НИКА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2007 года на основании приказа № 202 от 28.02.2007 г. Министерства образования и
молодежной политики Чувашской республики МБУДО «Центр детского творчества» города
Шумерля является республиканским центром по развитию движения военно-патриотических
клубов. В рамках данного направления разработана программа подготовки отряда барабанщиц
«Ника». Отряд барабанщиц в г. Шумерля существует около 20 лет. За это время ни одно
городское или республиканское мероприятие не обошлось без выступлений данного отряда.
День Победы, республиканские слёты и фестивали открываются шествием колонны
барабанщиц.
Данная программа предусматривает обучение воспитанников барабанному бою, его
модернизацию и подготовку к выступлениям отряда барабанщиц. Программа модифицирована,
основывается на адаптированных для барабана методиках игры на ударных инструментах,
разделе «ударные инструменты» типовых программ Л.М. Гурулёва «Методика игры на ударных
инструментах». Москва, 2009, программы кружков и барабанщиков для пионерских и
профильных лагерей, а также на собственном опыте педагога.
Актуальность данной программы заключается в развитии и модернизации традиций
барабанного боя, так же включении выступления отряда барабанщиц на открытия
торжественных мероприятий военно-патриотической направленности. Все это способствует
решению патриотического, нравственного воспитания и физического развития. В подростковом
возрасте ребенку необходимо ощутить свою значимость, неповторимость, а иногда и
незаменимость в определенных обстоятельствах. Современный мир ставит перед подростком
большие цели, сложные задачи, например, чтобы добиться уважения сверстников, ему
необходимо стать личностью достойной этого уважения. Точные науки могут даваться не
каждому, но чувством ритма, музыкальным слухом, наделены практически все, поэтому с
разучиванием барабанного боя, оттачиванием строевой подготовки у воспитанников не
возникает больших проблем. Частые выступления на публике, успехи в освоении новой
программы и даже яркие костюмы помогают подростку осознать свою уникальность и талант.
Педагогическая целесообразность. Основной задачей системы общего и дополнительного
образования является воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Содержание
программы направлено на физическое; эстетическое развитие. Занятия по данной программе
способствуют решению и других не менее важных воспитательных задач, таких, как
воспитания чувства коллективизма, толерантности, ответственности, активной жизненной
позиции, упорства, трудолюбия, настойчивости в достижении поставленных целей, уважение к
окружающим людям.
Отличительная особенность программы заключается в том, что обучение на малом
барабане доступно детям независимо от музыкальных способностей, при этом акцент ставится
на разучивание произведений патриотической тематики. Знание истории, традиций своей
страны необходимо для гармоничного воспитания личности учащегося. Это направление
пронизывает весь учебный процесс творческого объединения в течение всего года.
Новизна программы состоит в том, что учащиеся не только обучаются технике игры на
барабане, но и знакомятся с государственными символами, ритуалами и церемониями,
овладевают приёмами строевой подготовки.
Цель программы: развитие патриотических чувств и творческих способностей подростков в
процессе обучения барабанному бою при движении и смене позиций в строю.
Задачи первого года обучения:
- Изучение основных техник барабанного боя.
- Усвоение навыков строевой подготовки.
- Сплочение коллектива.
- Применение полученных навыков на практических выступлениях.
Задачи второго года обучения:
- Изучение техники «Попеременного» барабанного боя.

- Развитие навыков строевой подготовки.
- Подготовка трех различных вариантов целостного барабанного шествия «Пионер», «Колос»,
«Ника», добавление новых элементов.
Задачи третьего года обучения:
- Совершенствование техники «Попеременного» барабанного боя.
- Совершенствование навыков строевой подготовки.
- Работа над барабанными маршами «Ника», «Катюша».
Направленность программы – социально-педагогическая
Уровень – стартовый
Срок реализация программы - 3 года.
Объем программы:
1-ый год обучения -144 ч.,
2-ой год обучения – 216 ч.,
3-ий год обучения – 216 ч.
Форма обучения - очная
Состав группы – постоянный.
Режим занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 акад. час равен 45 мин.)
2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа
3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа
Перерыв между занятиями 10 минут.
Участники программы - Подростки 11-16 лет, желающие обучиться барабанному бою,
целостному шествию с барабанным маршем.
Всего в отряде барабанщиц насчитывается 24 участницы, из которых 20 барабанщиц
представляют собой основной отряд, 1 барабанщица является капитаном колонны, остальные
три – запас.
Отряд барабанщиц разделен на две группы по 12 человек в каждой. В определенный
расписанием день обучающиеся двух групп занимаются одновременно для репетиции
целостного шествия колоны барабанщиц.
Характеристики развития детей 11 – 14 лет:
Физический рост и развитие:
- сильные различия в «биологическом» возрасте однолеток, отсюда – ощутимые различия в
интересах;
- период замедленного роста;
- созревание половых органов;
- быстрый рост мускулатуры;
- опасность переутомления;
Особенности поведения:
- дети чувствуют себя постоянно беспокойно и неудобно;
- мнение группы более важно, чем взрослых;
- сопротивление к критике;
- кумиромания.
Советы для взаимодействия:
- организовывать коллективные игры;
- отдавать предпочтение спортивным играм;
- стремиться к соревновательности;
- использовать общий энтузиазм.
Характеристики развития детей-подростков 15 – 16 лет
Физический рост и развитие:
- половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями;
- завершение роста скелета;
- как следствие гормонального всплеска – появление подростковых угрей, доставляющих
немалые огорчения.

