ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1.Учреждение 2.Полное наименование программы 3.Сведения о составителе Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» города Шумерля Чувашской Республики Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» Шуськина Анастасия Сергеевна педагог дополнительного образования 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база 4.2. Направленность 4.3. Тип программы ▪ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ▪ Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); ▪ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ▪ Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196»; ▪ СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; ▪ Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22 ноября 2018 года №955 «Об утверждении требований к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы»; ▪ Устав МБУДО «Центр детского творчества» г. Шумерля. Социально-гуманитарная Авторская 4.4. Уровень образования освоения содержания Стартовый, базовый 4.5. Возраст обучающихся 10-18 лет 4.6. Форма реализации программы Групповая 4.6. Продолжительность программы реализации 2023-2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начальной военной подготовки для детей «Курс молодого юнармейца» (далее - Программа) имеет физкультурноспортивную направленность и ориентирована на военно-патриотическое воспитание участников Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (далее – Движение, ВВПОД «ЮНАРМИЯ»). Уровень реализации Программы – ознакомительный. Новизной Программы является то, что теоретические знания закрепляются практическими занятиями, которые развивают психологическую устойчивость, учат детей адаптироваться в стрессовых и экстремальных ситуациях. Выполнение Программы обеспечивается через развитие у юнармейцев интереса к изучаемому материалу, через наличие большого количества практических занятий по различным темам, выходы на местность, тренинги и т.д. Неотъемлемой частью обучения является контроль знаний, умений и практических навыков обучающихся. Актуальность Программы заключается в создании социально-педагогических условий для военно-патриотического воспитания школьников в ходе практической деятельности по подготовке к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Данная программа направлена на выполнение социального заказа - воспитания личности растущего человека, обладающей духовными и нравственными качествами гражданинапатриота российского общества, с учетом имеющихся материально-технических, социальноэкономических условий. Отличительная особенность Программы заключается в уникальности проведения занятий по начальной военной подготовке, состоящей из комплекса захватывающих и насыщенных мероприятий для юнармейцев с использованием полноценных макетов вооружения и снаряжения. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что повышается интерес обучающихся к военно-патриотической деятельности. Программа предназначена обеспечить: – участие молодежи в реализации государственной политики в области военнопатриотического и гражданского воспитания; – изучение истории и культуры Отечества и родного края; – передачу и развитие лучших традиций российского воинства; – приобретение военно-прикладных умений и навыков; – воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Обучение по данной Программе не просто воспитывает патриотизм, но и развивает у воспитанников стремление к приобретению знаний, умений, навыков и выносливости, применяемых в экстремальных ситуациях, как в мирное, так и в военное время. В Программу включены занятия нескольких разделов патриотической направленности: 1) Специальная подготовка – это организованный процесс планомерного усвоения обучаемыми определенной системы знаний как составной части их научнотеоретической подготовки, закладывающей основы тактического мышления, широкого военного кругозора, высоких морально-боевых и патриотических качеств, духовнонравственных ценностей и ориентиров воинской службы, включающих в себя нравственные нормы и идеалы. Данный блок нацелен на воспитание, прежде всего, человека с высокоразвитым сознанием, способность на основе своих знаний о действительности самостоятельно формировать свое мировоззрение, оценивать значимость событий и самого себя, пересматривать свои потребности исходя из интересов коллектива, регулировать, осмысливать мотивы и последствия своих поступков, выискивать значимое «рациональное зерно» в каждом деле и самостоятельно принимать решение о своём общественно полезном поведении. 2) Общая физическая подготовка - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их наиболее оптимальном сочетании. Общая физическая подготовка обеспечивает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, или специальной трудовой деятельности. ОФП является прекрасным инструментом для укрепления здоровья. При регулярных занятиях ОФП увеличиваются сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет, укрепляется дыхательная и сердечно сосудистая система организма. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она реализуется на принципах воспитывающего обучения, при котором достигается органическая связь между приобретением знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-целостного отношения к окружающему миру, работе в команде, к усваиваемому учебному материалу. Цель Программы – формирование физических, морально-психологических качеств и патриотического сознания у юнармейцев необходимых для социализации в современном мире. Задачи Программы: апробация моделей патриотического воспитания, ориентированных на включение юнармейцев в социально полезную деятельность по пропаганде социально позитивного поведения. Обучающие: ˗ формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; ˗ формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности; ˗ познакомить обучающихся с основными этапами развития русского военного искусства; ˗ изучить боевые свойства и материальную часть стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб; ˗ обучить правилам прицеливания и стрельбы из стрелкового оружия; ˗ освоить и совершенствовать дисциплины общей и специальной физической подготовки. Развивающие: ˗ способствовать развитию в юнармейской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; ˗ развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; ˗ развивать умение поддерживать хорошую физическую форму; ˗ формировать умения чётко и правильно выполнять строевые приёмы и действия, как без оружия, так и с оружием; ˗ развивать позитивные личностные качества: организаторские способности, ответственность, смелость, коммуникативность и др. Воспитательные: ˗ воспитывать у юнармейцев гражданское сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей, чувство любви к Родине; ˗ воспитывать уважительное отношение к героической истории государства, его вооруженным силам; ˗ воспитывать потребность в здоровом образе жизни и активном отдыхе; ˗ воспитывать ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения; ˗ воспитывать силу воли, умение концентрироваться на выполнение поставленной цели, взаимовыручку. Категория обучающихся: Программа ориентирована на юнармейцев от 10 до 18 лет. Возрастные особенности: МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ 10-12 лет Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение. ПОДРОСТКИ 13-15 лет Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Особенности поведения детей - подростков (12—15 лет) • • • • • • • мальчики склонны к групповому поведению дети испытывают внутреннее беспокойство антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды сопротивление критике ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 16-18 лет Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости и откровенности, тайнах и секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. Особенности поведения подростков (15-17 лет) • • • девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками наблюдается беспокойство о своей внешности растет социальная активность • • • • • стремление к достижению независимости от своей семьи поиск себя происходит выбор будущей профессии возникновение первой любви проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» Срок и режим реализации Программы: 1 учебный год с интенсивностью проведения занятий 2 раза в неделю: 1 раз – 1 учебный час, 1 раз - 2 учебных часа. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Продолжительность учебных занятий установлена с учётом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14. Общий объем часов по Программе – 108 Формы организации образовательной деятельности. Занятия проводятся в разновозрастных группах с численностью –12-15 человек. Зачисление на обучение осуществляется по желанию детей, по заявлению их родителей (законных представителей). Планируемые результаты освоения Программы. По итогам реализации Программы юнармейцы будут: знать: - правила оказания первой доврачебной медицинской помощи; - меры безопасности при обращении с пневматическим и огнестрельным оружием; - правила поведения на занятиях, стрельбище, в тире; - правила поведения на огневом рубеже; - основы стрельбы из стрелкового оружия; - материальную часть пневматического и малокалиберного оружия; - основные виды прицелов и правила прицеливания; общие ведения о видах огнестрельного оружия; - основы взаимодействия и тактики; уметь: - строго и точно выполнять требования мер безопасности при обращении с оружием; - строго и точно выполнять команды руководителя занятий (соревнований, стрельб); - правильно принимать изготовку для стрельбы из положения стоя, с колена и сидя с упором на локти; - правильно производить выстрел; стрелять на кучность попаданий; - противостоять факторам, мешающим ведению стрельбы; - правильно выполнять базовые приёмы рукопашного боя; - правильно выполнять комплекс физических упражнений. У обучающихся будут развиты: - интерес к военному делу; - самостоятельность, ответственность, активность; - психологическая устойчивость и адаптация к стрессовым и экстремальным ситуациям. Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Юнармия» включают: Личностные результаты: ˗ патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ˗ готовность к служению Отечеству, его защите; ˗ принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ˗ бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь и др. Метапредметные результаты: ˗ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ˗ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (3 часа в неделю, 108 часа в год) № Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы контроля 1. Раздел 1. Техника безопасности. Правила на занятиях КМБ 4 2 2 Опрос 2. Тема 1.1. Вводное занятие Правила и дисциплина юнармейцев во время занятий. Вводное тестирование. 4 2 2 опрос 3. Раздел 2. Практическое изучение материальной части Тема 2.1. Внешние элементы АК Тема 2.2. Внутренние элементы автомата Тема 2.3. Сборка, разборка АК. Тема 2.4. Правила прицеливания из оружия Тема 2.5. Снаряжение магазина Раздел 3. Оператор работы с АК Тема 3.1. Техника безопасности удержания АК, стойка. Тема 3.2. Примыкание и смена магазина 24 12 12 Опрос 4 2 2 Анкетирование 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 8 4 4 Практические задания 28 14 14 Опрос 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 4 2 2 Практические задания Тема 3.4. Положение тела и перемещения с автоматом Тема 3.5. Правила поведения и выполнение команд на стрелковом полигоне 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания Тема 3.6. Положение тела и перемещения с автоматом: работа с укрытиями и смена плеча Тема 3.7. Внештатные ситуации поломки оружия и заклины Раздел 4. Стрельба из пневматической винтовки и СХП Тема 4.1. Обучение стрельбе из пневматической винтовки МР512 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 12 6 6 Опрос 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 20 10 10 Опрос 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 4 2 2 Практические задания 12 6 6 Опрос Тема 3.3. Выполнение команд при условном контакте с противником Тема 4.2. Стрельба из СХП по мишеням Firetag Тема 4.3. Уход за оружием, чистка Раздел 5. Тактика. Тактика подразделений Тема 5.1. Тактика. Передвижение, положение, укрытие Тема 5.2. Тактика подразделений. Роли. Команды и взаимодействия. Тема 5.3. Взаимодействие работы группы со стрельбой из СХП Тема 5.4. Действие группы в условиях наступления и отхода Тема 5.5. Современное состояние регулярные и иррегулярных боевых действий в мировых военных конфликтов Раздел 6. Первая медицинская помощь 28. Тема 6.1. Первая медицинская помощь и особенности её оказания 4 2 2 29. Тема 6.2. