ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Обоснование авторской позиции в программе. Данная программа является авторским вариантом планирования образовательной деятельности в объединении и разработана с учетом законов и законодательных актов в области российского образования, общегосударственных и региональных методических требований и рекомендаций к разработке дополнительных программ согласно п. 5 приказа Мин просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др. Актуальность программы.Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, воспитанию сознательной любви к родному краю как части великой Родины – России. Таким образом, актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает запросу государства на воспитание гражданина страны. Новизна программы: заключаетсяв создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников Отличительная особенность программы состоит в том, что она предлагает осуществлять процесс знакомства детей с родным краем через познавательноисследовательскую деятельность и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Программа имеет туристско-краеведческую направленность, Уровень программы – стартовый. Цель: Формирование у обучающихся целостных представлений об истории, культуре, природе, социальной среде родного края в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: обучающие: - Формировать знания об истории города Шумерля;о природных богатствах родного края, быте, традициях чувашского и русского народов, их культуре; - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира, различных веществ; - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; развивающие: -развивать интерес к познавательной исследовательской деятельности; - Развивать творческие способности детей; - развивать устные коммуникативные способности обучающихся. воспитывающие: - пробуждать интерес к изучению истории малой родины, - воспитывать уважение к представителям прошлого поколения, родному краю, бережное отношение к природе. Форма обучения – очная. Также возможно обучение с помощью дистанционных технологий. Адресат программы: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста Возрастная характеристика детей 5-6 лет К пяти годам ребенок обладает большим запасом представлений об окружающем, который получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдать общие правила в игре, совместной деятельности. Охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил сам. Проявляют любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада. У ребенка старшего дошкольного возраста формируется желание задавать вопросы исамостоятельно искать на них ответы. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. Ребенок продолжает осваивать представления о своем городе, его особенностях (места отдыха, работа близких, основные достопримечательности). Знает названия близлежащих улиц, некоторых общественных учреждениях города – магазинов, больниц, кафе, кинотеатрах, а также их назначении. Проявляет интерес к родной стране. Складываются представления о содержании основных государственных, городских праздников, ярких исторических событиях. Понимает многообразие разных национальностей – особенностей внешнего вида, одежды, традиций. Способен проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей, населяющих город, край. Ребенок способен уважительно относиться к творческому труду людей родного города и края, различать произведения декоративно-прикладного искусства и промыслов разных народностей, живущих в городе. Проявлятьинтерес к посещению музея, выставочного зала; стремится самостоятельно соблюдать правила поведения и следит за выполнением правил другими. Срок освоения и объем программы Программа рассчитана на один год обучения. Объем программы - 72 часа. В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем). Формы и режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят два раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность 1 академического часа составляет 30 минут. Перерыв между занятиями 5 минут. Формы организации занятий: -фронтальная (работа со всей группой), - работа в подгруппах (объединение по два человека и более) - индивидуальная. Условия набора обучающихся:Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Наполняемость группы 8-10 человек. Формы работы с детьми: эксперименты, опыты, эвристические беседы, наблюдение, экологические игры, экскурсии в музей, чтение познавательной и художественной литературы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Тема Форма аттестации/контроля Комплектование группы. Количество часов всего теория практика 4 1. 