Особенности поведения:
- беспокойство о внешности;
- рост социальной активности;
- поиск себя;
- крайности в поведении и оценках: «я знаю все!».
Советы для взаимодействия:
- важно принятие детьми ребенка того же возраста;
- руководство поведением должно быть без излишнего вмешательства и давления взрослых;
- необходимы условия для индивидуального отдыха.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

Наименование разделов и тем
Теория
Комплектование групп
Вводное занятие. Ознакомление с программой на 1ч
текущий год. Игры на сплочение коллектива

Практика
8ч
1ч

Всего
8ч
2ч.

Раздел «Барабанный бой» (основные техники
барабанного боя, артековский бой, бой на вынос
знамени).
Раздел «Строевая подготовка» (научить ребят
навыкам строевой подготовки, шаг под
барабанный бой).
Раздел «Опыт старших» (изучение видео
материалов, включающих в себя выступления
лучших отрядов барабанщиц г. Москва, г. СанктПетербург; выделение и закрепление основных
деталей).
Раздел «Праздничное шествие» (подготовка
номеров и выступления на республиканских и
городских мероприятиях).
Итоговое занятие.
Итого:

10 ч

18 ч

28ч

6ч

42 ч

48 ч

2ч

6ч

8ч

10 ч

38 ч

48 ч

0,5ч
27,5

1,5ч
116,5

2ч
144

2-ой год обучения
№
1.
2.

3.

4

Наименование разделов и тем
Комплектование групп
Вводное занятие. Ознакомление с программой на
текущий год. Повторение барабанного боя.
Раздел «Барабанный бой» (изучение сложной
формы барабанного боя, техника попеременного
боя).
Раздел «Строевая подготовка» (закрепление
навыков строевой подготовки, шаг под
барабанный бой).
Раздел «Барабанный марш «Пионер»
(заучивание с отрядом барабанщиц
торжественного марша под названием «Вероника»,
включающего в себя элементы барабанного боя

Теория
2ч

Практика
8ч
2ч

Всего
8ч
4ч

8ч

10 ч

20ч

5ч

35 ч

40 ч

6ч

14 ч

20 ч

5.

6.

7.

«Вероника» и строевых переходов по линии).
Раздел «Барабанный марш «Колос» (заучивание
с отрядом барабанщиц торжественного марша под
названием «Колос», включающего в себя сложные
элементы барабанного боя и строевой подготовки).
Раздел «Барабанный марш «Ника» (заучивание
с отрядом барабанщиц торжественного марша под
названием «Ника», включающего в себя элементы
попеременного боя и строевого шествия).
Итоговое занятие.
Итого:

10 ч

42 ч

52ч

12 ч

60 ч

72 ч

172 ч

2ч
216 ч

Наименование разделов и тем
Теория
Комплектование групп
Вводное занятие. Ознакомление с программой на 2ч
текущий год. Повторение барабанного боя.

Практика
12 ч
2ч

Всего
12 ч
4ч

Раздел «Барабанный бой» (повторение техники
попеременного барабанного боя, создание
собственного варианта барабанного боя).
Раздел «Строевая подготовка» (закрепление
навыков строевой подготовки, шаг под
барабанный бой, перемена места в строю, шаг под
счёт).
Раздел «Плац-концерт «Континенталь»
(построение с отрядом барабанщиц
торжественного марша под названием
«Континенталь», включающего в себя элементы
барабанного боя «попеременный» и строевых
переходов по линии, добавление элемента
«Параллель»).
Раздел «Плац-концерт «Катюша» (Создание
постановки с отрядом барабанщиц под марш
«Катюша», включающего в себя элементы
барабанного боя и строевой подготовки,
добавление элемента квадратной расстановки и
перемены позиции в строю).
Раздел «Плац-концерт «Победа» (Создание
постановки с отрядом барабанщиц под марш
«Этот день Победы», включающего в себя
элементы попеременного боя и строевого шествия,
добавление элемента крестовой и круговой
расстановки).
Итоговое занятие.
Итого:

8ч

20 ч

28ч

5ч

23 ч

28 ч

6ч

14 ч

20 ч

10 ч

42 ч

52ч

12 ч

60 ч

72 ч

172 ч

2ч
216 ч

2ч
44 ч

3-ий год обучения
№
1.
2.

