ б) полустолбик с накидом _______ в) воздушная петля _______ г) соединительный столбик _______ д) столбик без накида ________ 2. Какими столбиками чаще всего вяжут игрушки «Амигуруми»?______________________________ 3. Расположи столбики по порядку от самого большого к самому маленькому. а) столбик без накида ___ б) столбик с двумя накидами ___ в) соединительный столбик ___ г) полустолбик с накидом ___ д) столбик с накидом ___ 4. При вязании круглого полотна делаются: а) прибавки; б) убавки. 5. Что используют для набивки игрушек?______________________________ 6. Как вяжется угол в «квадрате от середины»?_____________________________ 7 1. Столбик без накида 2. Столбик с одним накидом 3. Полустолбик с одним накидом Как называется прием, изображенный на рисунке Соединительный столбик 2. Воздушная петля 3. Столбик без накида 8 1. Как называется прием, изображенный на рисунке Определи по описанию прием: - ввести крючок в 2-ю петлю цепочки, захватить и вытянуть нить, снова захватить рабочую нить крючком, протянуть ее через обе петли, находящиеся на крючке, и т.д. из каждой петли цепочки 10 1. 2. 3. Столбик без накида Соединительный столбик Полустолбик 1. 2. 3. Петли подъема Воздушные петли Соединительный столбик Как называют воздушные петли при прямом и обратном вязании, выполненные в начале каждого ряда столбиков? Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по программе. № п/п Теоретическая подготовка Теоретические знания Начало уч. года Конец уч. года Практическая подготовка Владение специальной терминологией Начало уч. года Конец уч. года Практические умения и навыки Начало уч. года Конец уч. года Творческие навыки Владение специальным оборудование м Начало уч. года Конец уч. года Начало уч. года Конец уч. года Фамилия, имя 3 балла – высокий уровень знаний, умений и навыков, качественное выполнение заданий; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень знаний и умений, несформированность навыков, трудности в понимании заданий и учебного материала. Алгоритм учебного занятия 1.Цель занятия. Постановка образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. 2. Изучение нового материала. Беседа, обсуждение, рассказ о современном аспекте и истории развития данного вида творчества. 3.Практическая работа с динамической паузой. Освоение основных технологических приемов и творческих заданий. 4. Рефлексия. 5. Итог занятия. Список литературы Для педагогов: 1. Скатерти и салфетки. Ажурные мотивы. Вяжем крючком. – М., «Контэнт», 2016. 2. Слижен С.Г., Вязание крючком: самый полный и понятный самоучитель. – М., «Эксмо», 2013. 3. Забелина С.В., Забавные прихватки. – М., «АСТ-Пресс», 2013. 4. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г. 5. Журналы по вязанию крючком «Валентина», «Диана». 6. Елисеева А.В. Амигуруми – забавные вязаные игрушки; Изд. АСТ, 2015, 125с. https://ami.guru/forum/ https://vk.com/igruchkiotvaluchki https://vk.com/viyzanie_kryuchkom https://vk.com/vid_mk Для детей: 1. Забелина С.В., Вязаные прихватки. Более 26 авторских моделей. - Хоббитека, 2017. 2. Забелина С.В., Прихватки-зверятки за 1 час. – АСТ-Пресс, 2016. 3. Боровская, Е.Н. Вяжем цветы./ Е.Н. Боровская. – ООО АСТ-пресс, 2015, 144с. 4. Зайцева А.А. Амигуруми. Милые игрушки, связанные крючком; Изд. ЭКСМО, 2012, 224 с. https://vk.com/viyzanie_kryuchkom Для родителей: 1.Аскарова О., Амигуруми. Милые зверушки, связанные крючком. – АСТ, 2018. 2. Владимирова С.Е., Игрушки амигуруми. – Рипол-Классик, 2020. https://vk.com/viyzanie_kryuchkom