2 3 4 «Большая и малая Родина» Этот удивительный мир Народные ремесла Праздники и обряды 8 25 7 9 2 7 1,5 3 6 18 5,5 6 5 6 7 Фольклор Этих дней не смолкнет слава Природа родного края Итоговое занятие ИТОГО: 10 2 6 1 72 3,5 1 2,5 6,5 1 3,5 тестирование опрос опрос Театрализованные посиделки викторина опрос викторина тестирование 20,5 46,5 Содержание программы № Тема 1.1 Наша Земля. Глобус 1.2. Что есть на нашей Земле 1.3 Символика России: герб, флаг, гимн 1.4. Символика республики: герб, флаг, гимн 1.5. «Там, где шумели дубравы». Герб города 1.6. Как жили наши предки? Содержание теория 1.Большая и малая Родина. 1.Познакомить с макетом Земли, ее положением в космосе. Смена дня и ночи. Как различается день и ночь,что мы делаем днем,что делаем ночью.. Познакомить с картой мира, России, Чувашии. Государственные символы России.О том, что и города имеют свои гербы Государственные символы Чувашии. Что означает и символизирует герб и флаг практика Нарисовать день и ночь Зарисовки «Портрет Земли»,«Глобус» Собрать пазл России и флаг Игра «Угадай, чей флаг и герб». Играем-собираем пазл«герб Чувшии и Шумерли» Рисуем изделия из дерева презентация «Город мой над спокойной Сурой» знакомство с производством мореного дуба, изделий из него. Изба, внутреннее убранство, Рисуем изделия из дерева 1.7. 1.8. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. орудия труда, посуда. Улицы нашего города Дать понятие – «улица»: обратить внимание на название, её составляющие – дома с двух сторон, тротуар, проезжая часть. Дать понятие – домашний адрес, из чего он состоитназвание города, название улицы, номер дома, номер квартиры. Итоговое занятие по теме Закрепляем знания о родном городе, понятии улица, переулок и пр. 2.Этот удивительный мир Вода и жизнь. Познакомить с водой, её свойствами, значении. Вспомнить какие состояния у воды бывают-жидкое, твердое, газообразное. Применение воды. Водные резервуары (море, океан, колодец и др.) Реки Чувашии. Сура Познакомить с водными объектами Чувашии; руслом реки Суры Дать понятие чистой и грязной воды Круговорот воды в природе Объяснить понятие круговорота воды в природе; Просмотр видеофильма о круговороте воды в природе. Свойства некоторых вещей Познакомить с различными материалами, окружающими нас (пластмассой, железом, тканью) и их свойствами. 2.5. Как хлеб на стол пришёл 2.6 Виды хлеба 2.7 Где прячется воздух? Как выращивают хлеб, познакомить с процессом изготовления муки, старинными инструментами для обработки зерновых и рецептами выпечки хлеба. Познакомить детей с видами хлеба, провести беседу по любимым хлебобулочным изделиями. Познакомить детей со свойствами воздуха; на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами, феном показать, что Рисуем свой дом и улицу. Делаем номер дома Квест игра «Улицы нашего города» Нарисовать все три состояния воды Рисуем море, озеро, реку. Беседа-опрос «Какие реки Чувашии вы знаете? Опыт «Как очистить воду?» Рисуем схему круговорота воды в природе Сделать куклу из ткани. Экскурсия в музей (презентация «Как хлеб на стол пришел»). Работа с инструментами Провести игру «каравай», поговорить почему в эту игру играют только на день рождения. Слепить из соленого теста калач. опыты с воздушными шариками, пакетами, феном. Дыхательная гимнастика 2.8 Ветер. 2.9 Бумажный бум 2.10 Бумажные истории 2.11 Свойства песка 2.12 Что нам стоит дом построить 2.13 Удивительные камни 2.14 Каменный цветок 2.15 Магнит и его свойства. 2.16 2.17 Занимательные игры с магнитом Откуда берется огонь? 2.18 Огонь наш друг и враг 2.19 Волшебное электричество 2.20 Хозяйкины помощники воздух находится везде; беседа о правильном дыхании Какой бывает ветер: ветерок, торнадо, ураган; по какой причине это бывает. Как называют ветра моряки. Ветряная мельница – для чего строили наши предки. История происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением. Свойства бумаги (закрепление) Виды песка, свойства сухого и мокрого песка, применение песка - стекло, песочницы, часы, строительство. Из чего строят дом? Познакомить детей с чувашской деревней, устройством крестьянского дома. Экскурсия в музей. Виды камней и минералов (коллекция), их свойства (холодные, тяжёлые); какие камни встречаются в нашей местности и где используют камни Рассказываем о народном творчестве-резьбе по камню. Опыт «как появляется ветер». Сделать простую вертушку из бумаги. Макет ветряной мельницы Рассматривание коллекции бумаги. Опыты по изучению свойств бумаги Урок-практика «Оригами. Складываем птицу счастье». Игра с кинетическим песком. Рисование Игра « Угадай и опиши» Смотрим мультфильм «Каменный Цветок». рисование ладошками Опыты с магнитом познакомить с магнитом и его свойствами; дать понятие притяжения, магнитного поля; рассказать о применении магнитов в науке и в быту Свойства магнита (закрепление) Опыт с магнитом беседа об огне, о способах его добывания, о пользе огня. Презентация «Как добывали огонь первобытные люди». меры предосторожности в обращении с огнем. Познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним; познакомить с профессией электрика, Познакомить детей с рисование на тему «Его величество огонь» опыты со статическим электричеством Сделать стиральную доску, 2.21 Волшебная ниточка 2.22 Профессия ткача 2.23 Глина минерал? 