3.

4

5.

6.

7.

2ч
44 ч

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-ый год обучения
Разделы

Цели

Темы занятий

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие

Знакомство
воспитанников
студии.
Оглашение
программы
работы.
Изучение основных
техник барабанного боя

Игры на
знакомство,
сплочение.

1ч

1ч

2ч

Артековский бой.
Бой на вынос знамени.
Призывный бой.
Изучение боя на вынос
знамени
Изучение походного
марша
Барабанный туш

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

0, 5 ч

1, 5 ч

2ч

0, 5 ч

1, 5 ч

2ч

0, 5 ч

1, 5 ч

2ч

Барабанный бой на сбор,
на линейку.
Отработка барабанного
боя на линейку в составе
трёх человек.
Отработка барабанного
боя на линейку в составе
пяти человек.
Отработка барабанного
боя на линейку в составе
восьми человек.
Отработка барабанного
боя на линейку в составе
десяти-пятнадцати
человек.
Отработка разных видов
боя по порядку
Отработка барабанного
боя в составе отряда.
Отработка шага под
барабанный бой
Отработка строевого
движения с барабанным
боем
Итого

0, 5 ч

1, 5 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0, 5 ч

1, 5 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

3ч

4ч

10 ч

18 ч

28 ч

Выход с барабанным
боем.
Соблюдение дистанции
между рядами.
Уровень движения.

0ч

2ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

Отработка строевого

0,5 ч

1,5 ч

2ч

Раздел «Барабанный
бой» (основные
техники барабанного
боя, артековский бой,
бой на вынос знамени);

Раздел «Строевая
подготовка» (научить
ребят навыкам
строевой подготовки,
шаг под барабанный
бой);

Обучение барабанному
бою при прохождении
строем

шага под барабанный
бой.
Повороты в движении

Раздел «Опыт
старших» (изучение
видео материалов,
включающих в себя
выступления лучших
отрядов барабанщиц г.
Москва, г. СанктПетербург; выделение
и закрепление
основных деталей);
Раздел «Праздничное
шествие» (подготовка
номеров и выступления
на республиканских и

Изучение опыта работы
лучших отрядов
барабанщиц России на
основе видеоматериалов,
предоставленных сетью
интернет, приглашение
выпускников прошлых
лет.

0,5 ч

1,5 ч

4ч

Выход из строя с
поворотом
Постановка в строй

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0 ч

2ч

2ч

Одновременный выход
из строя двух и более
человек
Поворот в строю с
отбивкой в палочки
Отработка знаков
командира. Подъем
палочек.
Отработка знаков
командира. Поворот в
строю.
Отработка знаков
командира. Разделение
строя.
Строевой шаг в линии.

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0ч

2ч

2ч

Строевой шаг диагональ 0 ч

2ч

2ч

Общее построение в
диагональ.
Шествие в полукруг с
барабанным боем
Отработка строевого
шага при смене
барабанного боя.
Движение в строю при
разметке 1 метр
Движение в строю при
разметке 1, 5 метра
Движение в строю при
разметке 2 метра
Итого

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0ч

2ч

2ч

0ч

2ч

2ч

0, 5 ч

3,5 ч

4ч

0ч

2ч

2ч

0ч

3 ч

4ч

6ч

42

48

1ч

3 ч

4ч

1ч

3ч

4ч

2ч

6ч

8ч

Подготовка выступления 2 ч
для Праздничного
концерта «Посвящение в

8ч

10 ч

Сентябрь-май
Выступление отряда
барабанщиц на 1
сентября, апробация
шествия
праздничное шествие 1
мая г. Москва, г. С. –
Петербург. Апробация
шествия

Итого
Подготовка выступлений Сентябрь

городских
мероприятиях);

Итоговое занятие

Закрепление
приобретенных знаний,
умений, навыков

кружковцы».
Выход на сцену, поворот
к зрителям, барабанный
бой «Сбор»
Ноябрь-декабрь
Подготовка выступления 2 ч
8ч
10 ч
для Торжественного
открытия месячника
оборонно-массовой и
спортивной работы.
Выход на сцену,
остановка, выравнивание
по краю, барабанный бой
«На линейку»
Подготовка выступления 2 ч
8ч
10 ч
для Торжественного
закрытия месячника
оборонно-массовой и
спортивной работы.
Выход на сцену,
остановка, выравнивание
по краю, барабанный бой
«Бей, барабан»
Январь-апрель
Подготовка выступления на Параде победы 9
мая
Шествие с барабанным 1 ч
3ч
4ч
боем при дистанции 1,5
метра.
Остановка, смена
1ч
3ч
4ч
барабанного боя.
Разворот на 180 и 360
0,5 ч
3,5 ч
4ч
градусов по оси.
Выстраивание в линии. 1 ч
3ч
4ч
Выход с поворотом.
0,5 ч
1, 5 ч
2ч
Итого
10 ч
38 ч
48 ч
Подведение итогов за
0,5ч
1,5
2ч
прошедший учебный год

Итого

27,5 ч

116,5 ч

144 ч

2-ой год обучения
Разделы

Цели

Темы занятий

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие.
Ознакомление с
программой на текущий
год. Повторение
барабанного боя.

