Пифагорик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к
познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире
свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками,
символами.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей.
Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память,
мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность,
трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей
Исследования
психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно
большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли
ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в
коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются
основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку,
которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же
далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому при
подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счет.
Новизна
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети находятся в
окружении увлекательных игр, упражнений с цифрами, геометрических фигур, тем самым эта
система позволяет качественно подготовить детей к школе. Отличительной особенностью
образовательного процесса является то, что программа включает в себя здоровьесберегающие
технологии, которые благотворно влияют на весь организм ребенка: - проведение дыхательной,
артикуляционной, пальчиковой и зрительных гимнастик; - проведение физминуток,
малоподвижных и подвижных игр.
Цель программы - всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к
саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для
успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и
самореализации личности. Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и
возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования.
Программа по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два –
ступенька…», и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация
рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Данная образовательная программа вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного
и школьного образования.
Основные задачи программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных
интересов, радость творчества.
2

2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3.Формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих
способностей.
5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные
отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7.Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и
сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе «Пифагорик» предполагается продвижение детей в развитии
мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов,
коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются
следующие основные умения:
Планируемый минимум образования
• Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов
и совокупностей.
• Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
частью и целым.
• Умение находить части целого и целое по известным частям.
• Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами.
• Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными.
• Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
• Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
• Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
• Умение соотносить цифру с количеством предметов.
• Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать
предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.
• Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
• Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые
фигуры из частей.
• Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
• Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность
месяцев в году.
Желаемый результат
• Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти
нарушение закономерности. Умение самостоятельно составлять ряд, содержащий
некоторую закономерность.
• Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и
устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать
для записи сравнения знаки >,< ,=.
• Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных
действий.
• Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --, =.
3

•
•

•

•

Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или
нескольких единиц.
Умение практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и
т.п.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр,
литр, килограмм.
Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник,
многоугольник, шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить
в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Краткая характеристика и возрастные особенности детей 6-7 лет
Ребенок 6-7 лет продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с
взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С 6 лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное
развитие ребенка шести-семи лет определяется комплексом познавательных процессов:
внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного
периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и
часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости,
невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен
использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты
своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также
называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника
целесообразнее в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по
выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные
мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение
группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В
психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы
(анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к
анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему
легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение
уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я».
На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс
конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к
третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта
(задания вида «сделай такой же». Четвертый этап заданий такого рода - творческий: «построй
высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца,
4

ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж
именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки,
подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и
различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно
применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым
нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который
называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному
основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные
подмножества не должны попарно пересекаться и объединение их подмножеств должно
составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно
множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не
останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные
карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и
т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает,
кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в
огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака
двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом
деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти - большие, эти маленькие; эти - красные, эти - синие; эти - летают, эти - бегают и др.
Таким образом, за год до школы можно оказать значимое влияние на развитие
математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие
занятия по дополнительной программе «Пифагорик»
Объем и срок освоения программы: 1 занятие в неделю, всего- 36часов в год.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. (1 акад. час),
Состав группы: 12-15 человек
Форма организации: групповая.
Форма проведения занятий: игровая
Структура занятия:
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению
нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:
1.
в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;
2.
во 2-ой части – подача нового материала;
3.
в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

5

Формы обучения:
деятельностный метод;
исследовательский метод;
игровые упражнения;
дидактические игры;
создание и решение проблемных ситуаций;
самопроверка.
Особенности организации образовательного процесса:
Особенностями организации образовательного процесса являются:
- организация особой предметно-развивающей среды в классе, для прямого действия детей со
специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения
математического содержания;
- психологическая комфортность детей;
- учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических
принципов:
принцип психологической комфортности;
принцип деятельности;
принцип минимакса;
принцип целостного представления о мире;
принцип вариативности;
принцип творчества;
принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного
развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и
способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой
форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических
понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию
психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и
направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые
оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать
правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение,
обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их
словарного
запаса, т.е. не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться
объяснить новое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей.
Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебных занятий: с 01.09.2023г.
Окончание учебных занятий – 31.05.2024г.
Продолжительность учебного года – 36 недель
Календарь занятий