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях 4 2 2 30. Тема 6.3. Тактика оказания первой медицинской помощи при боевых действиях 4 2 2 31. 32. Итоговая аттестация Теоретическая подготовка 8 4 4 4 4 33. Итоговое занятие. Практическая подготовка Итого 4 34 108 Практические задания Отработка навыков проведения сердечнолегочной реанимации на тренажере – манекене человека. Практические задания Отработка навыков проведения сердечнолегочной реанимации на тренажере – манекене человека. Практические задания Отработка навыков проведения сердечнолегочной реанимации на тренажере – манекене человека. Экзамен Тестирование 4 54 Экзамен 54 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Раздел 1. Техника безопасности Тема 1.1. Вводное занятие. Правила и дисциплина юнармейцев во время занятий Теория: Знакомство с образовательной программой. Правила поведения и техника безопасности юнармейцев во время занятий и нахождения на стрелковом полигоне. Техника безопасности при обращении с оружием. Практика: Правила поведения юнармейцев во время проведения занятий КМБ (опрос). Раздел 2. Практическое изучение материальной части Тема 2.1. Внешние элементы Автомата Калашникова (АК) Теория: История стрелкового оружия. Знакомство с внешними элементами автомата. Назначение внешних элементов Автомата Калашникова. Практика: Назначение внешних элементов автомата (опрос). Тема 2.2. Внутренние элементы автомата Теория: Знакомство с внутренними элементами автомата. Назначение внутренних элементов Автомата Калашникова. Практика: Назначение внутренних элементов автомата (опрос). Тема 2.3. Сборка, разборка АК Теория: Последовательность и правильность сборки, разборки АК. Практика: Разборка, сборка АК. Тема 2.4. Практика работы с прицельным станком. Теория: Правила прицеливания из оружия. Целик, мушка и их взаимодействие. Основной принцип совмещения целика и мушки. Практика: Занятие на прицельном станке. Тема 2.5. Снаряжение магазина Теория: Назначение магазина и принцип его работы. Правила его снаряжения. Практика: Снаряжение магазина патронами. Раздел 3. Оператор работы с Автоматом Калашникова Тема 3.1. Техника безопасности удержания АК, стойка Теория: Правила обращения с оружием в руках. Нарушения и наказание за несоблюдение техники безопасности. Практика: Удержание АК, основные положение пост – патруль -контакт. Тема 3.2. Примыкание и смена магазина Теория: Правила примыкания магазина к автомату. Правила смены старого магазина на новый. Практика: Примыкание и смена магазина. Тема 3.3. Выполнение команд при условном контакте с противником Теория: Техника безопасности. Действия при контакте с условным противником. Практика: Строевая подготовка. Последовательность выполнения команд «Контакт». Тема 3.4. Положение тела и перемещения с автоматом Теория: Техника безопасности перемещение с оружием в руках. Основные положения тела: «Стоя», «Колено», «Лёжа». Практика: Перемещение с оружием в руках. Изготовка из трёх положений. Тема 3.5. Правила поведения и выполнение команд на стрелковом полигоне Теория: Техника безопасности перемещение с оружием в руках. Основные положения тела: «Оружие к бою», «Примкнуть магазин», «Дослать патрон в патронник», «Огонь», «Оружие к осмотру». Практика: Выполнение команд «Оружие к бою», «Примкнуть магазин», «Дослать патрон в патронник», «Огонь», «Оружие к осмотру». Тема 3.6. Положение тела и перемещения с автоматом: работа с укрытиями и смена плеча Теория: Техника безопасности положение тела и перемещение с автоматом. Работа с укрытиями и смена левого и правового плеча. Частичная выкладка, полная выкладка при стрельбе из автомата. Практика: Перемещение с оружием в руках. Изготовка из трёх положений. Работа при стрельбе с использованием укрытий. Тема 3.7. Внештатные ситуации поломки оружия и заклины Теория: Определение понятия «внештатная ситуация». Техника безопасности. Устранение заклинов и неполадок автомата. Практика: Действия при заклине, при попадании грязи в автомат. Раздел 4. Стрельба из пневматической винтовки и СХП Тема 4.1. Обучение стрельбе из пневматической винтовки МР-512 Теория: Пневматическая винтовка: тактико-технические характеристики. Правила и приёмы прицеливания. Ведения огня в положении стоя. Техника безопасности. Основы владения винтовкой. Практика: Стрельба из пневматической винтовки по мишеням. Обучение навыкам владения пневматической винтовкой. Тема 4.2. Стрельба из СХП по мишеням Firetag Теория: Списанное охолощенное оружие (СХП): тактико-технические характеристики. Правила и приёмы прицеливания из СХП. Ведения огня в положении стоя. Техника безопасности. Основы владения автоматом. Практика: Стрельба из СХП по мишеням Firetag. Обучение навыкам владения стрельбе из боевого оружия. Тема 4.3. Уход за оружием, чистка Теория: Важность поддержания оружия в технически исправном состоянии. Поддержание его чистоты. Уход за оружием. Практика: Основы чистки оружия с использованием ветоши и оружейных масел. Раздел 5. Тактика. Тактика подразделений Тема 5.1. Тактика. Передвижение, положение, укрытие Теория: Определение понятия «тактика». Правила передвижения. Основы положения тела и использование укрытий. Практика: Взаимодействие и работа с укрытиями. Тема 5.2. Тактика подразделений. Роли. Команды и взаимодействия. Теория: Определение понятия «тактика подразделений». Распределение ролей в группе. Правила взаимодействия группы в условиях рельефа местности. Практика: Использование стратегических объектов рельефа местности. Тема 5.3. Взаимодействие работы группы со стрельбой из СХП Теория: Определение понятия «взаимодействие группы». Правила взаимодействия группы со стрельбой из СХП. Команды и взаимодействия. Практика: Передвижение, взаимодействие, использование укрытий. Тема 5.4. Действие группы в условиях наступления и отхода Теория: Обозначение терминов «наступление» и «отход». План действия группы в условиях операции. Практика: Передвижение, взаимодействие, использование укрытий в условиях наступления и отхода. Тема 5.5. Современное состояние регулярные и иррегулярных боевых действий в мировых военных конфликтов Теория: Определение понятий «регулярные» и «иррегулярные» боевые действия. Разбор тактики ведения боя. Практика: Демонстрация видеоматериалов. Дискуссия. Раздел 6. Первая медицинская помощь Тема 6.1. Первая медицинская помощь и особенности её оказания Теория: Определение понятия «первая медицинская помощь». Общие понятия о ранениях и кровотечениях. Виды ранений и кровотечений. Практика: Отработка навыков проведения сердечно-легочной реанимации на тренажере – манекене человека. Тема 6.2. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях Теория: Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях. Предназначение и порядок использования индивидуального медицинского оснащения. Методика наложения повязок, остановки кровотечения. Практика: Отработка навыков проведения сердечно-легочной реанимации на тренажере – манекене человека. Тема 6.3. Тактика оказания первой медицинской помощи при боевых действиях Теория: Отличие оказание первой медицинской помощи в условиях боевых действиях от других чрезвычайных ситуаций. Практика: Отработка навыков проведения сердечно-легочной реанимации на тренажере – манекене человека. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов обучения. Практика: Показательные выступления. Анализ достижений юнармейцев. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1, 2, 3, 14; ст.75); 2. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «Овнесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; 3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196); 4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22 ноября 2018 г. N 955 «Обутверждении требований к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы»; 5. Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); 6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)» (далее – СанПиН 2.4.4.3172- 14.). Методическое обеспечение реализации Программы Методическое обеспечение Программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения Программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения. Специфика методических приёмов зависит от возрастных особенностей детей. В работе используются следующие методы: словесные (рассказ, лекция, объяснение, беседа, дискуссия, повторение и закрепление пройденного материала, опрос, анализ); наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, плаката, наглядный показ пневматического стрелкового оружия – винтовки МР-512, пистолетов МР-51, ПМ; модели массогабаритного (ММГ) автомата Калашникова-74, 105; автомат Калашникова модернизированный (АКМ); практические (выполнение ситуативных задач, ролевые игры, учебнотренировочные занятия по стрелковой подготовке, практические занятия в полевых условиях). Обучение по программе очное, но возможно и дистанционное. При этом планируется использовать следующие Электронные ресурсы: - http://voenservice.ru – Основы огневой подготовки; - https // akak.ru— сборка и разборка автомата Калашникова; - https://www.youtube.com/channel/UChtuRmhnhMO9b12Chl71Csw - индивидуально разработанный федерацией Фаертага цикл «Все об АК» https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=13102%40morfDictionary https://voen-konspekt.ru/ https://yunarmy.press/ При проведении учебного занятия используются инновационные педагогические технологии: -развивающего и интерактивного обучения, -проблемно-поисковые, -коммуникативные, -имитационного моделирования экстремальных ситуаций, -информационно-коммуникативные, -здоровьесберегающие. Хорошие результаты приносят методические приёмы, обращенные сразу ко всей группе юнармейцев или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности: индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением обучающегося, его успехами. Одной из форм эмоционального обогащения юнармейцев являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение. Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянное собственное творчество. В учебной деятельности необходимо использование форм и методов работы: формы работы: аудиторные, открытые и зачётные занятия; формы занятий: лекция, тренировочные занятия, соревнования, сдача нормативов, практические занятия, военно-спортивные игры, решение тактических задач. Алгоритм учебного занятия: 1. Организационный момент, повторение ранее усвоенных знаний и умений. 2. Постановка задачи, открытие новых знаний. 3. Первичное закрепление материала. 4. Тренировка. 5. Подведение итога занятия. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Продолжительность учебного года: Начало учебного года – 01.09.2023 г. Начало учебных занятий: в группе – 15.09.2023 Окончание учебного года – 31.05.2024 Календарь занятий Группа 1 г. обуч. 1 полугодие ОП Зимние праздники 2 полугодие ОП Летние каникулы Всего в год 15.0930.12.2023 15,5 недель 31.12.202309.01.2024 10.0131.05.2024 20 недель 01.0631.08.2024 36 недель Календарный тематический план № п/п 1. Тема занятия Количество часов Форма проведения Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с Программой образовательного курсом 2 лекция опрос 2 практическое занятие практические задания 2 2 лекция практическое занятие опрос практические задания 2 2 лекция Практическое занятие опрос практические задания 2. Тема 1.1. Правила и дисциплина юнармейцев во время занятий 3. 4. Тема 2.1. Внешние элементы АК 5. 6. Тема 2.2. Внутренние элементы автомата 7. 8. Тема 2.1. Внешние элементы АК Тема 2.2. Внутренние элементы автомата Тема 2.3. Сборка, разборка АК. Тема 2.3. Сборка, разборка АК. 9. 10. Тема 2.4. Правила прицеливания из оружия 11. Тема 2.5. Снаряжение магазина Тема 2.5. Снаряжение магазина Тема 3.1. Техника безопасности удержания АК, стойка. 12. 13. Тема 2.4. Правила прицеливания из оружия Форма контроля 4 Лекция опрос 4 Практическое занятие Лекция Практическое занятие Лекция практические задания опрос практические задания Опрос Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос 2 2 2 2 2 14. 15. 16. Тема 3.1. Техника безопасности удержания АК, стойка. Тема 3.2. Примыкание и смена магазина Тема 3.2. Примыкание и смена магазина 17. 