Знакомство
воспитанников
студии.
Оглашение
программы
работы.

Повторение
барабанного боя

1ч

1ч

2 ч.

Барабанный бой

1ч

1ч

2ч

«Виктория»
Барабанный бой
«Виктория».
Повторение.
Изучение техники
попеременного боя.
Закрепление техники
попеременного
барабанного боя.
Изучение
барабанного боя
«Бей, барабан…»
Повторение
барабанного боя
«Артековский»,
«Виктория», «Бей
барабан…»
Применение техники
«попеременного
боя» в строю.
Применение техники
«Попеременного»
боя в строю.
Закрепление
Изучение
барабанного боя
«Вероника».
Включение его в
«попеременный
бой»»
Применение техники
«Попеременного»
боя в строю.
Закрепление.
Итого
Раздел «Строевая
подготовка»

закрепление навыков
Шаг под барабанный
строевой подготовки, шаг бой «Вероника»
под барабанный бой
Шаг под
«Артековский» бой
Шаг под барабанный
бой «Виктория»
Объединение трёх
видов боя в строю
Шаг под
попеременный бой.
Повторение
закрепление
Изучение способов
перестановки в
строю
Попеременный бой
в строю и при смене

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0 ч

2 ч

2ч

0ч

2ч

2ч

8ч

10 ч

20 ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

Раздел «Барабанный
марш «Пионер»

Раздел «Барабанный
марш «Колос»

местоположения.
Изучение техники
смены положения в
строю.
Применение
«попеременного»
барабанного боя при
движении в строю
«Попеременный»
барабанный бой при
смене позиции в
строю
Барабанный бой при
движении и смене
позиции в строю
Итого
Повторение
заучивание с отрядом
барабанного боя
барабанщиц
«Вероника».
торжественного марша
под названием
Теоретическое
«Вероника»,
изучение построения
включающего в себя
барабанного марша
элементы барабанного боя «Пионер»
«Вероника» и строевых
Разучивание первой
переходов по линии
части барабанного
марша «Пионер»
Повторение и
закрепление первой
части барабанного
марша «Пионер»
Разучивание второй
части барабанного
марша «Пионер»
Закрепление
полученных навыков
в строю и при смене
позиции
Обсуждение
основных деталей
марша «Пионер».
Работа в строю.
заучивание с отрядом
Заучивание
барабанщиц
барабанного боя «На
торжественного марша
линейку»
под названием «Колос», Заучивание
включающего в себя
нескольких
сложные элементы
вариантов
барабанного боя и
барабанного боя
строевой подготовки
Повторение
элементов
«попеременного»
барабанного боя.
Барабанный бой

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

5,5 ч

6ч

0ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

5,5 ч

6ч

5ч
6ч

35 ч
14 ч

40 ч
20 ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

2ч

4ч

6ч

1ч

3ч

4ч

0ч

2ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

1ч

1 ч

2ч

«Колос» в строю.

Раздел «Барабанный
марш «Ника»

заучивание с отрядом
барабанщиц
торжественного марша
под названием «Ника»,
включающего в себя
элементы попеременного
боя и строевого шествия.

Круговой элемент
шествия.
Расстановка.
Заучивание.
Выход из кругового
построения с
«попеременным»
барабанным боем.
Расстановка.
Заучивание.
Крестовая
расстановка.
Заучивание
Сочетание круговой
и крестовой
расстановок. Выход.
Заучивание.
Целостное шествие с
круговой
расстановкой.
Введение элемента
«Передача палочки»
Репетиция
целостного шествия
«Колос».
Заучивание.
Доработка деталей.
Итого

1ч

7ч

8ч

1ч

7ч

8ч

1ч

7 ч

8ч

1 ч

1ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

1ч

5ч

6ч

1ч

7ч

8ч

10 ч

42 ч

52 ч

Барабанный марш
«Ника». Заучивание
нового варианта
«Попеременного»
барабанного боя
Расстановка при
круговом
построении.
Репетиция кругового
движения. Выход,
работа с барабаном.
Репетиция круговой
расстановки работа с
барабаном.
Репетиция круговой
расстановки, работа
с палочками.
Репетиция круговой
расстановки,
заучивание
основных моментов.
Перемена места в
строю. Расстановка
репетиция.