6

1
ОП
полугодие

Кол-во учебных
недель/учебных
дней/учебных
часов
Группы
01.0916
31.12.2023- 09.0120
01.0636 недель/36
«Капитошки» 30.12.2023 недель 08.01.2024 31.05.2024 недель 31.08.2024 дней/36 часов
Группа
01.0916
31.12.2023- 09.0120
01.0636 недель/36
«Радуга»
30.12.2023 недель 08.01.2024 31.05.2024 недель 31.08.2024 дней/36 часов
Группа
«Капельки»

Зимние
праздники

2
ОП
полугодие

Летние
каникулы

01.0916
31.12.2023- 09.0120
01.0636 недель/36
30.12.2023 недель 08.01.2024 31.05.2024 недель 31.08.2024 дней/36 часов

Содержание программы
Общие понятия: свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов
по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление
совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Установление равно численности двух совокупностей (групп)
предметов с помощью
составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно
целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из
целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих
веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический
счёт.
Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и
обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого
десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной
основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием
наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
Пространственно-временные представления Примеры отношений: на-над-под; слева-справапосередине, спереди –сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, толщетоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра, вдоль, через и др.
Установление
последовательности
событий.
Последовательность
дней
в
неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
7

Геометрические фигуры и величины Формирование умения выделять в окружающей
обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида,
параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике,
углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с
помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении
величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Календарно - тематическое планирование
1 занятие в неделю. Всего 36 занятий (сентябрь - май)
№
ТЕМА
занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
Задачи:
-Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить
общее свойство группы предметов;
- Закреплять представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер,
материал);
- Уточнить представления о формах геометрических фигур;
- Формировать представления о признаках сходства и различия между
предметами, объединять предметы в группы.
-Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы
отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
Задачи:
- Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар;
-Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров;
-Закрепит понятия «равенство» - «неравенство» и умение правильно
использовать знаки «=» и «<», «>».
-Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические
формы.
Число 1 и цифра 1.
Задачи:
-Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.
- Закрепить представление о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и
вычитания.
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на
наглядном материале).
Задачи:
- Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов.
Познакомить со знаком «+».
-Закрепить знание свойств предметов.
Число 2 и цифра 2.
Задачи:
-Познакомит с образованием и составом числа 2, цифрой 2.
- Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и
частей.

Количес
тво
занятий

2

2

2

2
8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

Пространственные отношения: на, над, под.
Задачи:
- Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
-Закрепить представления о сложении как объединении предметов.
Число и цифра 3
Задачи:
-Познакомить с образованием и составом числа 3.
- Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать
предметы вычитании по свойствам.
Пространственные отношения: справа, слева.
Задачи:
-Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.
-Закрепить понимание смысла действия сложения.
Число 4 и цифра 4.
Задачи:
- Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.
- Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов,
обозначать число 4 четырьмя точками.
-Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии
вычитания (на наглядном материале).
Задачи:
- Формировать представление о вычитании как об удалении из группы
предметов ее части. Познакомить со знаком «-».
- Закрепить знание свойств предметов, пространственные отношения.
Число 5 и цифра 5.
Задачи:
- Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
-Закрепить знание цифр 1-4, понятие многоугольника, числового отрезка.
Пространственные отношения: между, посередине.
Задачи:
-Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
- Закрепить понимание смысла действия вычитания.
Число 6 и цифра 6.
Задачи:
- Познакомить с образованием и составом числа6, с цифрой 6.
-Закрепить знание цифр 1-5
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
Задачи:
- Сформировать представления о понятиях: один – много.
-Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и
вычитании.
Число 7 и цифра 7.
Задачи:
- Познакомить с образованием и составом числа 7, с цифрой 7.
-Закрепить знание цифр 1-6
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Задачи:
-Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
- Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и
частей.
Число 8 и цифра 8.
Задачи:

2

2

2

2

2

9

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

- Познакомить с образованием и составом числа 8, с цифрой 8.
-Закрепить знание цифр 1-7
Представления о точке и линии.
Задачи:
-Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.
- Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл
сложения и вычитания, отношения - справа, слева.
Число 9 и цифра 9.
Задачи:
- Познакомить с образованием и составом числа 9, с цифрой 9.
-Закрепить знание цифр 1-8
Представление об отрезке и луче.
Задачи:
-Сформировать представление об отрезке и луче.
-Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы-задачи, в
которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2.
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
Задачи:
-Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.
- Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки
счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей.
Представления о ломаной линии и многоугольнике.
Задачи:
-Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник.
- Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи
целого и частей, составе числа 3.
Представления об углах и видов углов.
Задачи:
- Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром,
тупом.
-Закрепить знание цифр 1-4, счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и
вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника.
Представление о числовом отрезке.
Задачи:
- Сформировать умение о числовом отрезке, приемах присчитывания и
отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
-Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым,
счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения
Пространственные отношения: впереди, сзади.
Задачи:
-Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади.
-Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц
по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5,
сформировать представления о составе числа 5.
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Обозначение отношений: больше – меньше.
Задачи:
- Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с
помощью составления пар.
- Ознакомить со знаками «больше», «меньше».
- Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц
по числовому отрезку, представление о числах и цифрах 1-5.
Временные отношения: раньше, позже.