2 Практическое занятие Лекция Практические задания Практические задания Практические задания Опрос 2 Практическое занятие Практические задания Опрос 2 2 2 Практическое занятие Лекция Тема 3.3. Выполнение команд при условном контакте с противником 18. Тема 3.3. Выполнение команд при условном контакте с противником 19. Тема 3.4. Положение тела и перемещения с автоматом 2 Лекция 20. Тема 3.4. Положение тела и перемещения с автоматом 2 Практическое занятие 21. Тема 3.5. Правила поведения и выполнение команд на стрелковом полигоне 2 Лекция Опрос 2 Практическое занятие Практические задания 2 Лекция Опрос 2 Практическое занятие Практические задания 22. Тема 3.5. Правила поведения и выполнение команд на стрелковом полигоне 23. Тема 3.6. Положение тела и перемещения с автоматом: работа с укрытиями и смена плеча 24. Тема 3.6. Положение тела и перемещения с автоматом: работа с укрытиями и смена плеча Практические задания 25. Тема 3.7. Внештатные ситуации поломки оружия и заклины 2 Лекция опрос 26. Тема 3.7. Внештатные ситуации поломки оружия и заклины 2 Практическое занятие Практические задания 27. Тема 4.1. Обучение стрельбе из пневматической винтовки МР-512 Тема 4.1. Обучение стрельбе из пневматической винтовки МР-512 Тема 4.2. Стрельба из СХП по мишеням Firetag 2 Лекция опрос 2 Практическое занятие Лекция Практическое занятие Лекция Практическое занятие Практические задания опрос Практические задания Опрос Практические задания 28. 29. 30. 31. 32. Тема 4.2. Стрельба из СХП по мишеням Firetag Тема 4.3. Уход за оружием, чистка Тема 4.3. Уход за оружием, чистка 2 2 2 2 33. Тема 5.1. Тактика. Передвижение, положение, укрытие 2 Лекция Опрос 34. Тема 5.1. Тактика. Передвижение, положение, укрытие 2 35. Тема 5.2. Тактика подразделений. Роли. Команды и взаимодействия. Тема 5.2. Тактика подразделений. Роли. Команды и взаимодействия. Тема 5.3. Взаимодействие работы группы со стрельбой из СХП Тема 5.3. Взаимодействие работы группы со стрельбой из СХП Тема 5.4. Действие группы в условиях наступления и отхода Тема 5.4. Действие группы в условиях наступления и отхода Тема 5.5. Современное состояние регулярные и иррегулярных боевых действий в мировых военных конфликтов 2 Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос 42. Тема 5.5. Современное состояние регулярные и иррегулярных боевых действий в мировых военных конфликтов 2 Практическое занятие Практические задания 43. 2 Лекция Опрос 2 Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос Практическое занятие Лекция Практические задания Опрос Практическое занятие 49. Тема 6.1. Первая медицинская помощь и особенности её оказания Тема 6.1. Первая медицинская помощь и особенности её оказания Тема 6.2. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях Тема 6.2. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях Тема 6.3. Тактика оказания первой медицинской помощи при боевых действиях Тема 6.3. Тактика оказания первой медицинской помощи при боевых действиях Теоретическая подготовка 4 Практические задания Тестирование 50. Практическая подготовка 4 Экзамен 36. 37. 38. 39. 40. 41. 44. 45. 46. 47. 48. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Виды контроля: вводный контроль (проверка знаний обучающихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования; текущий контроль отслеживание активности обучающихся в выполнении практических заданий; итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в конце учебного года). Оценочные средства для контроля успеваемости: По завершении курса проводится итоговое занятие, включающее в себя тестирование (проверка теоретического материала) и демонстрация практических умений и навыков. Критерии оценивания навыков Разборка и сборка автомата Калашникова на скорость на оценку Разборка Старшая группа 15 сек. Отлично 18 сек. Хорошо 21 сек. Удовлетворительно Младшая группа 18 сек. Отлично 21 сек. Хорошо 24 сек. Удовлетворительно Сборка Старшая группа 27 сек. Отлично 30 сек. Хорошо 33 сек. Удовлетворительно Младшая группа 30 сек. Отлично 33 сек. Хорошо 36 сек. Удовлетворительно Комплексное силовое упражнение: Комбинированное силовое упражнение на перекладине: Сколько раз необходимо выполнить на оценку Мальчики 10-14 лет Юноши 15-18 лет «3» «4» «5» 1 2 2 3 3 4 Материально-технические условия реализации Программы Программа реализуется на базе Дома ЮНАРМИИ. Для успешного освоения детьми содержания программы необходимо наличие: - учебного класса (для проведения теоретических занятий); - спортивного зала (для занятий физической подготовки); - место для стрельбы из пневматического оружия (длиной - не менее 12 м, шириной - не менее 3 м, может быть совмещено со спортивным залом); кладовой с металлическим шкафом (ящиком) для хранения учебного и пневматического оружия; спортивные снаряды (турник, брусья). При подготовке и проведении теоретических и практических занятий в рамках освоения содержания программы «Курс молодого юнармейца» используется следующее материально-техническое обеспечение: - Ноутбук для педагога - кол-во - 1шт - Манекен Торс для обучения приемам сердечно-легочной реанимации -1 шт. (Раздел 6 Первая медицинская помощь) - автомат АК74М (массо - габаритный макет) – 20 шт (Стрелковая, техническая и тактическая подготовка. Проведение занятий и соревнований по сборке-разборке); - автомат АК-74 (охолощенное оружие) – 20 шт (Стрелковая, техническая и тактическая подготовка. Проведение полевых и тактических выходов); светошумовые патроны 5.45х39 – 5000 шт (Расходники АК74М); - автомат АК-12 (массо - габаритный макет) – 10шт (Стрелковая, техническая и тактическая подготовка. Проведение занятий и соревнований по сборке-разборке); - пистолет Макарова (ПМ) (массо - габаритный макет) – 10 шт (Стрелковая, техническая и тактическая подготовка. Проведение занятий и соревнований по сборкеразборке); - пистолет Макарова (ПМ) (охолощенное оружие) – 2 шт (Стрелковая, техническая и тактическая подготовка. Проведение занятий и соревнований по сборке-разборке); - свето-шумовые патроны 10ТК\10х24 – 500 шт (расходники ПМ); - пневматические винтовки МР-512 – 15 шт (стрелковая подготовка. Проведение занятий и соревнований по стрельбе из пневматического оружия); - пульки 4.5 мм для пневматики – 7000 шт (расходники МР-512); мишени бумажные 5000 шт (расходники МР-512); - маскхалаты полевые (ЕМР\иной камуфляж) – 70 шт (униформа для юнармейцев); грамоты курсантам – 70 шт (вручаются по итогам окончания курсов); значки «Отличник НВП» - 10 шт (вручаются по итогам окончания курсов курсантам с лучшими результатами); - Средства наглядности (плакаты, таблицы, схемы и т.