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

Перемена места в
строю. Расстановка.
Заучивание
основных элементов.
Выравнивание
позиции при
перемене места в
строю
Репетиция трёх
элементов
движения: перемена
места, круговая
расстановка,
выравнивание.
Репетиция трёх
элементов движения.
Доработка деталей.
Введение элемента
«Переходный
марш». Быстрая
смена позиции.
Репетиция
«Переходного
марша»
Репетиция
«Переходного
марша». Доработка
деталей.
Введение элемента
«Крестовой
переход».
Заучивание первой
части.
Заучивание
маршевого шага для
элемента «Крестовой
переход»
Шаг под маршевую
музыку для элемента
«Крестовой
переход»
Работа с палочками.
Команда капитана.
Горизонтальная
поддержка.
Заучивание второй
части «Крестового
перехода»
Работа с палочками.
Повторение
горизонтальной
поддержки.
Доработка
«Крестового

0,5 ч

1,5 ч

6ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

6ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

6ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

1 ч

1ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

перехода»
Репетиция
целостного
барабанного марша
«Ника»
Итого
Подведение итогов
за прошедший
учебный год

Итоговое занятие.
Итого

1 ч

1ч

10 ч

12 ч
2ч

60 ч

72 ч
2ч

44 ч

172 ч

216 ч

3-ий год обучения
Разделы

Цели

Темы занятий

Теор.

Практ.

Всего

Вводное занятие.
Ознакомление с
программой на текущий
год. Повторение
барабанного боя.

Знакомство
воспитанников
студии.
Оглашение
программы
работы.
изучение сложной формы
барабанного боя, техника
попеременного боя

Повторение
барабанного боя

1ч

1ч

2 ч.

Изучение техники
«Попеременный»
барабанный бой.
Закрепление
«Попеременного»
барабанного боя.
Повторение
барабанного боя
«Виктория»
Закрепление
барабанного боя
«Виктория»
Изучение
барабанного боя
«Бей барабан…»
Повторение трёх
видов барабанного
боя.
Повторение боя под
вынос знамени.
Повторение
изученных видов
барабанного боя.
Техника ведения боя
в строю.
Ход с барабанным
боем.
Отработка шага
совместно с
барабанным боем

1ч

1 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

0ч

2ч

2ч

1ч

1ч

2ч

Раздел «Барабанный
бой»

Применение техники
«Попеременного»
боя в строю.
Применение техники
«Попеременного»
боя в строю.
Основные моменты.
Применение техники
«Попеременного»
боя в строю.
Закрепление.
Итого
Раздел «Строевая
подготовка»

Раздел «Плац-концерт
«Континенталь»

Шаг под барабанный
закрепление навыков
строевой подготовки, шаг бой «Вероника»
под барабанный бой
Шаг под
«Попеременный »
барабанный бой
Шаг под барабанный
бой «Виктория»
Объединение трёх
видов боя в строю
Изучение способов
перестановки в
строю
«Попеременный»
бой в строю и при
смене позиции.
Изучение техники
перемены
положения в строю
Применение трёх
видов боя при
движении в строю
Применение
«попеременного»
барабанного боя при
движении в строю
«Попеременный»
барабанный бой при
смене позиции в
строю
Барабанный бой при
движении и смене
позиции в строю
Итого
Повторение
посторение с отрядом
барабанного боя
барабанщиц
«Вероника».
торжественного марша
под названием
Теоретическое
«Континенталь»,
изучение построения
включающего в себя
барабанного марша
элементы барабанного боя «Континенталь»
«попеременный» и
Разучивание первой

1ч

1ч

2ч

0 ч

2 ч

2ч

0ч

2ч

2ч

8ч

20 ч

28 ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

5ч
6ч

23 ч
14 ч

28 ч
20 ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1ч

2ч

строевых переходов по
линии, добавление
элемента «Параллель»

Раздел «Плац-концерт
«Катюша»

части барабанного
марша
«Континенталь»
Повторение и
закрепление первой
части барабанного
марша
«Континенталь»
Разучивание второй
части барабанного
марша
«Континенталь»
Закрепление
полученных навыков
в строю и при смене
позиции
Добавление деталей
в барабанный марш
«Континенталь»
Заучивание
Создание постановки с
отрядом барабанщиц под барабанного боя «На
марш «Катюша»,
линейку»
включающего в себя
Заучивание
элементы барабанного боя нескольких
и строевой подготовки,
вариантов
добавление элемента
барабанного боя
квадратной расстановки и Повторение
перемены позиции в
элементов
строю.
«попеременного»
барабанного боя.
Барабанный бой в
строю.
Круговой элемент
шествия.
Расстановка.
Заучивание.
Выход из кругового
построения.
Расстановка.
Заучивание.
Крестовая
расстановка.
Заучивание
Сочетание круговой
и крестовой
расстановок. Выход.
Заучивание.
Целостное шествие с
круговой
расстановкой.
Введение элемента
«Передача палочки»

2ч

4ч

6ч

1ч

3ч

4ч

0ч

2ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

1ч

1ч

2ч

1ч

1 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

1ч

1 ч

2ч

1ч

7ч

8ч

1ч

7ч

8ч

1ч

7 ч

8ч

1 ч

1ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

1ч

5ч

6ч

Раздел «Пдац-концерт
«Победа»

Создание постановки с
отрядом барабанщиц под
марш «Этот день
Победы», включающего в
себя элементы
попеременного боя и
строевого шествия,
добавление элемента
крестовой и круговой
расстановки.