2.24 Космос наш 2.25 Космонавты 3.1 Профессия Гончар. Лепим блюдце 3.2 Ремёсла нашего края. Экскурсия в музей 3.3. Чувашская роспись 3.4. Чувашская роспись 3.5. 3.6. Наша кузница Лоскутное одеяло 3.7 Плетение. Закладкакосичка 4.1. Скоро Новый Год предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. Электроприборы, их применение в быту. Техника безопасности. Рассматриваем образцы нитей(лен, крапива, шерсть, шелк), Экскурсия в музей ,показ веретена, прялки Изучаем свойства различных ниток и тканей. Из чего сделаны, чем прокрашены. Презентация из чего делают нити. Познакомить детей с глиной, с ее свойствами, рассказать какая глина бывает- синяя, белая, красная, природная и искусственная. обобщить имеющиеся у детей знания и представления о космосе. Первые космонавты - кто они, почему сначала отправляли животных Закрепить знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. рассказать о А.Николаеве. 3. Народные ремесла Открываем гончарную мастерскую Кто такой гончар и что он делает Провести экскурсию в музей. Глиняная посуда, керамика. Выставка народных промыслов, Знакомство с чувашскими узорами и основными цветами Практическая работа Кузнец и кузница Презентация о лоскутном рукоделии. Лоскутные одеяла 4. Праздники и обряды Беседа, как отмечают Новый валик для белья из бумаги. Рисуем из чего производят нити, инструменты Красим нитки природными красителями (соки, отвары) Опыт-сравни глину и песок Рисунок «Белка и Стрелка летят в космос» Оригами «Ракета» Лепим посуду или игрушку из соленого теста. Лепим посуду из соленого теста Расписываем блюдце чувашскими узорами Делаем фигурки из фольги. Делаем лоскутное одеяло из бумаги. Плетем браслет косичку из шерстяных ниток. Делаем куклу мотанку. Рисунок «Елка в пустыне, в 4.4 Год в разных странах, какие деревья наряжают. Праздничные посиделки Обычаи и традиции различных народов, обычаи и традиции чуваш Защитники отечества. Наша Беседа «Наша Армия». армия Подарок для папы Кем был твой папа в армии 4.5 Праздник Масленица. 4.6 Кукла «Масленица» 4.7 8 марта-мамин день Беседа о маме. 4.8 Чувашские праздники. Манкун Знакомим детей с обрядовым праздником Великого Солнца. 4.9 Чувашские праздники. Акатуй 5.1. Русские народные игры. 5.2. Чувашские народные игры 5.3. Когда пекут «Жаворонков»? Призыв Весны (сценка – обряд) Русские народные сказки. Провести беседу, рассказать о чувашских традициях и обычаях. 5. Фольклор 1.Знакомимся с играми русскими народными Знакомимся с играми чувашскими Жаворонки праздник, обычаи и традиции 4.2. 4.3. 5.4 5.5 5.7 Фольклор. Чувашские народные сказки Свет и тень. Опыты 5.8 Как устроен театр теней? 5.9 Делаем героев чувашской сказки Театр теней. Ставим чувашскую сказку 5.6 5.10 6.1. Наш город в годы войны. Сурский оборонительный Продолжаем знакомить детей с народными праздничными обрядами. Африке» Куколка «ангел» Квест игра «Разведчики» Делаем подарки для пап (букет из конфет, руль из конфет). Открытка папе. Развлечение «Масленица широкая» Кукла «Масленница» (мотанка) Открытка 8 марта Объемная кукла Разыгрываем сценку из чувашского праздника. Чувашские народные игры Разыгрываем сценку из чувашского праздника. Чувашские народные игры Играем в русские народные игры Играем в чувашские народные игры Лепим из соленого теста птиц. Разыгрываем сценку –обряд Призыв Весны с птицами Знакомство с русскими Постановка русской народными сказками народной сказки Знакомство с чувашскими Постановка чувашской народными сказками народной сказки Провести исследование по теме. опыты с тенью и светом -понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Как устроен театр теней Изготовление фигурок для театра теней по выбранной сказке Выбираем сказку, определяем Делаем героев чувашской героев сказки Показ сказки в театре теней 6. Этих дней не смолкнет слава Беседа о нашем городе в ходе Великой Отечественной войны, рубеж 6.2. Наш город в годы войны. Герои и их подвиги 7.1. о героях Советского Союза. Экскурсия в музей. Герои Советского Союза шумерлинцы 7. Природа родного края Знакомство с растительным и животным миром. Растительный мир Чувашии 7.2. Грядка на подоконнике. Посадка семян цветов 7.3. Лекарственные растения 7.4 7.5 Животный мир Чувашии Рисуем любимое животное 7.6 Красная книга ЧР Знакомим со способами посадки цветов-земля, вода, опилки. Научить ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом. Знакомим с лекарственными растениями Чувашии и их народными названиями Знакомим с животными Чувашии Знакомимся с Красной Книгой Чувашской Республики Рисуем открытку «Спасибо деду за победу» Составляем загадки о животных, растениях края, рисуем животных и растения. Сажаем ,сеем цветы Отгадываем загадки про животных. Составляем сами. Рисуем свое любимое животное Составляем ее сами Итоговое занятие Предполагаемые результаты По обучению 1.