д. для проведения занятий по тактической подготовке) Требования к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы утверждены приказом Минспорта России от 22 ноября 2018 г. № 955. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Балашов А.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность // Учебно-методические материалы. - Смоленск. 2013. 2. Методическое пособие по допризывной подготовке. М.: Военное изд-во МОСССР, 1957. 3. Методические разработки по начальной военной подготовке. М.: изд-во ДОСААФСССР «Москва ордена «знак почета», 1978. 4. Учебное пособие по начальной военной подготовке М.: Минобороны СССР, 1971. При реализации программы на занятиях с детьми используются следующие интернет источники и ресурсы: 1. http://voennizdat.ru – Литература и учебные пособия по военному делу. 2. http://nastavleniya.ru – сборка и разборка автомата Калашникова Для обучающихся: 1. Устав ВВПОД «Юнармия», 2016 Г. Москва 2. Мобильное приложение «Юнармеец» 3. https://yunarmy.ru/for-you/training/obrazovatelnye-materialy/ Приложение 1 Словарь используемых терминов и слов к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Курс молодого юнармейца» Армия - совокупность вооруженных сил; войсковое объединение из соединений и частей. Атака — решительный момент наступательных действий войск — огонь и движение вперед. Батальон — подразделение полка или отдельное. Состоит из 3—4 рот и специальных взводов. Беглый огонь — метод увеличения плотности артиллерийской стрельбы в составе подразделения (батареи, дивизиона и т. п.), когда каждое орудие ведет огонь не по команде (как при стрельбе залпами), а немедленно по готовности. Блиндаж – навес, прикрытие в окопах для защиты от артиллерийского огня. Блокада — военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путем пресечения его внешних связей. Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей. Бомбардировщик - боевой самолёт, который предназначен для поражения наземных и морских объектов противника бомбами или ракетами. Взвод — подразделение в составе роты. Состоит из 2-4 отделений. Война — масшта6ный вооруженный конфликт, достижение политических целей насильственными методами. Гаубица — тип артиллерийского орудия, предназначенного для навесной стрельбы по укрытым целям. Гаубицы обычно имеют калибр от 100 мм и выше, относительно короткий ствол и несколько переменных пороховых зарядов. Тип заряжания большинства гаубиц — раздельный. Гильза — элемент артиллерийского выстрела унитарного или раздельного заряжания. Представляет собой тонкостенный стакан, предназначенный для помещения метательного заряда, вспомогательный элемент к нему, средства воспламенения (капсюль, капсюльная втулка). В выстрелах унитарного заряжания гильза соединяет в одно целое снаряд и заряд. Гладкоствольное орудие — орудие, ствол которого не имеет внутренней нарезки. Обычно предназначается для стрельбы оперенными снарядами (минами) или реактивными снарядами, вращение которых в полете обеспечивается углом установки сопел ракетного двигателя. Дзот - деревоземляная огневая точка, оборонительное фортификационное сооружение, построенное из брёвен, досок и грунта. В стенах устраивали пулемётные или орудийные амбразуры. Диверсия - военный манёвр, имеющий целью отвлечь силы противника от места нанесения главного удара. Разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного значения в тылу у противника. Дивизия — с 1806 г. до 60-х гг. XIX в. сухопутные войска русской армии делились на армии (высшие объединения — непостоянные), которые включали корпуса (высшие соединения в пехоте и кавалерии — непостоянные), имевшие по две дивизии (постоянное войсковое соединение, состоящее из 2-3 бригад двухполкового состава и артиллерийской бригады) и артиллерийские бригады. Дивизия — основное тактическое соединение. Состоит из полков, отдельных 6атадьонов и др. Дислокация – расположение подразделений сухопутных войск и военно-морского флота. Дот - долговременная огневая точка отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов, предназначенное для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами из защищённого помещения. Заградительный огонь — вид артиллерийского огня, применяемый внезапно для отражения атак и контратак пехоты и танков противника на заранее намеченных и, как правило, пристрелянных рубежах (участках). Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Истребители – предназначались для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника в воздухе. Капитуляция — прекращение вооруженной борьбы и сдача войск одного государства другому. Линкор — русское название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии. До начала Второй мировой войны линейные корабли являлись символом могущества ВМС морских держав — средством обеспечения господства на морских ТВД. Мина — взрывающийся боеприпас для стрельбы из минометов; боевое средство для устройства взрывных заграждений. Мобилизация – перевод вооруженных сил государства из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв на действительную военную службу военнообязанных запаса нескольких возрастов. МПВО – местная противовоздушная оборона. Местная система оборонных мероприятий по противовоздушной обороне, осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов. Наступление — вид ведения военных действий с целью разгрома противника и овладения важными рубежами или районами. Оборона — вид боевых действий, применяемый с целью сорвать наступление противника. Огневая точка – называют любое огневое средство (пулемёт, гранатомёт и т.д.) расположенной на огневой позиции, т.