Репетиция
1ч
целостного шествия
«Катюша».
Заучивание.
Доработка деталей.
Итого
10 ч

7ч

8ч

42 ч

52 ч

Барабанный марш
«Победа».
Заучивание нового
варианта
«Попеременного»
барабанного боя
Расстановка при
круговом
построении.
Репетиция кругового
движения. Выход,
работа с барабаном.
Репетиция круговой
расстановки работа с
барабаном.
Репетиция круговой
расстановки, работа
с палочками.
Репетиция круговой
расстановки,
заучивание
основных моментов.
Перемена места в
строю. Расстановка
репетиция.
Перемена места в
строю. Расстановка.
Заучивание
основных элементов.
Выравнивание
позиции при
перемене места в
строю
Репетиция трёх
элементов
движения: перемена
места, круговая
расстановка,
выравнивание.
Репетиция трёх
элементов движения.
Доработка деталей.
Введение элемента
«Переходный
марш». Быстрая
смена позиции.
Репетиция

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

3,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

6ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

6ч

Итоговое занятие.

«Переходного
марша»
Репетиция
«Переходного
марша». Доработка
деталей.
Введение элемента
«Крестовой
переход».
Заучивание первой
части.
Заучивание
маршевого шага для
элемента «Крестовой
переход»
Шаг под маршевую
музыку для элемента
«Крестовой
переход»
Работа с палочками.
Команда капитана.
Горизонтальная
поддержка.
Заучивание второй
части «Крестового
перехода»
Работа с палочками.
Повторение
горизонтальной
поддержки.
Доработка
«Крестового
перехода»
Репетиция
целостного
барабанного марша
«Победа»
Итого
Подведение итогов
за прошедший
учебный год

Итого

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1, 5 ч

2ч

1 ч

1ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

4ч

1 ч

1ч

10 ч

12 ч
2ч

60 ч

72 ч
2ч

44 ч

172 ч

216 ч

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании 1 года обучения дети могут знать:
- устройство малого барабана и правила ухода за инструментом,
- основные команды строевой подготовки;
- основные правила движения с малым барабаном, правила сценического поведения и
безопасности во время занятий и выступлений;
- построения и перестроения, рисунки дефиле.
могут уметь:
- выполнять основные техники барабанного боя;

- передвигаться с барабаном, играть в движении;
- исполнять ритмические конфигурации на малом барабане:
- четко, без ошибок исполнять композиции.
По окончании 2 года обучения дети могут знать:
- приемы техники «Попеременного» барабанного боя;
- команды и правила выполнения строевых команд;
- базовые ритмические конфигурации.
могут уметь:
- выполнять действия по командам строевой подготовки;
-владеть техникой «Попеременного» барабанного боя и репертуаром ансамбля.
-ориентироваться в пространстве, дефилировать на сцене
По окончании 3 года обучения дети могут знать:
- элементы дефиле в строю с группой барабанщиков в движении
- стили игры на ударных инструментах
могут уметь:
- выполнять все виды ударов с ритмическими фигурациями и соотношениями;
- четко и красиво двигаться в колонне, линиях на различных площадках;
- выполнять рисунок дефиле;
- в совершенстве владеть техникой игры на малом барабане, репертуаром ансамбля.
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические:
-Зал (хореографический или актовый).
-Музыкальный центр.
-Диски.
- Малые барабаны.
- Костюмы.
Электронные материалы:
-видео подборки по основным разделам программы;
-фотографии;
-иллюстрации.
6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 02.09.2021 г.
Окончание учебного года – 31.05.2022
Календарь занятий

Группа 1
Группа 2

1
полугодие

ОП

01.0930.12.2023
01.0930.12.2023

16
недель
16
недель

Зимние
праздники

2
полугодие

31.12.202310.0109.01.2024 31.05.2024
31.12.202310.0109.01.2024 31.05.2024

ОП

20
недель
20
недель

Летние
каникулы

Всего в
год
учебных
недель/
занятий
36/144

01.0631.08.2024
01.0636/144
31.08.2024

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-ый год обучения
№ Раздел
программы

1.

Вводное
занятие.

2.

Раздел
«Барабанный
бой»

3.

Раздел
«Строевая
подготовка»

4.