У ребенка должно быть сформированы знания об истории города Шумерля; о природных богатствах родного края, быте, традициях чувашского и русского народов, их культуре. 2.У ребенка должно расширяться представление детей о физических свойствах окружающего мира, различных веществ; 3.У ребенка должно быть сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов По развитию. 1. У ребенка разовьется: - интерес к познавательнойисследовательской деятельности; - творческие способности; - устные коммуникативные способности. По воспитанию 1. Появится интерес к изучению истории малой родины, 2. Будет воспитано уважение к представителям прошлого поколения, родному краю, бережное отношение к природе. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09. 2023 г. Начало учебных занятий – 15.09. 2023 г. Окончание учебного года – 31.05.2024 Продолжительность учебного года – 36 недель Количество учебных дней – 36. Календарь занятий Группа №1 Группа №2 Группа №3 1 полугодие ОП Зимние праздники 2 полугодие ОП Летние каникулы Всего в год учебных недель/дней/ часов 15.0930.12.2023 15.0930.12.2023 15.0930.12.2023 16 недель 16 недель 16 недель 31.12.202309.01.2024 31.12.202309.01.2024 31.12.202309.01.2024 10.0131.05.2024 10.0131.05.2024 10.0131.05.2024 20 недель 20 недель 20 недель 01.0631.08.2024 01.0631.08.2024 01.0631.08.2024 36/36/36 36/36/36 36/36/36 Календарь реализации содержания учебного плана Тема сент ябрь октя брь нояб рь дека брь Комплектование групп Раздел 1. «Большая и малая Родина» Наша Земля. Глобус Что есть на нашей Земле Символика России: герб, флаг, гимн Символика республики: герб, флаг, гимн «Там, где шумели дубравы». Герб города Как жили наши предки? Улицы нашего города Достопримечательности нашего города Раздел 2. Этот удивительный мир Вода и жизнь. Реки Чувашии. Сура Круговорот воды в природе. Свойства некоторых вещей Как хлеб на стол пришёл Виды хлеба Где прячется воздух? Ветер Бумажный бум Бумажные истории Свойства песка Что нам стоит дом построить Удивительные камни Каменный цветок Магнит и его свойства. Занимательные игры с магнитом Кол-во часов 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 янва рь февр аль март апре ль май Откуда берется огонь? Огонь наш друг и враг Скоро Новый Год Праздничные посиделки Волшебное электричество Хозяйкины помощники Волшебная ниточка Профессия ткача Глина минерал? Раздел 3. Народные ремесла Профессия Гончар. Лепим блюдце Ремёсла нашего края. Экскурсия в музей Чувашская роспись Расписываем блюдце Наша кузница Лоскутное одеяло Плетение. Закладка-косичка Раздел 4. Праздники и обряды Защитники отечества. Наша армия Подарок для папы Праздник Масленица. Кукла «Масленица» 8 марта-мамин день Чувашские праздники. Манкун Чувашские праздники. Акатуй Раздел 5. Фольклор. Русские народные игры. Чувашские народные игры Когда пекут «Жаворонков»? Призыв Весны (сценка –обряд) Русские народные сказки. Фольклор. Чувашские народные сказки Космос наш Космонавты Свет и тень. Опыты Как устроен театр теней? Делаем героев чувашской сказки. Театр теней. Ставим чувашскую сказку Раздел 6. Этих дней не смолкнет слава Наш город в годы войны. Сурский оборонительный рубеж Наш город в годы войны. Герои и их подвиги Раздел 7. Природа родного края Растительный мир Чувашии Грядка на подоконнике. Посадка семян цветов Лекарственные растения. животный мир Чувашии Рисуем любимое животное Красная книга ЧР Итоговое занятие УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Материально-техническая база 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебный класс должен быть полностью оборудован: - столами и стульями, - компьютером и проектором, - доской маркерной белой, - большим экраном. Для успешного прохождения учебной программы необходимы следующие материалы: - Природные(шишки, листья, колосья, желуди,веточки и палочки). - Коллекция камней и минералов - Коллекция природных красителей(Натуральные соки,шелуха лука,дубовая кора) - Коллекция тканей, лент и ниток разных фактур и расцветок - Коллекция полезных ископаемых и строительных материалов -песок(кинетический песок),глина. - фольга для выпекания - Линейки, - лупы Также каждому ребенку для успешного освоения программы необходимы: -клей, цветная бумага, картон, стаканчик-непроливайка, альбом,гофрированная бумага. -лоскуты ткани, нитки белого цвета -соль, мука, коврик (для занятий по лепке) -шпажки, палочки для суши, двусторонний скотч. А также наглядные пособия и дидактический материал: - наборы карточек, - наглядный материал-предметы труда и быта, образцы изделий из мореного дуба, - Красная Книга Чувашской республики. Методическое обеспечение Методическое обеспечение программы включает в себя методы обучения: - практические, - наглядные, - словесные - игровые. Практические- выполнение практических задания, призванных закрепить результат обучения. Это различные занятия на развитие моторики рук и творчества детей- лепка и роспись посуды, создание рисунков по теме урока, изготовление