ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1.Учреждение 2.Полное наименование программы 3.Сведения о составителе 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» города Шумерля Чувашской Республики Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по скоро чтению и развитию памяти «Читай-ка» Сайфуллина Светлана Викторовна педагог дополнительного образования 4.2. Направленность 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, 3. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020), 4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020), 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 8. Письмо Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242. 9.Устав МБУДО «Центр детского творчества» г. Шумерля. Социально-гуманитарная 4.3. Тип программы Адаптированная 4.4. Уровень освоения содержания образования 4.5. Возраст обучающихся 4.6. Форма реализации программы 4.6. Продолжительность реализации программы Базовый 8-10 лет Групповая 1 год Пояснительная записка Чтение — это необходимое условие развития ребенка, основа всего учебного процесса. От скорости чтения школьника зависят и темпы усвоения учебного материала, и развитие его умственных способностей в целом. С задачей скорочтения сталкиваются все родители школьников младших классов. Школьная программа предусматривает проведение контрольных тестов на определение скорости чтения у учеников с 1-4 классов. И если в первом классе тестирование носит ознакомительный характер, то есть оценка ребенку не выставляется, то для учащихся 2-4-х классов принята таблица нормативов, исходя из которой выставляется оценка за технику чтения. Родителям не стоит забывать и о других критериях, помимо количества прочитанных слов в минуту, которые также учитываются при определении уровня техники чтения. Это правильность чтения, способ чтения (по слогам или целыми словами), выразительность и понимание прочитанного. Оптимальной считается скорость чтения, соответствующая темпу разговорной речи. Так, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать со скоростью 100-120 слов в минуту. На практике же многие сталкиваются с завышением указанных выше нормативов скорости чтения. Отсюда переживания о том, чтобы ребенок не был последним в классе, и лихорадочный поиск советов на форумах, как повысить скорость чтения у ребенка 1-го, 2-го класса? Современные дети читают меньше и медленнее, чем старшее поколение в их возрасте. Это связано с активным использованием гаджетов, неустойчивым вниманием, поверхностным взглядом на любую информацию. А между тем это сказывается на успеваемость в школе. В ходе проведенной диагностики выявлено, что у обучающихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, что затрудняет понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребѐнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Направленность программы Программа «Скорочтение» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Форма обучения Форма обучения - очная. Также возможно обучение с помощью дистанционных технологий. Уровень программы: базовый Адресат программы: обучающиеся 8-10 лет. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо – вот основные характерные черты ребенка 8-10 лет. Он активно реагирует на все новое, яркое. При планировании занятия нужно учитывать, что наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее. Актуальность программы В настоящее время проблема чтения находится в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся должны в полной мере владеть ими. Современное состояние чтения учащихся не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно. Методики скорочтения позволяют повысить не только скорость чтения «про себя», но также ускоряют восприятие смысла прочтенного текста. Улучшится память; поднимается уровень внимания. Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Организация учебной деятельности осуществляется на основе развивающей технологии, игровой технологии. отличительной особенностью программы «Скорочтение», является модульное построение ее содержания. Программа «Скорочтение» состоит из трех автономных модулей, дополняющих друг друга и способствующих достижению основной цели. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных педагогических задач Отличительные особенности программы Программа «Скорочтение» состоит из трех автономных модулей, дополняющих друг друга и способствующих достижению основной цели. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных педагогических задач Срок освоения программы: 9 месяцев, 36 недель. Программа реализуется в течение календарного года с 15 сентября по 31 мая, включая каникулярное время. Объѐм программы составляет 144 часа. Режим занятий: Программой предусмотрено занятие два раза в неделю по 2 часа с 10минутным перерывом. Занятие длится 45 мин. Наполняемость групп: 12 – 15 чел. Цель программы – развитие навыков рационального чтения, повышение скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного обучения. Задачи: 1. Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся. 2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности. 3. Развитие психических процессов, а также умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание. 4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой деятельности, уважения и любви к родному языку. Формы, методы и средства, используемые для реализации программы При выборе метода изложения материала педагог учитывает уровень подготовки детей, их индивидуально-возрастные особенности. Методы обучения: - Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение. - Наглядные: демонстрация. - Практические: упражнения, выполнение графических записей. - Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос. Средства обучения: - наглядный материал: таблицы, схемы, образцы; - методическая литература: книги, журналы; - оборудование: книги, карандаши, ручки; - материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти . Формы проведения занятий На занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы организации учебно-воспитательной деятельности учащихся. По форме проведения можно выделить следующие занятия: теоретические, практические, занятия-игры. Педагогические технологии На занятиях используются следующие технологии: - Личностно-ориентированное обучение (содержание, методы и приемы данной технологии обучения направлены на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребенка). - Развивающее обучение (развитие психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума). - Здоровьесберегающие технологии (это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников образовательного процесса). - Игровые технологии (игра, обладая высоким развивающим потенциалом, является одной из форм организации занятия или может быть той или иной его частью (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), а также используется как технология организации воспитательных и организационно-массовых мероприятий). - Информационные технологии (используются для повышения качества обучения. Деятельность педагога в данной области ориентирована на использование в ходе занятия мультимедийных информационных средств обучения). Виды занятий: групповые занятия под руководством педагога (обучение в сотрудничестве); работа в парах; творческая работа, проекты; игра. Планируемые результаты освоения программы У обучающихся будут сформированы: - новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учѐбы, активизации познавательной деятельности; - мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей; - умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом; - положительная самооценка за счѐт повышения успешности деятельности. - способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи; - любовь к родному языку. Обучающийся научится: - читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное; -управлять своим вниманием; - выделять в тексте самое важное и необходимое; -логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; -обоснованно делать выводы, доказывать; Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения. Программа включает три основных направления: - Обучение детей скоростному и осознанному чтению. - Развитие зрительной и слуховой памяти. - Улучшение разговорной речи. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога; - принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода; - принцип связи обучения с жизнью; - постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. Учебно-тематический план Модули Модуль 1. Скорочтение Модуль 2. Развитие интеллекта Виды деятельности 1.Введение в программу. Знакомство со слушателями. 2.Техники увеличения скорости чтения. 2.1.Упражнения на координацию движения, развитие артикуляционного аппарата: 2.2.Упражнения на развитие моторики. 2.3.Артикуляционная гимнастика 2.4.Упражнения, направленные на чистое произношение звуков (скороговорки). 2.5.Нейрогимнастика, упражнения направленные на гармонизацию работы полушарий головного мозга. 3.Приемы скорочтения: 3.1. Просмотровое чтение. 3.2. Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста 3.3. Подавление внутренней артикуляции 3.4.Расширения поля зрения специальные упражнения таблица Шульте 4.Методы запоминания и воспроизведения текстов (слуховая память). 4.1. Метод Оживления 4.2. Метод ощущения 4.3. Метод пространственной привязки 4.4. Метод поз и жестов. 4.5.Метод вопросов 4.6.Метод пиктограмм 4.7.Метод ОГПУ (образное чтение, главная мысль, подчеркиваем главную мысль, основное умозаключение 4.8.Метод предугадывания 5. Вариативность мышления и развитие фонематического слуха. Анаграммы. Ребусы. Работа со словарными словами Объединение предметов в группы. 1. Гармонизация полушарий головного мозга: 1.1.Мнемотехника 1.2.Работа с парными карточками. 1.3.Работа с таблицами Шульте и д 2.Развитие правого полушария головного мозга: 2.1.Геометрическая мозаика. 2.2.