е. в месте, выбранном для ведения огня по расположению противника. Оккупация – временный захват чужой территории военной силой без законных на нее прав. Окоп – ров с насыпью, укрытие для защиты от огня и ведения стрельбы. Отделение – низшее, то есть самое маленькое подразделение. Партизанское движение – вид борьбы народных масс за свободу и независимость своей Родины или за социальные преобразования, которая ведется на территории, занятой противником. Проявляется партизанское движение главным образом в форме ведения боевых действий, диверсиях, саботаже и др. В партизанском движении могут принимать участие части регулярных войск, действующих в тылу врага. Перегруппировка – организованное перемещение войск при подготовке или в ходе военных операций. Планшетка - полевая сумка специальная сумка для командного (начальствующего) состава. Плащ – палатка – непромокаемая брезентовая накидка размером 180х180см. Она защищала бойца от ветра и дождя, а также служила для маскировки, переноски раненых, для перекрытия в виде одеяла или подстилки на ночлеге и отдыхе в сухую погоду. А ещё из такой накидки можно было соорудить палатку. Подполье – нелегальные организации, ведущие борьбу с захватчиками на оккупированных территориях. Полк — воинская часть, организационно самостоятельная боевая единица. Расчет — группа военнослужащих, непосредственно обслуживающая орудие, пулемет и другие виды оружия и техники; первичная организационная единица в артиллерийских войсках, связи и др. Количество личного состава в расчете зависит от вида (системы) оружия, техники. Род войск — составная часть вида вооруженных сил, включающая части и соединения, имеющие только им присущие оружие, боевую технику, применяющие свою тактику, обладающие характерными для них боевыми свойствами. Рокировка – это когда войска двигаются вдоль фронта или из глубины фронта к передовой. Рота - подразделение из нескольких взводов в составе батальона или отдельное. Рубеж обороны – участок местности, инженерно подготовленный для ведения обороны. Свеча – одна из форм пилотажа, резкий вертикальный взлёт. Сигнальная ракета - пиротехническое средство сигнальной зрительной (иногда звуковой) связи, применяемое для передачи коротких команд, оповещения, обозначения и взаимного узнавания своих войск, самолётов, кораблей, а также передачи сигналов вызова, переноса и прекращения огня и целеуказания. Снайпер — специально подготовленный и в совершенстве владеющий своим оружием профессиональный военный, привлекаемый для решения огневых задач на расстояниях и в условиях, требующих особых навыков и высокого уровня индивидуальной стрелковой подготовки Совинформбюро – ведомство, руководящее работой всех средств массовой информации. Соединение — общее наименование бригады, дивизии, корпуса в различных родах войск. Стратегия — искусство полководца, общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия — составная часть военного искусства. Стрелковый корпус — общевойсковое тактическое соединение Вооружённых Сил СССР. Тактика — инструмент реализации стратегии, подчинена основной цели стратегии. С греческого переводится как «искусство построения войск». Торпеда - вид морского оружия (морской вид вооружения), создан во второй половине XIX столетия - первый в мире вид автоматического управляемого оружия, первоначально вызвал оживлённые комментарии прессы, а затем послужил основой изменения тактики ведения военно-морских операций и возникновению новых классификационных типов боевых кораблей. Тральщик - корабли противоминной обороны СССР второй мировой войны. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения морских мин и проводки кораблей через минные заграждения. Дополнительные задачи: конвоировать транспорты, совершать набеговые операции, обстреливать побережье, высаживать десанты, эвакуировать войска. Трассирующий снаряд, трассирующая пуля, просторечие трассер — боевой припас особой конструкции к огнестрельному оружию, поражающие элементы (пуля) которого начинают светиться в полёте и оставляют ясно видимый след (трассу, отсюда и название) для стрелка, предназначенный для корректировки огня и целеуказания. Тыл — вся территория воюющей страны, кроме района военных действий. Фронт - линия развертывания вооруженных сил и их соприкосновения с противником. Ходы сообщения – это узкие рвы с насыпями по бокам. Нужны для того, чтобы бойцы могли скрытно перемещаться между окопами, траншеями и другими сооружениями на позициях. Штурмовик — летательный аппарат, относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск и морских сил в бою, а также для прицельного поражения наземных и морских целей. Эвакуация – вывод войск, военного имущества или населения во время войны. Приложение 2 Тест 1. Внешние и внутренние элементы АК 1. Сколько запчастей должно лежать на столе, при «неполной» разборке АК-74?А) 12 Б) 14 В) 10 Г) 9 2. Как называется деталь автомата, которая препятствует проникновению грязи вовнутренние элементы автомата? А) Крышка ствольной коробки Б) Затвор В) Пенал Г) Шомпол 3. Как называются основные элементы, которые используются в прицеливании изавтомата? А) Рукоять Б) Целик и мушка В) Целик Г) Мушка 4. В каком году Автомат Калашникова встал на вооружение? А) в 1980 Б) в 1950 В) в 1949 Г) в 1945 5. Сколько патронов содержится в стандартном магазине АК-74? А) 20 Б) 10 В) 40 Г) 30 6. Какой калибр используется у АК-74? А) 5.45х39 Б) 7.62х39 В) 5.45х20 Б) 7.62х54 7. Основные отличия АК-74 от АКМ? А) Наличие дульного тормоз-компенсатора Б) Деревянный приклад В) Калибр Г) Скорострельность 8. Какой вес имеет АК-74 в неснаряженном состоянии? А) 5 кг Б)3.4 кг В) 3.07 кг Г) 5 кг Д) 7 кг 9. Норматив разборки АК-74 на оценку «ХОРОШО» А) 14 сек Б) 10 сек В) 5 сек Г) 20 сек 10. Как звали изобретателя Автомата Калашникова? А) Федор Филиппович Калашников Б) Евгений Фёдорович Драгунов В) Михаил Тимофеевич Калашников Г) Игорь Яковлевич Стечкин Приложение 3 Тест 3. Тактика 1.Что такое тактика? А) правила поведения Б) составная часть военного искусства + В) военное шествие Г) вид военного искусства 2.Кто из военноначальников и полководцев внесли в развитие тактики. А) Калашников Б) Макаров В) Македонский + Г) Драгунов 4.Что такое тактическая подготовка? А) обучение личного состава в подготовке и введении боя + Б) нападение на врага В) отступление Г) все ответы верны 3.Когда появилась тактика? А) в 1941г. Б) в 1942г. В) с появлением армии + Г) в 1965г. 4.Что такое бой? А) стрельба из всех видов оружия Б) уничтожение боевой техники В) уничтожение живой силы противника Г) основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон. + 5.Что такое удар? А) стрельба из всех видов оружия Б) составная часть боя, заключающаяся в одновременном поражении группировок войск + В) уничтожение живой силы противника Г) основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон. 6.