Раздел «Опыт
старших»

5.

6.

Формы занятий Приёмы и
методы
организации
учебновоспитательног
о процесса
Традиционное Наглядный,
занятие с
практический,
играми
групповой.

Традиционное
занятие,
практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.
Практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.

Комбинирован
ное занятие с
выпускниками
прошлых лет
Раздел
Практическое
«Праздничное занятие, зачет,
шествие»
репетиция.
Итоговое
занятие.

Игровое
занятие

Дидактически
й материал

Техническое Формы
оснащение
подведения
занятий
итогов

Листовки с
речёвками для
заучивания
различных
видов
барабанного
боя.
Листовки с
речёвками для
заучивания
различных
видов
барабанного
боя.
Схемы,
дидактически
е карточки.

Барабан,
барабанные
палочки.

Самоанализ,
отзыв.

Барабан,
барабанные
палочки.

Самоанализ,
отзыв,
конкурс

Барабан,
барабанные
палочки.

Зачет,
самоанализ,
отзыв.

Видеозаписи.

Компьютер.

Отзыв.

Репродуктивны Схемы,
й, наглядный.
дидактически
е карточки,
листовки.
Практический, Фотографии,
исследовательс памятки,
кий.
раздаточный
материал.

Барабан,
барабанные
палочки,
костюмы.
Компьютер,
музыкальны
й центр.

Самоанализ,
отзыв.

Техническое
оснащение
занятий

Формы
подведения
итогов

Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой.
Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой, в
парах.
Наглядный.

Коллективная
рефлексия

2-ой год обучения
№ Раздел
программы

1.

Вводное
занятие.

Формы занятий

Традиционное
занятие с
играми

Приёмы и
методы
организации
учебновоспитательног
о процесса
Наглядный,
практический,
групповой.

Дидактически
й материал

Листовки с
Барабан,
речёвками для барабанные
заучивания
палочки.

Самоанализ,
отзыв.

различных
видов
барабанного
боя.
Листовки с
Барабан,
речёвками для барабанные
заучивания
палочки.
различных
видов
барабанного
боя.

Самоанализ,
отзыв,
конкурс

Схемы,
дидактически
е карточки.

Барабан,
барабанные
палочки.

Зачет,
самоанализ,
отзыв.

Схемы,
дидактически
е карточки,
видеоматериа
лы.
Репродуктивны Схемы,
й, наглядный.
дидактически
е карточки,
видеоматериа
лы.
Репродуктивны Схемы,
й, наглядный.
дидактически
е карточки,
видеоматериа
лы.
Практический, Фотографии,
исследовательс раздаточный
кий.
материал.

Барабан,
барабанные
палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективны
й анализ и
самоанализ.

Барабан,
барабанные
палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективны
й анализ и
самоанализ.

Барабан,
барабанные
палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективны
й анализ и
самоанализ.

Компьютер.

Коллективна
я рефлексия

2.

Раздел
Традиционное
«Барабанный занятие,
бой»
практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.

Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой.

3.

Раздел
«Строевая
подготовка»

Практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.

4

Раздел
«Барабанный
марш
«Пионер»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой, в
парах.
Репродуктивны
й, наглядный.

5.

Раздел
«Барабанный
марш
«Колос»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

6.

Раздел
«Барабанный
марш
«Ника»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

7.

Итоговое
занятие.

Игровое занятие

3-ий год обучения
№ Раздел
программы

Формы занятий

1.

Вводное
занятие.

Традиционное
занятие с
играми

Приёмы и
методы
организации
учебновоспитательног
о процесса
Наглядный,
практический,
групповой.

2.

Раздел

Традиционное

Наглядный,

Дидактически
й материал

Техническо Формы
е
подведения
оснащение итогов
занятий

Листовки с
речёвками для
заучивания
различных
видов
барабанного
боя.
Листовки с

Барабан,
барабанны
е палочки.

Самоанализ,
отзыв.

Барабан,

Самоанализ,

«Барабанный занятие,
бой»
практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.

практический,
репродуктивны
й,
групповой.

речёвками для
заучивания
различных
видов
барабанного
боя.

3.

Раздел
«Строевая
подготовка»

Практическое
занятие, зачет,
соревнование,
турнир,
репетиция.

Схемы,
Барабан,
дидактические барабанны
карточки.
е палочки.

4

Раздел
«Барабанный
марш
«Пионер»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой, в
парах.
Репродуктивны
й, наглядный.

5.

Раздел
«Барабанный
марш
«Колос»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

6.

Раздел
«Барабанный
марш
«Ника»

Практическое
занятие,
репетиция,
зачет.

7.

Итоговое
занятие.