подарков и открыток. Наглядные методы обучения включают в себя: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, Словесные методы включают в себя: рассказ педагога, экскурсия в историкокраеведческий музей города Шумерли. Игровые методы: включают в себя участие детей в национальных народных играх, театральными постановками народных сказок. Педагогические технологии, реализуемые на учебных занятиях: Организация и проведение занятий, формирование мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству невозможно без применения современных образовательных технологий таких как: • технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. • • • • • • технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учёт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе. технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. технология развивающего обучения, которая способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника. игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы.квесты). здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учётом их возрастной динамики). информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, телевизионные средства обучения. В структуре занятий выделены следующие составляющие: 1. Подготовительный этап. Повторение материала предыдущих занятий 2. Постановка цели и задач занятия. Вызвать интерес к новой теме и замотивировать детей на ее изучение. 3. Теоретическая часть-ознакомление с новым материалом. 4. Практическая часть -первичное закрепление навыков. 5. Рефлексия Контрольно-измерительные материалы Формой подведения итогов реализации программы является аттестация, представляющая собой оценку качества реализации программы "Краеведческая Азбука". 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы включает в себя текущийконтроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Формы текущего контроля: - устный опрос, просмотры. Формы промежуточной аттестации: - контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде творческих показов,бесед. Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Баллы Критерии оценивания Высокий (3 балла): Средний (2 балла): Низкий (1 балл): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно отвечает на вопросы по курсу. проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. имеет неполные знания по содержанию курса, на вопросы отвечает с затруднением. проявляет интерес к деятельности, проявляет активность только на определенные темы. недостаточны знания по содержанию курса, больше чем на половину вопросов ответа дать не может. присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога Вопросы для итогового тестирования: 1.Где находится планета Земля? 2.Что относится к символам России? 3. Что изображено на гербе города Шумерля? 4. Какая река протекает около города Шумерля? 5. Какая достопримечательность города находится у железнодорожного вокзала? 6.Что такое ветер? 7. Из чего делают хлеб? 8. Кто такой кузнец? 9. Назови самого первого космонавта 10. Какие чувашские праздники ты знаешь? 11.Какие растения растут в Чувашской Республике? 12. Какие животные занесены в Красную книгу Чувашии? 12. Назови чувашские игры. 1 2 3 4 5 Конец года Итог (средний показатель) Начало года Начало года Конец года Проявлениеинте ресакзанятиям Конец года Знания о фольклоре, праздниках и обычаях родного края Начало года Конец года Знания о природе родного края Начало года Конец года Знания о свойствах некоторых веществ и явлений Начало года Знанияипредстав ленияо стране Конец года Знанияипред ставленияого роде Начало года ФИ ребенка Конец года № Начало года Диагностическая карта определения уровня сформированности представления о родном крае Используемая литература: 1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2005. 2. А. И. Иванова. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия. М. : ТЦ «Сфера», 2004. 3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990 №5. 4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект — Волгоград: Перемена, 1995. 5. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. 6. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира). Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 7. Рыжова Н. А. Волшебница –вода – М. :Линка-Пресс, 1997. 8. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком, Обруч,— № 2. 9. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной, Обруч,— № 2. 10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста, Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. 11. Цыплякова О. Где же пятый океан?. Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. 12. Интернет ресурсы: - https://moluch.ru/archive/181/46634/ -https://daynotes.ru/nauchnye_opyty_dlya_detej_v_domashnih_usloviyah/ -https://www.infoniac.ru/news/10-interesnyh-eksperimentov-dlya-detei.html -https://naukaveselo.ru/eksperimenty -https://www.youtube.com/watch?v=_dzn_G2S07Y