2

2

2

2

2

2

2

2

10

35-36

Задачи:
- Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше - 2
позже. Упражнения по выбору детей.
Задачи:
-Закрепить представление о свойствах предметов, сложении и вычитании групп
предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
-Закрепить представление о сравнении, сложении и вычитании групп предметов,
числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.

Методическое обеспечение программы
Успешная реализация программы зависит от наглядного, демонстрационного, раздаточного
материала,использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на
развивающих занятиях.
технологии:
Различные виды
Методы:
Приемы:
деятельности:
- Личностно –
- Словесный;
- рассказ;
ориентированпознавательная;
- наглядный;
- беседа;
ные технолокоммуникативная; - игровой.
- описание;
гии.
продуктивная;
- указание и объяснение;
- Технология
трудовая;
- вопросы детям;
двигательная.
- ответы детей, образец;
развивающего
обучения.
-показ реальных предметов,
- Игровая
картин;
технология.
-действия с числовыми
карточками, цифрами;
- модели и схемы;
- дидактические игры и
упражнения;
- логические задачи;
- игры-эксперименты;
- развивающие и подвижные игры
и др.
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из
главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их
мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При
организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и
индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей
детей, их интереса к математике.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Дидактический материал:
1.
Геометрические фигуры и тела.
2.
Наборы разрезных картинок.
3.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
4.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
5.
Цифры от 1 до 10.
6.
Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка др.
7.
Магнитная доска, мольберт.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Счётный материал.
15. Предметные картинки.
16. Знаки – символы.
17. Игры на составление плоскостных изображений предметов.
11

18. Обучающие настольно-печатные игры по математике.
19. Геометрические мозаики и головоломки.
20. Занимательные книги по математике. Кроссворды и ребусы
21. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
22. Простой карандаш; набор цветных карандашей.
23. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
24. Счетный материал, счетные палочки.
25. Набор цифр.
Контрольно - измерительные материалы:
В качестве контроля в начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня
развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая
работа строится исходя из основных задач программы (приложение №1)
Формы подведения итогов работы:
Открытое итоговое занятие
Опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных
детьми знаний за время обучения.
Литература
1. Вагурина Л.Я. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып.1.-М.,1995.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение.-М.,1991.
3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей.- М.,1993.
4. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд.2-е-М.,1978.
5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышлённым. – М.,1997.
6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. Изд.2-е.1984.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,1985.
8. ПетерсонЛ.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики
для дошкольников. Методические рекомендации. Из-во Ювента М.,2008.
9. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…Рабочая тетрадь.
Приложение №1
Темы: счет предметов до 10, вычитание с картинками, сравнение предметов по высоте, и
весу, сравнение геометрических фигур, сложение чисел до 10.
ТЕСТ НА СЧЕТ ДО 10
Продолжи числовой ряд.
5, ___, ___, ___, ___.
Дополни числовой ряд.
___, ___, ___, ___, 7.
Напиши число, которое произносится:
Четыре ______
Пять______
Один______
Восемь______
Какое число пропущено в числовом ряду?
1, 2, ___, 4, 5, 6, 7.
9, 8, 7, 6, ___, 4, 3, 2, 1
Сколько кружочков на рисунке?
12

Сколько квадратиков на рисунке?

ТЕСТ НА ВЫЧИТАНИЕ

Реши примеры.

ТЕСТ НА СРАВНЕНИЕ

13

Что легче: плюшевый медвежонок или живая собака?

Что тяжелее: кирпич или живая корова?

Какая лейка больше, правая или левая?

Какая башня ниже, правая или левая?

ТЕСТ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

14

У какой фигуры больше сторон?

У какой фигуры меньше сторон?

У какой фигуры меньше углов?

Покажи на рисунке шар.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».