Что такое огонь? А) стрельба из всех видов оружия Б) уничтожение боевой техники В) одно из основных средств уничтожения противника в бою на суше, на море и в воздухе + Г) основная форма тактических действий войск авиации и флота, воюющих сторон. 7 .Что такое маневр? А) стрельба из всех видов оружия Б) уничтожение боевой техники В) уничтожение живой силы противника Г) организованное передвижение войск в ходе боя на новое направление 8.Обязанности солдата в бою. А) знать боевую задачу отделения и свою задачу + Б) знать своего противника В) знать как уничтожить противника Г) нет верного ответа 9.Кто такой часовой? А) это командир в/ это солдат Б) это рядовой В) это солдат Г) это вооруженный караул + 10. Из каких составных частей состоит военное искусство? А) оборона и наступление Б) военная наука, теория и практика В) тактика, оперативное искусство, стратегия + Г) изучение вопросов войны и мира Приложение 4 Тест 3. Медицина 1. Где, как правило, оказывается первая медицинская помощь? А) В медицинском пункте бригады Б) На месте получения ранения (поражения) В) На медицинском посту роты 2. 2. Что из перечисленного не входит в экипировку санитарного инструктора? А) Сумка медицинская войсковая Б) Лямка медицинская носилочная В) Сумка медицинская санитара 3. При оказании первой помощи в первую очередь следует использовать А) Индивидуальный перевязочный пакет раненого Б) Перевязочные средства из СМС В) Перевязочные средства из СМВ 4. Венозное кровотечение останавливается А) Жгутом Б) Давящей повязкой В) Пальцевым прижатием 5. При воздействии ударной волны взрыва на значительную поверхность тела человеканаступает А) Ушиб Б) Травматический шок В) Контузия 6. В каком порядке оказывается первая медицинская помощь? А) В порядке самопомощи Б) В порядке само- и взаимопомощи В) В порядке взаимопомощи 7. Что является целью первой медицинской помощи? А) Предотвращение развития осложнений и гибели раненого Б) Доставка раненого в мед. подразделение В) Восстановление боеспособности раненого 8. К основным признакам вывиха не относитсяА) Невозможность движений в суставе. Б) Вынужденное положение конечности из-за сокращения мышц. В) Обширная гематома. 9. Первым признаком развивающегося отморожения является А) Потеря чувствительности Б) Колющая боль В) Побеление 10. В чем заключается частичная санитарная обработка при заражениирадиоактивными веществами? А) В механическом удалении радиоактивных веществ с открытых участков тела, обмундирования, средств защиты. Б) В омывании чистой водой открытых участков тела, обмундирования, средств защиты. В) В отчуждении и изолировании заражённых предметов обмундирования и экипировки. Приложение 5 Требования к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы 1. Настоящие требования к помещениям и участкам местности, специальноприспособленным для спортивной стрельбы (далее - Требования), разработаны в соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2011, N 1, ст. 10; 2016, N 27, ст. 4160) (далее - Федеральный закон) и определяют требования к помещениям и участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы. 2. Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического пораженияцели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.1 3. Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели нарасстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.2 4. К помещениям, специально приспособленным для спортивной стрельбы, относятся: - крытые тиры; - полуоткрытые тиры. К участкам местности, специально приспособленным для спортивной стрельбы, относятся: - открытые тиры; - открытые стрельбища. 5. Крытый тир оборудуется пуленепробиваемыми (защитными) стенами или боковымивалами, потолком, полами и пулеулавливателем, который располагается за мишенью, конструкционные характеристики которых не позволяют пуле от прямых выстрелов проникать сквозь них. В качестве антирикошетного покрытия пулеулавливателей, стен, потолка и пола крытых тиров используются не допускающие рикошет пули материалы, в качестве которых могут применяться фанера и ее производные, деревянный брус, доска, пластиковые, полиуретановые или резиновые покрытия. 6. Полуоткрытый тир оборудуется пулеприемным валом или пулеулавливателем залинией мишеней, боковыми валами или пуленепробиваемыми (защитными) стенами и поперечными перехватами поверху. Пулеприемный вал, пулеулавливатель, боковые валы, пуленепробиваемые (защитные) стены и поперечные перехваты полуоткрытых тиров должны исключать возможность вылета пуль от прямых выстрелов, произведенных с любого огневого рубежа (позиции) или пространства, из которого может осуществляться стрельба, в любых направлениях. 7. Открытый тир оборудуется пулеприемным валом в основном направлении стрельбыи зоной безопасности, исключающими поражение людей за пределами открытого тира и внешним ограждением по периметру (например, пуленепробиваемыми боковыми земляными валами). Размеры безопасных (излетных) зон открытых тиров определяются по направлению стрельбы в зависимости от характеристик оружия, используемого в открытом тире, с учетом топографических (ландшафтных и рельефных) особенностей, включая размеры пулеприемных валов и наличие пуленепробиваемых боковых земляных валов, снижающих разлет (рикошет) и обеспечивающих безопасное функционирование открытого тира. 8. Открытое стрельбище, на котором в том числе проводится стрельба дробовымипатронами, оборудуется внешним ограждением по периметру. Ограждение по направлениям и секторам в соответствии с планом-схемой открытого стрельбища устанавливается на расстоянии не менее 120 метров от огневого рубежа (позиции) по направлению стрельбы. 9. Крытые, полуоткрытые и открытые тиры должны иметь огневые рубежи (позиции), скоторых производятся выстрелы. Совокупность огневых рубежей (позиций) образует линию огня. 10. Толщина пулетормозящего слоя пулеулавливателя должна превышать длинутормозного пути пули в пулетормозящем материале. 11. Крытые тиры для использования спортивного пневматического оружия с дульнойэнергией не более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм могут размещаться в нежилых помещениях, оборудованных в соответствии с пунктом 5 настоящих Требований. 12. Минимальная дистанция стрельбы от огневого рубежа (позиции) до мишени впомещениях и на участках местности, указанных в пункте 4 настоящих Требований, определяется правилами соответствующего вида спорта.