Игровое занятие

Схемы,
дидактические
карточки,
видеоматериа
лы.
Репродуктивны Схемы,
й, наглядный.
дидактические
карточки,
видеоматериа
лы.
Репродуктивны Схемы,
й, наглядный.
дидактические
карточки,
видеоматериа
лы.
Практический, Фотографии,
исследовательс раздаточный
кий.
материал.

барабанны
е палочки.

отзыв,
конкурс

Зачет,
самоанализ,
отзыв.

Барабан,
барабанны
е палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективный
анализ и
самоанализ.

Барабан,
барабанны
е палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективный
анализ и
самоанализ.

Барабан,
барабанны
е палочки,
костюмы.

Зачет,
коллективный
анализ и
самоанализ.

Компьютер Коллективная
.
рефлексия

Основными педагогическими принципами построения образовательного процесса по
программе являются системность, постепенность, последовательность и повторность. Система
упражнений «от простого к сложному», учет всех необходимых музыкально - ритмических
навыков выразительного исполнения при многократном повторении задания. Соблюдение
данных принципов поможет успешному овладению предложенного материала для обучения
игры на барабане и умении дефилировать на площадке.
Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро
устают, допускают много ошибок при исполнении, часто забывают пройденное. Чтобы
добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие
приёмы, которые делают занятие интересным, концентрируют внимание учащихся. Поэтому
программой предусмотрено использование следующих методик:
1. Аналитическая работа, в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения
программы. (Ребенку обязательно нужно указывать на его успехи, и лишь слегка упоминать
промахи);
2. Упражнения на сплочение коллектива. (Это необходимо для успешной работы над
целостными выступлениями, здесь можно использовать разнообразные игры, такие как
«Крокодил», «Умение слушать и слышать», «Паровоз» и т.п.);
3. Личный пример при разучивании элементов барабанного боя, строевых движений,
переходов и рисунка целостного шествия. (Приступая к разучиванию движений, педагог
объясняет и показывает их сам, затем, то же повторяют ученики)

4. Метод разучивания целостного шествия по частям (сводится к делению движения на
простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в
нужной последовательности в единое целое). В работе с воспитанниками второго года обучения
можно применять метод целостного разучивания. Данный метод заключается в разучивании
движения целиком в замедленном темпе.
5. Для особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Этот
метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой структуре и
разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняют, приближаясь к
законченной форме.
На занятиях по данной программе предусматривается основная форма организации
процесса обучения: групповая.
В процессе обучения по программе используются следующие формы занятий:
- традиционное занятие,
- практическое занятие,
- тренинг,
- игра (деловая, ролевая),
- диспут,
- зачет,
- турнир юных барабанщиков,
- концерт,
- репетиция и т.д.
План проведения занятия
1. Решение организационных вопросов.
2.Подготовка инструментов к занятию.
3.Постановка целей и задач, сообщение темы, плана занятия.
4.Комплекс разминочных упражнений.
5.Упражнение по развитию координации.
Строевая подготовка.
6.Разучивание марша, повторение пройденного ранее материала.
7. Подведение итогов занятий
8. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При отслеживании результативности выполнения программы используются такие
формы контроля ЗУН, как:
- Входной контроль (выявление нормативного творческого уровня развития учащихся).
- Рубежный контроль (контрольно-проверочные задания - один раз в полугодие).
- Итоговый контроль (публичные выступления: шествия; торжественные мероприятия,
посвященные знаменательным датам; открытие спортивных праздников; молодежных, детских
слетов; фестивалей)
Знания, умения и навыки, которыми должны владеть учащиеся по окончанию обучения
данной программе:
- комплекс навыков исполнения на музыкальном инструменте (малый барабан);
- аккомпанирование (исполнение маршей под фонограмму);
- строевая подготовка;
- сценическая свобода при исполнении изученного материала.
Программа освоена на высоком уровне, если учащийся полностью усвоил базовые
темы, активно посещал занятия и участвовал во всех концертных выступлениях.
Программа освоена на среднем уровне, если учащийся полностью усвоил материал, но
допускал незначительные ошибки при выполнении учебных заданий и недостаточно часто
выступал.

Программа освоена на низком уровне, если учащийся пропускал занятия, программный
материал усвоил полностью, но допускал существенные ошибки при выполнении заданий, не
участвовал в концертных выступлениях.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение
к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Мин. Обр. науки России от 11.12.2006 №06-1844.
2. Ветров С. Сборник упражнений и этюдов для малого барабана. М.: изд. “Серебряные нити”
2008.
3. Роздрабудов А. Школа игры на ударных инструментах: Учебное пособие. -М.: Издательство
ИД Катанского, 2014.
4. Методика преподавания классического танца/ Статья: Электронный ресурс: [http://bookscience.ru/humanities/perfarts/metody-obuchenija-bal-nym-tancam.html].
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы // Статья.
Электронный ресурс: [http://www.nmckur.ru/OlgaVladim/addons/obespech.html].


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».