Развитие зрительной памяти. 2.3.Работа с игрушками. 2.4.Работа с парными карточками. 3.Развитие левого полушария головного мозга: 3.1. Развитие динамической памяти. 3.2. Развитие пространственного воображения и логики. Итого Теория Практика 2 1 1 28 2 - 28 2 4 4 4 - 2 4 4 16 - 16 46 8 2 2 38 6 8 2 2 8 16 - 16 16 2 2 2 2 2 2 2 12 6 10 2 2 2 2 2 - 10 - 20 2 6 2 2 2 18 10 4 4 10 2 4 2 2 10 2 2 3.3. Развитие арифметико-практического мышления. 3.4.Развитие тактильной памяти 3.5.Задания на развитие внимания и мышления Итого 2 144 17 2 2 127 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Модуль 1 скорочтение 1. Введение (2 часа) Теория. Введение в программу. Психологические установки для эффективного чтения. Десять золотых правил быстрого чтения. Групповое чтение. Развитие оперативной памяти. Игра «Дежурная буква». Подавление артикуляции. Логические задачи. Практикум. Знакомство обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа. Проявление интереса к новому учебному материалу. 2. Техники увеличения скорости чтения. (28 часов) Теория. Что такое чтение? Поисковое чтение. Чтение в темпе скороговорки. Метод нахождения ключевых слов. Чтение со звуковыми помехами. Развитие оперативной памяти. Упражнение «Вычеркнутые буквы». Подавление артикуляции. Обучение методам скорочтения. Практикум. Упражнения на координацию движения, развитие артикуляционного аппарата: Упражнения на развитие моторики. Упражнения, направленные на чистое произношение звуков (скороговорки). Нейрогимнастика, упражнения направленные на гармонизацию работы полушарий головного мозга. Знание основных особенностей поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой информацией. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Самостоятельное измерение скорости чтения. Чтение через слово. Чтение «Спринт». Упражнения с таблицами Шульте. Игра «Дежурная буква». Фонетическая зарядка. Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации Нахождение цифр в возрастающей последовательности, фиксация глаз в центре таблицы. Определение строчного коэффициента. Чтение в темпе скороговорки. Чтение в парах. Чтение просмотр. Упражнение «Вычеркнутые буквы». 3. Приемы скорочтения (46 часов) Теория. Образная память. Тест. Углубленное чтение. Чтение со звуковыми помехами. Метод нахождения ключевых слов. Чтение в темпе скороговорки. Упражнения с таблицами Шульте. Смысловая и оперативная память Практикум. Просмотровое чтение. Отработка привычки мгновенного выделения главной мысли текста Подавление внутренней артикуляции. Расширения поля зрения при помощи специальных упражнений при помощи таблиц Шульте. Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации. Сохранение информации в виде образа, воспроизведение ее в виде слов и предложений. Развитие словесно –логической памяти. Чтение через слово. Групповое чтение. Чтение «Спринт». Упражнение «Вычеркнутые буквы». Обучение методам скорочтения. Управление своим вниманием, создание учащимися речевых помех, чтение с выстукиванием ритма. Упражнения с таблицей Ландольта. Поисковое чтение. Логические задачи. Читать с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации Знание основных особенностей поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой информацией. Фонетическая зарядка. 4. Методы запоминания и воспроизведения текстов (слуховая память). (16 часов) Теория. Углубленное чтение. Чтение «Канон». Метод нахождения ключевых слов. Чтение в темпе скороговорки. Чтение в парах. Развитие оперативной памяти. Фонетическая зарядка. Логические задачи. Углубленное чтение Практикум. Метод Оживления. Метод ощущения. Метод пространственной привязки. Метод поз и жестов. Метод вопросов. Метод пиктограмм. Метод ОГПУ (образное чтение, главная мысль, подчеркиваем главную мысль, основное умозаключение) Метод предугадывания. Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации. Соблюдение определённого темпа чтения, выразительное чтение, без ошибок. Оценивание чтения. центральных речевых помех. Чтение Спринт». Упражнения с таблицами Шульте. Развитие оперативной памяти. Умение использовать технику дыхательных упражнений. 5. Вариативность мышления и развитие фонематического слуха. (12 часов) Теория. Периферическое зрение. Чтение через слово. Чтение «Спринт». Чтение в темпе скороговорки. Групповое чтение. Упражнение «Вычеркнутые буквы». Игра «Дежурная буква». Подавление артикуляции. Углубленное чтение Практикум. Анаграммы. Ребусы. Работа со словарными словами. Объединение предметов в группы. Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации Знание основных особенностей поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой информацией. Система видения (фотофокус). Модуль 2. Развитие интеллекта 1. Гармонизация полушарий головного мозга (20 часов) Теория. Мнемотехника. Развитие непроизвольных навыков запоминания. Поисковое чтение. Углубленное чтение Практикум. Мнемотехника. Работа с парными карточками Работа с таблицами Шульте и д Чтение с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации Сохранение информации в виде образа, воспроизведение ее в виде слов и предложений. Проверка зрительного внимания и работоспособности. Управление своим вниманием. Запоминание текстовой и цифровой информации. Методика выполнения заданий с буквенной и цифровой информацией. Проявление интереса к новому учебному материалу. 2. 2.1. 2.2.. 2.3. 2.4. 2. Развитие правого полушария головного мозга (10 часов) Теория. Геометрическая мозаика. Развитие зрительной памяти Работа с игрушками. Работа с парными карточками. Развитие непроизвольных навыков запоминания. Логические задачи. Смысловая и оперативная память Практикум. Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 10. Метод шаблонов (8 часа) Теория. Постраничное чтение. Упражнения с таблицей цифр. Чтение – просмотр. Чтение «Канон». Упражнение «Вычеркнутые буквы». Обучение методам скорочтения Практикум. Расширение вертикальной и горизонтальной составляющих поля зрения. Слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Выборочное чтение. Игра «Дежурная буква». Логические задачи. Смысловая и оперативная память. Читать с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации. 11. Предугадывание (антиципация) при чтении (4 часа) Практикум. «Ассоциативные связи». Панорамное чтение. Чтение в парах. Упражнения с таблицами Шульте. Обучение методам скорочтения Владеть приемами подавления артикуляции при чтении. Слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. 12. Семантические связи. Ассоциации (8 часа) Практикум. Семантические связи. Ассоциации. Упражнение «Вычеркнутые буквы». Чтение через слово. Чтение «Канон». Развитие оперативной памяти. Смысловая и оперативная память. Чтение–просмотр. Чтение через слово. Чтение со звуковыми помехами. Фонетическая зарядка. Обучение методам скорочтения Читать с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации Знание основных особенностей поискового чтения, методика выполнения заданий с буквенной и цифровой информацией. Проявлять интерес к новому учебному материалу. Углубленное чтение. 13. Итоговое занятие (4 часа) Практика. Проверка техники чтения. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации программы необходимы: помещения, удовлетворяющие требованиям к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования, компьютер/ноутбук, принтер, мультимедиа, базовое программное обеспечение. Информационное обеспечение Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. Наборы сюжетных (предметных) картинок. Словари: толковый, фразеологизмов. Репродукции картин. Наборы скороговорок, пословиц, поговорок. Набор деформированных предложений. Набор таблиц Шульте. Набор пирамид. Таблицы достигнутых результатов. Грамматика русского языка - http://www.gramota.ru Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящѐнный крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Программа предполагает следующие виды контроля: Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления, устранения ошибок и получения качественного результата освоения программного материала. В ходе беседы на каждом занятии проверяются знания, полученные на предыдущем занятии. В течение занятий педагог наблюдает за выполнением работы обучающихся, дает пояснение, исправляет ошибки. В конце проводится анализ выполненных работ. Промежуточный контроль - в середине года и итоговый контроль проводится в конце года в виде проверки техники чтения обучающихся. Примеры практических разработок промежуточного и итогового контроля приведены в Приложении. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В процессе реализации программы используются разные технологии: технология проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; технология уровневой дифференциации позволяет организовывать дифференцированный подход в обучении с учётом индивидуальных особенностей обучающихся; игровая технология развивает познавательную активность обучающихся, их творческие и коммуникативные способности, развивает лидерские качества; метод проектов (проектных задач), в которых через набор определенных заданий задается система учебных действий, направленных на получение ещѐ никогда не существовавшего в практике обучающегося результата («продукта»). Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся, корректное выстраивание образовательной траектории развития, помощь в самоопределении. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с. 2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика,1993.-96 с. 3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». – М.: «Просвещение», 1991. – 32 с. 4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению», Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г. 5. Узорова О., Нефѐдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002 г. 6. 30 уроков развития внимания и памяти; Современная школа, Кузьма - Москва, 2009. – 212c. 6. Приложение Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)